slogan.png

Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Безопасность в туризме - Безопасность внутреннего туризма

Безопасность внутреннего туризма

 

1. Общие вопросы безопасности

Проблемы безопасности внутреннего туризма следует рассматривать в двух аспектах:

1) безопасность организованных путешествий (туров);

2) безопасность самодеятельного или неорганизованного туризма.

Безопасность организованных туров на транспортных маршрутах внутри страны аналогична таковой в зарубежных странах, тогда как самодеятельный туризм представляет собой в значительной степени российский феномен. Именно этот аспект туристской деятельности, находящийся за пределами организованного туристского бизнеса, чаще всего вызывает серьезные проблемы, требующие вмешательства спасательных служб. Впрочем, и организованные, и неорганизованные туристы, отправляющиеся по внутренним маршрутам, попадают в типичные экстремальные ситуации.

Существует общее правило обязательного оповещения регионального центра МЧС России о выходе туристов на маршрут. Руководитель группы должен любым возможным способом (письменно, по телефону, факсу, электронной почтой) уведомить в любое время суток оперативного дежурного МЧС о предстоящем походе. При этом следует указать дату и время выхода на маршрут и срок возвращения, категорию сложности маршрута и контрольные пункты его прохождения, предполагаемые места ночлега, персональный состав группы, домашние адреса и телефоны туристов, номера мобиль­ных телефонов, которые туристы возьмут в поход (не менее двух).

Территориальный орган МЧС России, в зависимости от количества туристов, степени потенциальной опасности маршрута и других факторов, определяет состав сил и средств постоянной готовности аварийно-спасательных формирований, а также порядок информационного обмена с туристами, находящимися на маршруте. Оплата за проведенные поисково-спасательные работы осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и обеспечение деятельности аварийно-спасательных формирований.

Руководитель туристской группы обязан известить региональный центр МЧС России о завершении маршрута. Однако эта обязанность не закреплена законодательно, поэтому многие турфирмы и их сотрудники не сообщают территориальному органу МЧС о выходе туристских групп на маршрут и о завершении маршрута.

Координацию работы по безопасному внутреннему туризму, связь с МЧС, подготовку и переподготовку руководителей туристских групп, организацию спортивных походов осуществляют туристские клубы. К сожалению, из-за финансовых проблем число туристских клубов за период с 1990 по 2008 гг. уменьшилось в десятки раз. В Москве, например, из 30 районных туристских клубов остался всего один. В этих условиях проблемы безопасных путешествий по внутренним маршрутам решаются на уровне отдельных туристских групп, что не может гарантировать реальную минимиза­цию туристских рисков.

Безопасность в пеших походах

По данным статистики, из 10 тыс. пеших туристов, путешествующих по категорийным маршрутам, травмы с тяжелым исходом регистрируют в среднем у четырех человек, из 10 тыс. лыжников — у пяти, из 10 тыс. альпинистов — у 24 человек. Травмы на элементах горного рельефа в горных, пеших и лыжных походах достигают 19% от общего числа травм туристов.

Географическое распределение туристских происшествий с тяжелым исходом неравномерно. Самодеятельные туристы наиболее часто травмируются на Кавказе, в Южной Сибири (Алтай, Саяны), на Урале, организованные туристы — на Кавказе, в центральных районах России, в Южной Сибири, на Урале и Дальнем Востоке. Большинство тяжелых травм происходит в хорошо освоенных туристских районах. На малоосвоенных территориях, например Кольского полуострова и Дальнего Востока, посещаемых большей частью достаточно опытными туристами, число травм значительно меньше.

Обеспечение безопасности в походах связано с выполнением широкого комплекса мероприятий, направленных на снижение риска воздействия на туристов неблагоприятных причин или факторе Многообразные факторы риска пеших походов условно делятся; четыре группы.

