Вернемся к Центральному парку и двинемся на север вдоль его границы. Первым среди незаурядных памятников архитектуры на нашем пути встретится «Отель художников» (Hotel des Artistes), находящийся по адресу: Западная 67‑я улица, 1 (1 West 67th Street). Это двухэтажное здание в неоготическом стиле было возведено архитектором Джорджем Мортом Поллардом в 1918 году. Изначально оно предназначалось для размещения студий художников. Позже здесь стали селиться видные деятели других родов искусства. В числе знаменитых жильцов дома были, скажем, Норман Рокуэлл и Айседора Дункан. Размещенное в нем «Кафе художников» славится своей французской кухней и мистико‑романтическими настенными росписями работы Говарда Чандлера Кристи , которые изобилуют обнаженной натурой. Здание открыто для осмотра круглосуточно, продолжительность посещения (кстати, бесплатного) – от 30 минут до двух часов. Время работы кафе часто изменяется.
Далее по адресу: Западная 72‑я улица, 1 (1 West 72nd Street) находится многоквартирный дом «Дакота» (The Dakota). Это интереснейшее здание было сооружено в 1881–1884 годах по проекту архитектора Генри Дж. Харденберга. В облике строения сочетаются черты немецкой готики, французского ренессанса и английского викторианского стиля. Это здание стало первым элитным многоквартирным домом Нью‑Йорка и по‑прежнему входит в число наиболее престижных. Именно здесь до последних дней жил легендарный Джон Леннон. Интерьер здания оценить вряд ли удастся: для посещения публики «Дакота» закрыта.
По адресу: угол Центрально‑паркового Западного проспекта и Западной 79‑й улицы (Central Park West at West 79th Street) размещается Американский музей естественной истории (American Museum of Natural History). Его первое здание в неоготическом стиле было возведено в 1874–1877 годах по проекту архитекторов Калверта Бокса и Джейкоба Рея Моулда. Впрочем, оно сейчас затерялось среди позднейших строений комплекса, занимающего четыре квартала.
Весьма примечательным в архитектурном отношении является эффектное сооружение Роузовского центра изучения Земли и космоса (Rose Center for Earth and Space), который является частью Американского музея естественной истории. Главный вход в него расположен с северной стороны музея, на Западной 81‑й улице (West 81st Street), неподалеку от Центрально‑паркового Западного проспекта. Оно представляет собой результат кардинальной переделки здания «Планетария Хайдена» (Hayden Planetarium), благодаря которой в 2000 году возникло совершенно новое, ультрасовременное строение. Авторами его проекта являются архитекторы Джеймс Стюарт Полшек и Тодд X. Шлиманн. Здание представляет собой 7‑этажный стеклянный куб, в который заключена громадная Хайденова сфера.
Выше 110‑й улицы, по которой проходит северная граница Центрального парка, в западной части острова расположена местность Морнингсайд‑Хайтс (Morningside Heights). Здесь по адресу: Амстердам‑авеню, 1047 (1047 Amsterdam Avenue), между Западными 110‑й и 113‑й улицами, первая из которых также известна как Соборная аллея (Cathedral Parkway), находится удивительный памятник архитектуры – кафедральный собор Св. Иоанна Богослова (Cathedral of St John the Divine). Он претендует на звание самого большого собора англиканской церкви и третьего по величине христианского храма мира, хотя эти титулы оспаривает англиканский кафедральный собор Ливерпуля. Возведение нью‑йоркского собора началось еще в 1892 году, однако до сих пор он построен лишь на две трети. Его внутренние размеры составляют 186 метров в длину, 45 метров в ширину и почти 38 метров в высоту. Зодчие Джордж Льюис Хайнс и Джон Лафарж начинали возводить собор в византийско‑романском стиле. С 1911 года архитектор Ральф Адамс Крам переориентировал строительство в духе французской готики, в результате чего специалисты оценивают стиль сооружения в целом как неоготический. В дальнейшем большой вклад в работу внес зодчий Джон Томас Доран. С 1979 года по сей день строительством руководит архитектор Джеймс Бембридж. Прекрасен не только наружный облик, но также интерьер собора и его окрестности. В частности, на лужайке к югу от него скульптор Грег Уайатт воздвигнул бронзовый «Фонтан Мира». Здание собора открыто для осмотра по пятницам и субботам – с 7:00 до 18:00, по воскресеньям – с 13:00 до 19:00.
Внимание многих гостей города привлекает «частный» мемориал супругов Штраус на углу Западной 106‑й улицы и Уэст‑Энд‑авеню. Исидор Штраус (1845–1912) был совладельцем знаменитого универмага «Мейсис» и членом конгресса США, а его жена Ида погибла при крушении легендарного «Титаника».
