Жители Нью-Йорка И-К...
Ирвинг Вашингтон (1783–1859), писатель. Первый американский беллетрист, который завоевал европейскую известность. Мастер новеллы – жанра, в котором, по мнению литературоведов, с особой полнотой раскрылись своеобразные национальные черты американской литературы. Один из создателей жанра романтического рассказа в США. Родился и вырос в Нью‑Йорке, на Манхаттане. Был большим знатоком нью‑йоркских легенд, преданий и старины. В 1807 году дал Нью‑Йорку закрепившееся за ним прозвище Готам (об этом подробнее смотрите в разделе «История»). В 1809 году издал книгу «История Нью‑Йорка от сотворения мира до конца голландской династии», авторство которой приписал некоему Дидриху Никербокеру. Образ этого ньюйоркца с голландскими корнями стал нарицательным. В «Истории» Ирвинга дана юмористическая трактовка нью‑йоркской старины и современной автору действительности. В позднейших его книгах «Брейсбридж‑холл» и «Рассказы путешественника» также содержится много нью‑йоркских сюжетов. Ирвингом созданы жизнеописания Джона Джейкоба Автора («Астория»), Оливера Голдсмита, Христофора Колумба. В последние годы жизни им была написана пятитомная биография Джорджа Вашингтона.
Вашингтон Ирвинг
Казан (настоящая фамилия Казанжоглу) Элиа (1909–2003), режиссер театра и кино, драматург, сценарист, романист, продюсер. Родился в Константинополе – столице Османской империи – в греческой семье. В 1913 году семья Казана эмигрировала в США и осела в Нью‑Йорке, где его отец стал торговать коврами и надеялся, что сын пойдет по его стопам. Однако вышло иначе. Высшее образование Казан получил в Уильямс‑колледже (штат Массачусетс) и школе драматического искусства престижнейшего Йельского университета. В 1930‑е годы он работал в знаменитом «Театре Нью‑Йоркской группы» вместе с такими корифеями, как Ли Страсберг, Клиффорд Одетс, Стелла и Лютер Адлеры. В 1947 году там же, в Нью‑Йорке, Казан выступил одним из основателей «Актерской студии», активно пропагандировавшей и продолжающей исповедовать идеи Константина Сергеевича Станиславского. Впоследствии Казан вошел в элиту Голливуда. Классикой американского кинематографа стали поставленные Казаном фильмы «Трамвай “Желание”» (1951), «Америка, Америка!» (1963), «Посетители» (1972), «Последний магнат» (1976). После завершения своей блистательной карьеры с 1976 года он до конца жизни большую часть времени проводил в ставшем для него родным Нью‑Йорке.
Элиа Казан
Каллас (настоящая фамилия Калойеропулу) Мария (1923–1977), певица (лирико‑драматическое сопрано). Родилась в Нью‑Йорке в греческой семье. Символично, что будущая великая певица увидела свет в родильном отделении больницы с романтическим названием «Цветочный госпиталь», расположенной в районе Манхаттан. Мать Каллас была вечно перегружена работой, и у нее практически не оставалось времени для того, чтобы заниматься воспитанием дочери. Свое образование Мария завершала в Греции, а оперную карьеру начала в Италии. Однако характерно, что в перечне ведущих оперных театров мира, солисткой которых была Каллас («Ла Скала», 1951–1958 и 1960–1962; «Ковент‑Гарден», с 1952; Оперный театр в Чикаго, с 1954), фигурирует и нью‑йоркская «Метрополитен‑опера» (1956–1958). Также Каллас выступала во многих странах как концертная певица. Она была непревзойденным мастером бельканто и одновременно обладала потрясающим драматическим талантом. Современники в один голос называли Каллас «божественной», а знаменитый Леонард Бернстайн окрестил ее «Библией оперы». Авторитетный журнал «Оперные новости» в 2006 году подчеркивал, что Каллас по‑прежнему остается символом артистической гениальности и – это не менее удивительно! – продолжает входить в число вокалистов‑исполнителей классической музыки, чьи записи лучше всего продаются.