К первой группе факторов относятся природные особенности района планируемого маршрута. Это могут быть сложный рельеф высокогорье, разреженный воздух, низкая температура кипения вол в горах, затрудняющая приготовление пищи, бурные реки, снежные лавины, обильные осадки, пыльные бури, высокий уровень солнечной радиации, верховой ветер, избыточная влажность воздуха и другие метеорологические явления. Возможны контакты туристов с опасными животными, ядовитыми насекомыми и растениями.

Вторая группа факторов риска пеших походов обусловлю недостатками материально-технического обеспечения туристов: низким качеством снаряжения, несоответствием оснащения груши условиям похода, отсутствием картографических материалов, защитных и спасательных средств, неумением пользоваться снаряжение» его порчей или утратой.

Третья группа факторов связана с несовершенством организации походов, недостаточной квалификацией руководителей труп игнорированием инструктажей по технике безопасности, плохи медицинским предпоходным контролем, недостаточной обустроенностью маршрутов, отсутствием современных навигационных приборов и средств связи. Зона покрытия сотовой связи часто ограничивается населенными пунктами и тем более не охватывает высокогорные населенные районы. Карманные радиостанции не находят массового распространения в туризме из-за них относительно высокой стоимости.

Наиболее подготовлена для оказания помощи туристам, попавшим в чрезвычайные ситуации, международная космическая система спасания КОСПАС-САРСАТ.

Для определения возможностей применения и перспектив использования персональных аварийных радиобуев системы КОСПАС – САРСАТ в интересах обеспечения безопасности туристской деятельности в 2006 г. была проведена серия учений и тренировок в различных климатических условиях.

в горах (район г. Сочи);

вблизи больших акваторий (район оз. Байкал);

в Центральном регионе (г. Жуковский);

на Севере (Вологодская обл.).

Сигнал от аварийного радиобуя поступал на геостационарную спутниковую систему поиска и спасения (Индия и Канада) и низкоорбитальных спутников системы поиска и спасения (четыре спутника США). Полученный сигнал передавался на станцию приема и обработки информации в г. Находка Приморского края и в пять координационных центров системы (США, Франция, Индия, Япония и Австралия). Оттуда информация поступала в Международный координационно-вычислительный центр, расположенный в г. Москве, далее по всем каналам связи (телефон, факс, Интернет, Интранет МЧС России) передавалась в региональный центр МЧС, ответственный за территорию, на которой произошло чрезвычайное происшествие. Время прихода сигнала от аварийного радиобуя до спасательного отряда составляло 20—30 мин, при этом ошибка координат была в пределах 30—60 м.

Полученные результаты подтвердили возможности системы КОСПАС—САРСАТ по оперативному доведению информации о факте, времени и месте бедствия до аварийно-спасательных служб.

Сизов ЕВ. Вопросы применения и перспективы использования персональных аварийных радиобуев системы КОСПАС-САРСАТ в интересах обеспечения безрпасности туристической деятельности // I научно-практическая конференция «Организация и проведение мероприятий, направленных на обеспечение безопасности туристической деятельности» // МЧС России <http://www.mchs.gov.ru/>.

Однако продажа переносных буев международной космической системы спасания КОСПАС – САРСАТ российским законодательством еще не разрешена, а организацией их проката никто не занимается.

Четвертая группа факторов связана с человеческим фактором – выполнением требований руководителя группы, употреблением алкоголя, недисциплинированностью и другими причинами личностного характера.

 

Спортивный и горный туризм

Спортивные путешествия становятся все более популярным видом отдыха. Но с увеличением числа туристов частота несчастных случаев на спортивных маршрутах пропорционально возрастает. Безопасность спортивного путешествия зависит от его тщательной предпоходной подготовки с учетом всех деталей и возможных факторов риска. Большое значение имеют правильно разработанный маршрут, соответствующий силам и опыту группы, достаточная физическая и техническая подготовка каждого участника, а для руководителя — еще и тактическая. Это и продуманное оснащение группы необходимым снаряжением, продуктами питания, медикаментами, и строгое соблюдение правил безопасности на маршруте. Существует мнение, что ключевой фактор успеха любого спортивного путешествия — благожелательная психологическая атмосфера в группе. Важность этого социального фактора объясняется тем, что в спортивном туризме люди очень зависимы друг от друга.