К северо‑западу от кафедрального собора Св. Иоанна Богослова расположен кампус (городок) прославленного Колумбийского университета (Columbia University). Главный вход – на углу Бродвея и Западной 116‑й улицы (Broadway and West 116th Street). Архитектор Чарльз Макким разместил университетский городок на террасе, приподнятой над уровнем окрестных улиц.
Главную площадь кампуса с юга и севера украшают два прекрасных библиотечных здания. Батлеровская библиотека (Butler Library) сейчас является основной библиотекой Колумбийского университета, чей фонд насчитывает 6 млн томов. Ее строительство было закончено в 1934 году. Она была возведена из кирпича и известняка в неоклассическом стиле по проекту замечательного архитектора Джеймса Гэмбла Роджерса , чьей самой известной работой является кампус Йельского университета. Вызывают восхищение и дилетантов, и специалистов монументальная ионическая колоннада и многоэтажные окна, созданные по римскому образцу.
Здание Библиотеки Лоу (Low Library) было возведено по проекту создателя кампуса Колумбийского университета Чарльза Маккима из известняка в неоклассическом стиле. Его сооружение было закончено в 1901 году. С этого момента украшенное монументальной колоннадой и изысканным куполом здание храмового типа – подлинный храм науки – стало архитектурной доминантой кампуса. На ведущих ко входу ступенях стоит торжественная скульптура «Альма‑матер» работы знаменитого ваятеля Дэниела Честера Френча. Книги из здания Библиотеки Лоу еще в 1930‑е годы были перевезены в Батлеровскую библиотеку. Сейчас в нем размещаются административные офисы и мемориальный холл, проходят различные собрания и церемонии.
Некоторые специалисты самым красивым из зданий кампуса Колумбийского университета считают расположенную по соседству с Библиотекой Лоу часовню Св. Павла (St Paul’s Chapel). Это весьма привлекательное сооружение, возведенное в 1904 году по проекту архитектора И. Н. Фелпса Стоукса , несет на себе отпечаток итальянского ренессанса, византийского и готического стилей.
Двигаясь от кампуса Колумбийского университета на северо‑запад, вскоре подойдем к Риверсайдской церкви (Riverside Church), располагающейся по адресу: Риверсайдский проезд, 420, угол с Западной 122‑й улицей (420 Riverside Drive at West 122nd Street). Она была возведена в 1926–1930 годах в готическом стиле по проекту, разработанному фирмой «Аллен, Пелтон и Колленс».
Этот межденоминационный (принадлежащий совместно американским баптистам и Объединенной церкви Христа) храм был возведен за счет средств Джона Д. Рокфеллера – младшего. Колокольня храма возносится ввысь на 120 метров. Можно подняться на лифте на 20‑й этаж и пройти еще 140 ступенек до самого ее верха, откуда открывается потрясающий вид на лежащую к северу часть Манхаттана.
Фрагмент великолепного скульптурного декора Риверсайдской церкви
Принадлежащий Риверсайдской церкви набор из 74 колоколов – первый в мире по количеству, а 20‑тонный колокол «Бурдон» – самый большой по размеру и весу среди музыкальных колоколов за всю историю человечества. Крупнейшим в мире считается и установленный здесь орган с 22 тыс. труб. Интерьер церкви украшают три живописных работы Генриха Гофмана:
«Христос во храме» (1871), «Христос и молодой богач» (1889) и «Христос в Гефсимане» (1890). Церковь открыта для осмотра со вторника по воскресенье, с 10:30 до 17:00.
К северо‑западу от Риверсайдской церкви, на окраине Риверсайдского парка, на углу Западной 122‑й улицы и Риверсайдского проезда (West 122nd Street and Riverside Drive) находится грандиозная «Усыпальница Гранта» (Grant’s Tomb). Здесь покоятся генерал Улисс Симпсон Грант (1822–1885), который во время Гражданской войны 1861–1865 годов был главнокомандующим победоносной армии Севера, защитившей идеалы свободы, а в 1869–1877 годах – 18‑м президентом США, и его жена. Именно Грант завещал похоронить их рядом. Склеп, возведенный по типу легендарного мавзолея в Галикарнассе, был построен на средства, собранные путем добровольных пожертвований, в период с 1885 по 1897 год. Он выполнен в стиле неоклассицизма по проекту нью‑йоркского архитектора Джона Дункана из известняка. Снаружи его украшает настенная мозаика. Внутренний вид навеян парижской усыпальницей Наполеона I. Саркофаги Гранта и его жены весят по восемь с половиной тонн каждый. В двух выставочных залах представлена экспозиция, посвященная частной жизни Гранта и его деятельности как военачальника и президента. Усыпальница открыта для посещения ежедневно с 9:00 до 17:00. Закрыта она 1 января, в День благодарения (четвертый четверг ноября) и 25 декабря.