Карнеги Эндрю (1835–1919), бизнесмен и филантроп. Его фамилию чаще всего произносят неправильно: так, как она написана в заглавии этой статьи, с ударением на первом или на втором слоге, а следует произносить «Карнейги» с ударением на втором слоге. Подобно многим знаменитым ньюйоркцам, если не большинству их, молодой Эндрю прибыл в Америку издалека: родился он в Шотландии. Приехав в США, он начал трудовую карьеру в качестве телеграфиста. Однако уже к началу 1860‑х годов он имел инвестиции в железные дороги, железнодорожные спальные вагоны, мосты и нефтяные буровые вышки. А в 1870‑х годах основал главное свое бизнес‑детище – «Сталелитейную компанию Карнеги» со штаб‑квартирой в Нью‑Йорке. К началу 1890‑х годов она превратилась в крупнейшее и наиболее прибыльное промышленное предприятие мира. В 1901 году Карнеги продал свою компанию Джей‑Пи Моргану, который преобразовал ее в гигантскую «Ю Эс стил». А Карнеги направил свои колоссальные прибыли на создание большого числа библиотек, школ и университетов в США, Великобритании и других странах, на поддержку дела мира и научных исследований, а также в целях достойного пенсионного обеспечения своих бывших работников. В Нью‑Йорке память о выдающемся меценате и благотворителе хранит уникальный «Карнеги холл».
Эндрю Карнеги
Карузо Энрико (1873–1921), певец (тенор). Музыковеды оценивают Карузо как крупнейшего мастера бельканто всех времен и народов. По мнению историков искусства, его артистической индивидуальности были особенно близки драматические партии. Также он оставил по себе память как самый выдающийся исполнитель неаполитанских песен. Родился Карузо в Неаполе, в семье сторожа.
Энрико Карузо
Певческий талант Энрико был замечен еще в детстве, что было удивительным везением. На пути к вершинам поддержку ему оказали многие достойные люди. Однако своего поистине феноменального успеха Карузо достиг прежде всего благодаря железной дисциплине, огромному трудолюбию и незаурядному честолюбию. С середины 1890‑х годов начался стремительный взлет карьеры певца. Он выступает на сценах многих ведущих театров Италии и Европы. Однако в то время высшей точкой карьеры любого исполнителя считалась нью‑йоркская «Метрополитен‑опер а». На ее сцене Карузо триумфально дебютировал в 1903 году, спев партию Герцога в опере Дж. Верди «Риголетто». После первого же спектакля с гениальным итальянцем был подписан контракт на целый год. Карузо поселился в Нью‑Йорке и вынужденно покинул его только накануне своей смерти. На сцене «Метрополитен‑опера» он исполнил партии в четырех десятках опер, приняв участие более чем в 600 представлениях. Поражает тот факт, что Карузо, кроме итальянского, пел на английском, французском, немецком и испанском языках, исполняя произведения практически всех существующих жанров. В 1920 году во время исполнения оперной партии в Бруклинской академии музыки он начал кашлять кровью. По совету врачей Карузо уехал в Неаполь, однако болезнь взяла верх, и в августе 1921 года великий певец скончался. Показательно, что последней его работой стала партия, исполненная на Рождество 1920 года именно в театре «Метрополитен‑опера» – на главной сцене его жизни.
Непревзойденный певец Энрико Карузо в Нью‑Йорке проявил себя и как блестящий художник‑карикатурист: он создал сотни талантливых шаржей на своих друзей и знакомых, которые с 1906 года регулярно публиковались в местном еженедельнике «Фоллиа».
