slogan.png

Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Безопасность в туризме - Правовое регулирование безопасности туризма в Российской Федерации

Правовое регулирование безопасности туризма в Российской Федерации

 

В России государственное регулирование безопасности населения осуществляется МВД России, МЧС России, Роспотребнадзором. Регулированием безопасности в туризме, кроме перечисленных ведомств, занимается Федеральное агентство по туризму.

Основы государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества, государства закреплены в Законе РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г., 25 июля 2006 г.). Закон устанавливает правовые основы обеспечения безопасности, определяет систему безопасности и ее функции, рассматривает порядок организации и финансирования органов, обеспечивающих безопасность, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Закон трактует понятие безопасности как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности развития личности, общества, государства.

Под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства, реальную и потенциальную угрозу.

К основным объектам безопасности закон относит:

· личность — ее права и свободы;

· общество — его материальные и духовные ценности;

· государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство. Оно в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам России, находящимся за ее пределами, государство гарантирует защиту и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с российским законодательством. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности.

Обеспечение безопасности достигается проведением единой государственной политики, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера. Граждане и организации имеют право получать разъяснения по поводу их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменном виде и включаются в документ, обеспечивающий безопасность клиента, например, в договор на предоставление туристских услуг.

Трактовка Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» применительно ко всем видам туристских услуг предполагает выполнение следующих обязательных требований:

безопасность жизни и здоровья туристов;

· сохранность имущества туристов и экскурсантов;

· охрана окружающей среды;

· безопасность самого процесса оказания туристской услуги.

Туристская индустрия является областью, в которой безопасность как лично туристов, так и защита окружающей среды от туристов имеет первостепенное значение. Безопасность туризма регламентирована положениями главы VII Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ, далее — Закон об основах туристской деятельности в Российской Федерации). Требования, установленные главой VII, предъявляются как организаторам туристского обслуживания, так и туристам (потребителям).

В статье 14 указывается, что под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение при совершении путешествий ущерба окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма информирует туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране или месте временного пребывания, в том числе путем публикации соответствующих сообщений в государственных средствах массовой информации.

При обстоятельствах, свидетельствующих о возникновении в стране или месте временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.

Наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

Если договор о реализации туристского продукта расторгается до начала путешествия в связи с появлением какой-либо угрозы для туриста, ему или иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия — ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных услуг. При заключении договора о реализации туристского продукта туроператор или турагент обязаны представить туристу или иному заказчику достоверную информацию:

· о правилах въезда в страну или место временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда или выезда;

· основных документах, необходимых для въезда в страну или место временного пребывания и выезда из страны или места временного пребывания;

· опасностях, с которыми турист или экскурсант может встретиться при совершении путешествия;

· таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествиях

· месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране или месте временного пребывания, в которые турист может обратиться в случае возникновения обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также причинения вреда личному имуществу;

· адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в месте временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних туристов в случае, если туристский продукт включает в себя их организованный выезд без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;

· национальных и религиозных особенностях страны или места временного пребывания;

иных особенностях путешествия.

Туристы, предполагающие совершить путешествие в страну или место временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями. Неисполнение этой обязанности гражданами может служить основанием для отказа туроператора от исполнения договора согласно п. 17 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 г. № 452. В этом случае наступает материальная ответственность потребителя за фактически понесенные расходы туроператора на момент такого отказа.

Туроператоры, турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны:

· пользоваться услугами инструкторов-проводников, если организуемые ими путешествия связаны с прохождением маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (горная и труднопроходимая местность, спелеологические • и водные объекты и др.);

· незамедлительно информировать федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях, произошедших с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов или экскурсантов, по территории Российской Федерации.

В статье 15 Закона об основах туристской деятельности в Российской Федерации говорится об оказании специализированными службами необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пре­делах территории Российской Федерации. Такие поисково-спасательные службы и отряды находятся в составе МЧС России. Поисково-спасательные отряды или группы круглосуточно готовы оказать экстренную помощь туристам на маршрутах любой сложности.

В случае возникновения чрезвычайных ситуаций за пределами Российской Федерации государство принимает меры по защите интересов находящихся там российских туристов, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания (ст. 16 упомянутого Закона). Об этом говорится также в статье 5 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее — Закон о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Рос­сийскую Федерацию): «В случае если на территории иностранного государства возникает чрезвычайная ситуация, Российская Федерация гарантирует принятие дипломатических, экономических и иных предусмотренных международным правом мер по обеспечению безопасности граждан Российской Федерации, пребывающих на территории этого иностранного государства». В статье 17 рассматриваются вопросы страхования рисков при осуществлении туристской деятельности.

При разработке и выполнении туристского маршрута необходимо учитывать требования к безопасности туристских объектов и оказываемых услуг. Эти требования изложены в государственных стандартах и обязательны для исполнения туристскими предприятиями:

В государственных стандартах указывается, что безопасность туристских услуг должна быть обеспечена как при нормальных условиях обслуживания, так и при чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях и пр.). Туристские трассы должны размещаться в районах с благоприятными экологическими и санитарно-эпидемиологическими условиями. Помещения, транспортные средства, в которых предоставляются туристские услуги, туристское снаряжение и инвентарь, выдаваемый туристам напрокат, должны соответствовать требованиям, установленным в действующей нормативной документации (санитарных нормах и правилах, строительных нормах и правилах, правилах пожарной безопасности и др.). Обслуживающий персонал туристских предприятий должен быть обучен действиям по обеспечению безопасности туристов.

Кроме законов и ГОСТов, регламентирующих вопросы безопасности в туризме, существуют многочисленные отраслевые нормативные акты, имеющие отношение к отдельным разделам туристского бизнеса.

В целом правовое регулирование в области безопасности туризма в Российской Федерации осуществляется с помощью:

· контроля соблюдения туристских требований безопасности на основе законодательных актов;

· создания специальных служб безопасности;

· добровольной сертификации туристской деятельности;

· страхования;

· соблюдения туристских формальностей.

· информирования туроператоров, турагентов, туристов, средств массовой информации о возможных туристских рисках и угрозах.

Перечисленные мероприятия позволяют сделать российский туристский рынок более безопасным, а значит, и более цивилизованным.