К северу от местности Морнингсайд‑Хайтс располагается исторический район Гамильтон‑Хайтс (Hamilton Heights), известный также под названием Гарлемских высот. Первоначально здесь размещались усадьбы богатых ньюйоркцев. Внушительные трех– и четырехэтажные каменные дома, построенные в 1886–1906 годах и несущие на себе черты фламандского, романского и тюдорианского стилей, сейчас используются Городским колледжем университета Нью‑Йорка (City College of the University of NY). Центральный вход – на углу Конвент‑авеню и Западной 138‑й улицы (Convent Avenue and West 138th Street). Архитектурная доминанта кампуса – главное здание, возведенное в период с 1903 по 1907 год, – стоит на вершине холма. Материалом для него послужил аспидный сланец, который извлекался при строительстве метро в Манхаттане.
Многие возводившиеся в 20–40‑х годах прошлого века ступенчатые нью‑йоркские небоскребы имели облик, похожий на форму «свадебного торта»; это словосочетание стало неофициальным наименованием соответствующего архитектурного стиля.
К северу от Городского колледжа университета Нью‑Йорка, по адресу: Конвент‑авеню, 287 (287 Convent Avenue), находится Национальный монумент «Ферма Гамильтона» (Hamilton Grange National Monument). Деревянный дом с колоннами в федеральном стиле построил в 1802 году архитектор Джон Маккомб – младший. Знаменитый сын Нью‑Йорка Александр Гамильтон провел в этом доме два последних года своей жизни. Дом открыт для посещения с пятницы по воскресенье, с 9:00 до 17:00.
Собственно, исторический район Гамильтон‑Хайтс входит в состав знаменитого округа Гарлем (Harlem). В северной его части, ближе к центру острова, находятся еще несколько достопримечательностей. По адресу: Западная 138‑я и Западная 139‑яулицы, 202–250 (202–250 West 138th & West 139th Streets), между бульваром Адама Клейтона Пауэлла – младшего (Седьмой авеню) и бульваром Фредерика Дугласа (Восьмой авеню), расположен исторический квартал Св. Николая (St Nicholas
Historic District). Два ряда его прекрасных зданий были построены в 1891 году. Группа ведущих зодчих того времени сумела сотворить гармоничный целостный ансамбль. Северная цепочка домов, созданная архитекторами фирмы «Макким, Мид и Уайт», заставляет вспомнить о каменных дворцах эпохи Возрождения. В южной цепочке выделяются дома, возведенные в георгианском стиле с отпечатком викторианского по проектам Джеймса Броуна Лорда: поражают их великолепные краснокирпичные фасады и фундаменты из бурого песчаника.
Восточнее, совсем неподалеку от исторического квартала Св. Николая, по адресу: Западная 138‑я улица, 132 (132 West 138th Street), стоит Абиссинская баптистская церковь (Abyssinian Baptist Church). Эта старейшая нью‑йоркская церковь для чернокожих прихожан была основана еще в 1808 году. Однако знаменитой она стала уже в XX веке благодаря харизматичному пастору Адаму Клейтону Пауэллу – младшему (1908–1972), видному деятелю движения за права человека. Эффектное нынешнее здание церкви было возведено в 1923 году по проекту архитектора Чарльза У Болтона в неоготическом стиле из известняка.
К юго‑востоку от Абиссинской баптистской церкви, по адресу: бульвар Малколма Икса, 515 (515 Malcolm X Boulevard), находится Шомбурговский центр исследований негритянской культуры (Schomburg Center for Research in Black Culture). Его новое шикарное здание, которым стоит полюбоваться и снаружи и внутри, было сдано в эксплуатацию в 1991 году. Оно открыто для осмотра со вторника по субботу; время, отводимое для посещений, непрерывно изменяется. Закрыт комплекс по воскресеньям, понедельникам и в праздничные дни.
Если мы будем возвращаться от Шомбурговского центра к Центральному парку по бульвару Малколма Икса, вскоре с левой стороны, на Западных 119 – 124‑й улицах (West 119th – West 124th Streets), раскинется исторический район Маунт‑Моррис (Mount Morris Historic District). В конце XIX века он был застроен весьма привлекательными особняками. Сейчас от былого великолепия мало что сохранилось, за исключением нескольких действительно красивых церквей.