Клайберн (Клиберн) Харви Лаван (уменьшительное – Ван) (р. 1934), пианист. Родился в городке Шривпорте (штат Луизиана). Его мать, которая сама была пианисткой, обучала мальчика игре на фортепиано с трех лет. Когда ему было шесть лет, семья переехала в штат Техас. Двенадцатилетний Клайберн выиграл конкурс пианистов этого штата, что дало ему право выступить с Хьюстонским симфоническим оркестром. В возрасте 17 лет он поступил в Джульярдскую школу музыки в Нью‑Йорке, которая дала ему путевку в большую музыкальную жизнь. Классом, в который попал Клайберн, руководила замечательный педагог Розина Левина (1880–1976) – уроженка Киева, окончившая Московскую консерваторию одновременно с гениальным Рахманиновым и эмигрировавшая в США после революции 1905 года. Левина готовила Клайберна в традициях великих русских романтиков. По окончании Джульярдской школы он выиграл престижный конкурс имени Э. Левентритта и получил право выступить в «Карнеги холле» с концертом, который прошел с большим успехом. Однако звездным часом Клайберна стала победа в 1958 году на 1‑м Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве. Нью‑Йорк приветствовал возвратившегося триумфатора так называемым Бродвейским парадом бумажных лент : Клайберн стал единственным исполнителем классической музыки, которому была оказана эта честь. Впоследствии он много гастролировал, осуществил ряд весьма ярких записей своих исполнительских работ. С 1962 года в Форт‑Уэрте (штат Техас) проводится Международный конкурс пианистов им. Вана Клайберна, который по уровню престижности сегодня конкурирует с конкурсом им. П. И. Чайковского.
Кляйн Франц Йозеф (1910–1962), художник. Представитель нью‑йоркской школы абстрактных экспрессионистов. Как и многие корифеи этого направления, расцветшего в 50‑е годы прошлого века, имел студию на Манхаттане, в районе Нижний Ист‑Сайд. Родился в иммигрантской семье, которая проживала в Уилкс‑Барре (штат Пенсильвания). Окончив среднюю школу, Кляйн изучал искусства в Бостонском университете с 1931 по 1935 год, а затем еще год провел в художественной школе в Лондоне. Возвратившись в США, короткое время проработал дизайнером универмага в Буффало (штат Нью‑Йорк). Затем перебрался в город Нью‑Йорк, где его творчество было «открыто» собратьями и публикой благодаря выставке на открытом воздухе, которая состоялась в 1939 году на манхаттанской площади Вашингтон‑сквер. Кляйн превратился в самостоятельного, значительного художника в течение 1940‑х годов. Претерпел эволюцию его стиль: еще в середине десятилетия он рисует многочисленные пейзажи сельской местности Пенсильвании, а к концу его становится последовательным абстракционистом. Первая персональная выставка Кляйна в Нью‑Йорке состоялась в 1950 году. В этот период он использует в своих работах исключительно черный и белый, а к концу 1950‑х годов его палитра обогащается другими цветами – темно‑зеленым, синим, фиолетовым, разными оттенками красного. Отличающиеся утонченным мастерством произведения Кляйна экспонируются в целом ряде музеев и картинных галерей Нью‑Йорка.
Коппола Фрэнсис Форд (р. 1939), кинорежиссер, продюсер, сценарист. Преуспел и как виноторговец, журнальный издатель, содержатель гостиниц. Вместе с киноактером Робертом Де Ниро и артистом балета Михаилом Барышниковым (статьи о них см. выше), владеет приносившим солидную прибыль рестораном в районе Манхаттан. Родился в Детройте (штат Мичиган), где его отец, композитор и аранжировщик Кармине Коппола, был первым флейтистом Детройтского симфонического оркестра. Двумя годами позже Коппола‑отец становится первой флейтой симфонического оркестра Эн‑Би‑Си, и семья перебирается в Нью‑Йорк. Детство Фрэнсиса Форда прошло в районе Куинс, в местности, которая называется Вудсайд. Мальчиком он болел полиомиелитом, что часто приковывало его к постели на длительные периоды, но в то же время заставляло работать воображение. Уже в десятилетнем возрасте, вооружившись отцовской 8‑миллиметровой кинокамерой, нынешний живой классик начал снимать кино. Из его всемирно известных работ упомянем трилогию «Крестный отец», поскольку она посвящена истории клана нью‑йоркской мафии и действие в значительной мере развивается в Нью‑Йорке. Первый фильм, вышедший в 1972 году, получил три «Оскара» и стал самой кассовой лентой в истории американского кинопроката. Второй фильм, вышедший в 1974 году, вопреки недоброй традиции ни в чем не уступал первому и был удостоен уже шести «Оскаров»! Не испортил дела и заключительный фильм 1990 года. Позже Коппола осуществил монтаж всех трех частей под названием «Крестный отец. Трилогия. 1901–1980». Эта десятичасовая картина прочно вошла в золотой фонд американского и мирового кинематографа.