В туристских организациях устанавливают специальные требования по обеспечению безопасности туристов во время походов по горным, лыжным, водным туристским маршрутам, прохождение пещер, при передвижении через пассажирские канатные дороги.

Принципы организации и проведения туристско-спортивных походов, спортивных туров и путешествий граждан России определяются «Правилами проведения соревнований, туристских спортивных походов» и «Кодексом путешественника». В этих документах указано, что, отправляясь на маршрут, туристы должны:

· знать факторы природной среды, влияющие на безопасность прохождения маршрута (состояние снега, уровня воды, прогноз погоды) и состояние своего организма;

· хорошо представлять опасности и трудности маршрута;

· рассчитать свои возможности в оказании самостоятельной помощи себе или пострадавшему, не дожидаясь прибытия спасателей;

· знать признаки переутомления, переохлаждения и обмораживания.

Туристы должны уметь:

· контролировать свое здоровье, оценивать уровень своей подготовленности и в соответствии с ним уровень своих спортивных амбиций;

· предпринимать меры по предупреждению и ликвидации аварийной ситуации, оказывать первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшим.

Туристы должны нести ответственность за безопасность путешествия и не совершать действий, могущих нанести вред другим и себе.

Туристы, выезжающие на горнолыжные курорты, подвергаются значительно большему риску, чем иные путешественники. Для горнолыжных туристов наиболее типичны ушибы, вывихи, переломы конечностей и сотрясение мозга. В подобных случаях страховые компании несут повышенные риски ввиду вероятных расходов на лечение и транспортировку пострадавших туристов.

Туристы, прибывающие на горнолыжные курорты, делятся на две категории — профессиональных спортсменов и любителей. Практика показывает, что именно любители подвержены большему риску: неопытные лыжники чаще получают травмы, особенно страдают туристы, впервые приехавшие на курорт.

Довольно частая причина экстремальных ситуаций в горах обусловлена тем, что неопытные туристы воспринимают горы как обычный туристский объект с потребительскими свойствами, которые якобы можно использовать на пределе своих физических возможностей. Однако горы в отличие от равнин представляют собой совершенно иную, чуждую для горожанина среду обитания. Поэтому памятка участникам горнолыжных туров обязательно включает сведения об основных опасностях в горах, особенно о лавинах.

 

Экологический туризм

Проблемы безопасности в экологическом туризме можно рассматривать с двух точек зрения, учитывающих вероятность появления рисков, которые могут быть обусловлены:

ухудшением экологической ситуации, связанной с природными процессами в районах традиционного экологического туризма;

неупорядоченной интенсивной туристской деятельностью,' приводящей к экологической деградации природных комплексов,

В обоих случаях неблагоприятная, некомфортная природная среда повышает риск возникновения чрезвычайных ситуаций во время тура или похода. Поэтому одним из важнейших принципов внутреннего туризма, особенно экологического, является ненанесение ущерба окружающей природной среде.

Высокая концентрация природных ресурсов в пределах ограниченной территории, чрезмерная их эксплуатация, строительство зданий и элементов инфраструктуры и другая деятельность, связанная с туризмом, оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду. В общем, воздействие туризма на природные комплексы зависит от масштабов и типа туристской деятельности. Отдельный турист оказывает обычно незначительное влияние. Проблемы возникают при увеличении числа туристов или при изменении степени использования ресурсов.

Воздействие экологического туризма на особо охраняемые природные территории может быть прямым и косвенным. Прямое влияние связано с непосредственной туристской деятельностью, косвенное — с туристской инфраструктурой. Можно выделить следующие типы воздействия:

· на геологическое строение, минералы и ископаемые;

почву;

· водные ресурсы; в растительность;

· животный мир;

· разнообразие ландшафтов;

· санитарное состояние территории;

· культурную среду региона.