С другой стороны района Маунт‑Моррис находится парк им. Маркуса Гарвея (Marcus Garvey Park). Он разбит на скалистых холмах. Здесь стоит пожарная каланча, построенная в 1856 году. На ее смотровую площадку можно подняться по спиральной лестнице. Отсюда открываются поистине великолепные виды.
Завершим знакомство с памятниками истории и архитектуры острова в местности, которая называется Верхним Манхаттаном (upper Manhattan). В южной его части, на пересечении Бродвея и 155‑й улицы (Broadway at 155th Street), находится исторический район Терраса Одюбона (Audubon Terrace Historic District). На этих землях располагалось поместье знаменитого ньюйоркца – замечательного художника, натуралиста‑орнитолога, издателя Джона Джеймса Одюбона (1785–1851). Шедевром является его четырехтомник «Птицы Америки», содержащий 1065 рисунков автора. Выполненные маслом и акварелью, они обеспечивают научную достоверность и в то же время отличаются яркой экспрессией, изяществом силуэта и цвета. Вдобавок Одюбон был мастером создания увлекательного текста. Поэтому его труд в полной мере сохраняет и научную, и художественно‑эстетическую ценность. А Терраса Одюбона представляет собой комплекс зданий в неоклассическом стиле, возведенных в 1908 году зодчим Чарльзом П. Хантингтоном. Центральная площадь украшена статуями, созданными Анной X. Хантингтон – женой кузена архитектора, на чьи средства был построен комплекс.
Далее будем продвигаться по Верхнему Манхаттану на север. Первой из достопримечательностей, которые встретятся на нашем пути, будет знаменитый «Особняк Морриса‑Джюмеля» (Morris‑Jumel Mansion), находящийся по адресу: угол Западной 160‑й улицы и Эджкомб‑авеню (West 160th Street and Edgecombe Avenue). Это деревянное здание, сооруженное в 1765 году для полковника английской армии Роджера Морриса и его жены‑американки Мэри Филипс, является одним из наиболее значимых памятников георгианской архитектуры США. Оно стоит на вершине холма. Особняк выступает редким примером строения с украшенным колоннами двухэтажным портиком и восьмиугольным флигелем. Осенью 1776 года в доме размещалась штаб‑квартира генерала Джорджа Вашингтона , откуда он руководил обороной Манхаттана. В 1810 году в особняке поселились торговец франко‑карибского происхождения Стивен Джюмель и его жена Элиза, которые осуществили его перестройку. Весьма интересен интерьер дома. Недавно здание было отреставрировано, после чего в нем открылся музей.
«Неогреческий стиль», получивший распространение в нью‑йоркском зодчестве с конца второго десятилетия до середины XIX века, некоторые специалисты считают первым подлинно национальным стилем архитектуры США.
Выдающимся памятником инженерного искусства и зодчества является перекинутый через Гудзон на уровне 175‑й улицы (175th Street) Манхаттана мост Джорджа Вашингтона (George Washington Bridge). Прекрасное стальное сооружение в стиле структурального экспрессионизма создали в 1927–1931 годах инженер Отмар Амманн и архитектор Касс Гильберт. Этот мост – автомобильный. В его проекте Амманн предусмотрел возможность создания второго яруса, и в 1962 году был добавлен нижний пролет, что резко увеличило пропускную способность. Знаменитый французский архитектор Шарль Эдуар Ле Корбюзье назвал мост Джорджа Вашингтона «единственным благородным местом среди беспорядочного города». Не согласимся с тезисом насчет «единственности», но не подлежит сомнению, что эффектное сооружение входит в число ярчайших нью‑йоркских достопримечательностей.
Мост Джорджа Вашингтона
То же в полной мере касается и здания, расположенного на крайнем северо‑западе Манхаттана, в парке «Форт Трайон» (Fort Tryon Park), – музея средневекового искусства «Клойстерс» (Cloisters). Это название с английского языка переводится как «монастыри» или «аркады». Проект каменного сооружения в стиле средневековых французских монастырей, строительство которого было завершено в 1938 году, создал архитектор Чарльз Колленс. В здание вкраплены фрагменты настоящих средневековых монастырей, доставленные из Франции, в том числе и аркады. Прекрасны также музейные сады, созданные на основе информации, почерпнутой из различных средневековых источников. Рассказ о богатствах «Клойстерса» мы продолжим в следующем разделе, посвященном музеям Манхаттана.