slogan.png

Всё о Нью-Йорке: достопримечательности - Памятники истории и архитектуры Нью-Йорка

Памятники истории, архитектуры и уличного изобразительного искусства

 

«Нижний город»

Изучение достопримечательностей острова, который дал имя району Нью‑Йорка, начнем с округа Нижний Манхаттан (lower Manhattan). Подчеркнем, что ряд его достопримечательностей все еще восстанавливается после разрушения Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года. Однако, к счастью, большая их часть не была повреждена.

Как помнят читатели, на южной оконечности острова находится пристань парома, по кольцевому маршруту следующего на Либерти‑Айленд и Эллис‑Айленд и затем возвращающегося обратно на Манхаттан. А рядом, немного восточнее, на Уайтхолл‑стрит (Whitehall Street), расположена пристань парома на Статен‑Айленд (Staten Island Ferry). Он работает круглосуточно, и его услуги – бесплатные. Паромная переправа между Манхаттаном и Статен‑Айлендом в 1810 году стала первым деловым предприятием впоследствии могущественного и знаменитого Корнелиуса Вандербильта. А сейчас она является одной из главных достопримечательностей города.

clip_image004

Вид Нижнего Манхаттана с побережья Нью‑Джерси, из парка статуи Свободы

Пассажиры имеют возможность полюбоваться удивительными, неповторимыми видами Верхней Нью‑Йоркской бухты, статуи Свободы, Эллис‑Айленда и величественной панорамой Нижнего Манхаттана.

Совсем рядом с пристанью Статен‑Айлендского парома, по адресу: Саут‑стрит, 11 (11 South Street), расположено построенное в 1907 году в стиле бо ар по проекту фирмы «Уолкер и Моррис» здание «Бэттери маритайм билдинг» (Battery Maritime Building). В период с 1909 по 1938 год здесь размещался муниципальный терминал паромов до Бруклина. Сейчас здание принадлежит службе Береговой охраны и для публики закрыто. Зато снаружи, со стороны бухты можно полюбоваться эффектными входными арками, которые встречают корабли, окружающими их высокими колоннами, изящными решетками, литыми фигурами и розетками в стиле бо ар. Этот впечатляющий «ложный фасад» выкрашен в медно‑зеленый цвет.

В западной части Нижнего Манхаттана расположен Батарейный парк, или Бэттери‑парк (Battery Park).

Джон Маккомб‑младший (1763–1853), создатель «Дома Джеймса Уотсона» (1806) – единственного уцелевшего из некогда многочисленных особняков в окрестностях Батарейного парка, был первым знаменитым архитектором американского происхождения.

Такое название он получил, поскольку был разбит на том месте, где раньше стояли пушки, защищавшие вход в гавань. Значительная часть территории парка возникла в результате засыпки землей прибрежных вод. Сейчас он занимает 10 гектаров. Этот зеленый уголок буквально заставлен статуями и монументами. Памятники Батарейного парка посвящены как коллективным героям нью‑йоркской истории (например, первым еврейским иммигрантам или Береговой охране США), так и отдельным выдающимся личностям (скажем, Джованни да Верраццано, который первым из европейцев посетил Нью‑Йоркский залив, или поэтессе Эмме Лазарус, чьи вдохновенные строки выгравированы на постаменте статуи Свободы).

clip_image005

«Дом Джеймса Уотсона»

В этом парке на крайнем юго‑западе Манхаттана находится Национальный монумент «Форт Клинтон» (Castle Clinton National Monument). Это укрепление в стиле неоклассицизма создали архитекторы Джон Маккомб – младший и Джонатан Уильямс. Оно было построено в 1808–1811 годах в виде оборонительного поста, выступающего в море на 91 метр. Однако его 28 пушек никогда не использовались в сражениях. Форт был закрыт уже в 1824 году, а островок в результате засыпки землей прибрежных вод постепенно полностью соединился с берегом. После закрытия форта здесь сперва размещался театр, затем в период с 1855 по 1892 год – иммиграционный центр‑предшественник Эллис‑Айленда (через него были пропущены более 8 млн иммигрантов), а с 1896 по 1941 год – Нью‑Йоркский аквариум (позже перемещенный в Бруклин, на Кони‑Айленд).

clip_image006

«Форт Клинтон»: южный вход

Теперь «Форт Клинтон» – памятник истории, открытый для бесплатного посещения ежедневно с 8:30 до 17:00, за исключением 25 декабря, когда он не работает. Также в его стенах часто проводятся музыкальные концерты.

В северо‑западной части Батарейного парка на берегу Гудзона расположен жилой район Бэттери‑парк Сити (Battery Park City), построенный в стиле постмодернизма. Проект по его созданию был запущен сравнительно недавно, около трех десятилетий тому назад. Этот район занимает площадь в 37 гектаров и предназначен для размещения 25 тыс. человек. В его границах вдоль берега Гудзона проложена двухкилометровая прогулочная дорожка , с которой открывается замечательный вид на Статую Свободы.

Неоклассицизм безраздельно господствовал в нью‑йоркском зодчестве с 1780 года почти до конца второго десятилетия XIX века.