Фрэнсис Форд Коппола
Крейн Харт (1899–1932), поэт. Отечественные литературоведы отмечают его близость к футуризму. Родился в Гарреттсвиле (штат Огайо). С 1917 года жил в Нью‑Йорке, хотя до 1924 года по причинам личного характера часто выезжал в Кливленд (Огайо): там у отца Крейна была фабрика, на которой Харт работал. Однако из его писем ясно, что «дома» он себя ощущал именно в Нью‑Йорке, которым вдохновлены многие его поэтические произведения. Единственный прижизненный сборник лирики «Белые здания» вышел в 1926 году. Тогда же Крейн начал работу над своим важнейшим произведением – поэмой «Мост» (1930). Известный исследователь американской поэзии Станислав Джимбинов подчеркивает, что эта поэма чрезвычайно сложна по языку и образной системе, и поэтому в своих комментариях к ее «Прологу» считает нужным «дать нечто вроде краткого перифраза». Приведем важнейшие для наших целей фрагменты этого перифраза. В прологе содержится прямое обращение Крейна к Бруклинскому мосту, который кажется поэту синтезом движения и покоя, неким застывшим напряженным шагом. Полуденное солнце, как пламя ацетиленового сварочного аппарата, заливает ущелье Уолл‑стрит, а тросы Моста еще дышат свежестью Атлантического океана. Далее Мост сравнивается с радугой Завета между Ноем и Богом («Бытие», 9:13) и сам становится символом современного божества, созданного трудом тысяч безымянных рабочих. Мост одновременно и хвалебная арфа, и алтарь, требующий жертвы. Один только физический труд не смог бы создать этот хор струн, здесь участвовали и молитва парии, и крик любовника. Для Крейна это сооружение стало воплощением самой Америки. Крейн не довел до конца работу над поэмой. В возрасте 33 лет он покончил жизнь самоубийством, бросившись в море с борта парохода, направлявшегося из Мексики в США. Предсмертной записки Крейн не оставил, однако, по свидетельству очевидцев, перед тем как совершить последний прыжок, поэт крикнул: «Прощайте, все!»
Купер Джеймс Фенимор (1789–1851), писатель. По мнению литературоведов, сочетал в своем творчестве элементы просветительства и романтизма. Еще при жизни завоевал огромную популярность и среди европейских читателей и критиков благодаря свежести, своеобразию, ярко выраженному национальному колориту лучших произведений. По мнению Жорж Санд, Америка стольким же обязана Куперу в сфере литературы, скольким Бенджамину Франклину и Джорджу Вашингтону в науке и политике. Родился в Бэрлингтоне (штат Нью‑Джерси). Отец Купера был судьей и владел большим поместьем в штате Нью‑Йорк. Будущий писатель в юности несколько лет прослужил моряком на кораблях торгового и военного флота.
Пролог знаменитой поэмы Харта Крейна «Мост» заканчивается молитвой, обращенной к Бруклинскому мосту: поэт просит, чтобы Он своей мощью и красотой, своим «кривизнейшеством» помог создать новый миф, новый путь к абсолюту.
Дослужившись до офицерского звания и получив после смерти отца в наследство поместье, Купер в 1811 году вышел в отставку и поселился в нью‑йоркском округе Уэстчестер, в Скарсдейле, который сейчас является северным пригородом Нью‑Йорка. С 1822 года писатель живет в Нью‑Йорке. Именно в нью‑йоркский период было положено начало знаменитому циклу‑эпопее из пяти романов о переплетении судеб первопроходцев‑колонизаторов и коренных жителей Америки: в 1823 году увидел свет роман «Пионеры, или У истоков Сасквеханны». Здесь же был написан считающийся главным шедевром Купера роман «Последний из могикан», опубликованный в 1826 году. А в 1824 году вышел роман «Лоцман», положивший начало не только серии морских романов Купера, но и жанру морского романа в мировой литературе. В Нью‑Йорке писателя осыпают почестями и преподносят ему медаль «За упрочение славы Республики» от общественности города. Последние годы жизни он провел в Куперс‑тауне (штат Нью‑Йорк), названном в честь его отца, где и умер на следующий день после своего 62‑летия и где позже был поставлен памятник писателю.
Джеймс Фенимор Купер