В Бэттери‑парк Сити, на улице Уэст‑стрит (West Street), находится Всемирный финансовый центр (World Financial Center), который возведен из стекла и стали в стиле постмодернизма по проекту, созданному под руководством выдающегося аргентинско‑американского архитектора Сесара Пельи (Пелли). Этот грандиозный комплекс, торжественно открытый в 1988 году, с начала существования, сравнивая опять‑таки с нью‑йоркским шедевром градостроительства (см. раздел «Средний город»), восторженно называют «Рокфеллеровским центром XXI века». В четырех его башнях разместились офисы крупнейших финансовых компаний планеты. В центре комплекса сооружен потрясающий своим великолепием и блеском Зимний сад с так называемым пальмовым двором. По бокам расположены четыре с половиной десятка ресторанов и магазинов. У выхода на берег Гудзона – красивая набережная и причалы для яхт. Ведущие в Зимний сад широкие мраморные лестницы используются как сидячие места на часто проходящих здесь бесплатных музыкальных концертах, театральных и танцевальных представлениях.

clip_image007

Всемирный финансовый центр: вид со стороны Гудзона

К северу от пристани статен‑айлендского парома и «Бэттери мари‑тайм билдинг», на Перл‑стрит (Pearl Street), находится единственный сохранившийся в Нью‑Йорке квартал коммерческих зданий XVIII века. В частности, номер 54‑й – точная копия таверны Фраунсиса (Fraunces Tavern), построенной в 1719 году. Именно в ней главнокомандующий Джордж Вашингтон после победного завершения Войны за независимость прощался со своими офицерами. Здесь в ресторане, размещенном на первом этаже, любители старины могут полюбоваться весьма привлекательными дровяными печками и заодно неплохо перекусить. На втором и третьем этажах здания таверны располагается музей.

clip_image008

Скульптура, изображающая Америку, возле «Здания таможни США»

Если от таверны Фраунсиса двинуться в северо‑западном направлении, то вскоре попадаем на Боулинг‑грин (Bowling Green) – небольшую площадь‑сквер треугольной формы. Это самый первый городской парк Нью‑Йорка. До 1776 года на Боулинг‑грин стоял конный памятник английскому королю Георгу III. В патриотическом порыве американские виги раскололи его на мелкие кусочки и переплавили на пули. А вот сооруженная в 1771 году парковая решетка находится на прежнем месте, только украшавшие ее королевские короны разделили участь памятника. В центре площади сейчас бьет фонтан.

Украшением Боулинг‑грин, Нижнего Манхаттана и всего Нью‑Йорка является «Здание таможни США» (US Custom House). Этот гранитный дворец в стиле бо ар построил в 1907 году выдающийся архитектор Касс Гильберт. Хотя в 1973 году таможенная служба США съехала из этого здания, за ним сохранилось историческое название. Дворец украшают сорок четыре ионических колонны с узорчатыми фризами. Символика декора подчинена прославлению Нью‑Йорка как великого города‑порта. Скульптуры работы Дэниела Честера Френча изображают четыре части света в виде сидящих женщин: Азию (созерцающую), Америку (оптимистически смотрящую вперед), Европу (окруженную символами прошлой славы) и Африку (еще не пробудившуюся). Внутри ротонда украшена прекрасными настенными панно работы Реджинальда Марша, которые изображают прибытие кораблей в гавань. С 1994 года в здании размещается музейная экспозиция Центра им. Джорджа Густава Хейя при Смитсоновском Национальном музее американских индейцев.

От Боулинг‑грин берет начало Бродвей. Двинемся по этой легендарной артерии Манхаттана и Нью‑Йорка. Очень скоро мы окажемся возле здания «Кьюнард билдинг» (Cunard Building), расположенного по адресу: Бродвей, 25 (25 Broadway). Оно возведено в 1917–1921 годах по проекту зодчего Бенджамина Уистара Морриса , пользовавшегося консультативной поддержкой архитекторов фирмы «Каррер и Гастингс», в неоренессансном стиле. Особенно знаменит Большой холл этого дома. Его потолок украшен великолепными панно и фресками, выполненными Эзрой Винтером. Они отображают сюжеты из ранней истории мореплавания. Здание «Кьюнард билдинг» открыто для бесплатного посещения по будням с 8:00 до 18:00 (в четверг – до 19:00).

Неоготический стиль получил широкое распространение в нью‑йоркском зодчестве начиная с середины 40‑х годов XIX века.

Пройдем по Бродвею дальше, до пересечения с легендарной Уоллстрит. Здесь, по адресу: угол Бродвея и Уолл‑стрит (Broadway at Wall Street)y полюбуемся церковью Троицы (Trinity Church). Она принадлежит старейшему в Америке приходу англиканской церкви, основанному еще в 1697 году, и является уже третьей по счету церковью, сооруженной на этом месте. Нынешнюю церковь Троицы возвел в 1846 году архитектор Ричард Апджон в неоготическом стиле. С этого момента начался длительный период «готического возрождения» в зодчестве США и Нью‑Йорка. Сегодня трудно поверить, однако в первое время после создания церковь Троицы была самым высоким зданием Нью‑Йорка! Медные входные двери, которые украшены изощренным скульптурным декором, создал Ричард Моррис Хант ; образцом и источником вдохновения для него служило бессмертное творение Лоренцо Гиберти – «Райские врата» баптистерия флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре. На церковном кладбище похоронены многие знаменитые ньюйоркцы, в том числе выдающийся государственный и политический деятель Александр Гамильтон и изобретатель парохода Роберт Фултон. Церковь открыта для посещения ежедневно с 7:00 до 18:00 (кладбище – до 16:00).

clip_image009

Церковь Троицы