Туроператоры и турагенты уделяют серьезное внимание обеспечению безопасности при организации поездок. Значительную, помощь в этом вопросе им оказывают национальные туристские администрации и местные советы по туризму, заинтересованные в привлечении туристов на свои территории. Успешная работа туроператоров и турагентов зависит от того, насколько безопасны транспортные услуги, предприятия размещения, питания, досуга.
Информация по безопасности, предлагаемая турфирмами, помогает туристу:
воспринимать безопасность как неотъемлемую часть качественного туристского продукта;
объективно относиться к факторам риска во время туристской поездки;
быть требовательным к безопасности туристского продукта.
Целям безопасности служит организация четкой и оперативной связи между государствами, направляющими и принимающими туристов. Важным источником подобного рода сведений может стать персонал турфирм, работающий непосредственно в туристском центре. При возникновении серьезных проблем (вооруженный конфликт, природные бедствия) на территории туристского центра сотрудники фирм должны запрашивать и выполнять официальные правительственные рекомендации в отношении возможности поездок в соответствующий регион.
Например, в зоне приграничного туризма между провинцией Хейлунцзян (КНР) и Приморским краем происходит постоянный обмен информацией о серьезных происшествиях и с той, и с другой стороны и мерах по их устранению. В качестве примера можно привести данные одной из оперативных сводок.
7 октября 2003 г. начальник Управления по туризму провинции Хейлунцзян направил председателю Комитета по туризму администрации Приморского края письмо об ограблении китайских туристов во время туристской поездки в Приморский край. В письме говорилось, что 22 сентября 2003 г. на автобус, в котором ехала группа туристов из 26 человек в г. Владивосток, напали три человека в милицейской форме. Под угрозой взрыва гранаты грабители вынудили руководителя группы дать согласие на удовлетворение их требований. Туристам велели задернуть шторы, поднять руки к затылку и присесть на корточки, после чего водителя заставили съехать с шоссе в прогалину в чаще леса, где был осуществлен грабеж.
С момента зарождения и развития российско-китайского приграничного туризма это первый случай вооруженного ограбления целой группы туристов, повлекший за собой серьезную угрозу безопасности жизни и имущества китайских туристов, нанесший огромный вред двустороннему приграничному туризму.
Китайская сторона обратилась в Комитет по туризму администрации Приморского края, тесно взаимодействующий с соответствующими ведомствами, с просьбой усилить работу по предотвращению преступных действий в отношении китайских туристов, исключить возможность возникновения подобных случаев в будущем, как можно скорее найти и наказать преступников и возместить причиненный ущерб. В письме также говорилось о необходимости укрепления мер безопасности на туристском транспорте, в местах посещения туристских объектов, проживания и питания китайских туристов. Была выражена уверенность, что Комитет по туризму и все турфирмы предпримут конкретные и эффективные меры для обеспечения безопасных поездок китайских туристов.
Информационное письмо Комитета по туризму администрации Приморского края, 15.10.2003.
Руководители туристских групп, гиды и экскурсоводы несут особую ответственность за предоставление информации, позволяющей туристу принимать решения в отношении собственной безопасности. Объективная информация по вопросам безопасности должна быть предоставлена туристам до начала путешествия, чтобы они были должным образом мотивированы. Такая информация может носить самый разнообразный характер — от предупреждений в отношении опасных районов города и мест, где чаще всего совершаются правонарушения (например, карманные кражи), до обращения! внимания на особенно скользкие места на горных тропах. Такая информация должна обязательно включать:
· адреса и телефоны туристских справочных бюро, посольств и консульств, врачей, говорящих на иностранных языках и рекомендованных для обслуживания иностранцев;
· телефоны и адреса полиции, неотложной помощи, пожарной команды и других служб, оказывающих экстренную помощь.
Все эти данные должны постоянно обновляться и быть максимально надежными. Они призваны создать атмосферу комфорта и заботы, которую турист почувствует и оценит.
Особое внимание следует уделять туристам с ограниченными физическими возможностями. Например, экскурсионные автобусы должны иметь специальное оборудование для перевозки туристов, с физическими недостатками и доведения аудио- и видеоинформации до слепых и глухих пассажиров. По мере возможности экскурсионные компании должны принимать сурдопереводчиков для слабослышащих туристов и использовать печатные материалы о посещаемых объектах.
Туроператоры должны владеть информацией о тех местах, где туристы могут стать объектами эксплуатации и насилия, предупреждать о них своих клиентов и работать в тесном контакте с принимающей стороной или даже уйти с этого рынка при повторяющихся преступных действиях. Но иногда возможны и противоправные действия со стороны турфирм, когда они направляют за рубеж под видом туристов людей, желающих нелегально трудоустроиться.
На предприятиях досуга, как и в других секторах туризма, должны учитываться потенциальные факторы риска и реализовываться мероприятия по обеспечению безопасности туристов. В музеях, театрах, выставочных залах, на закрытых и открытых рынках, т.е. везде, где на ограниченной площади возможно скопление большого числа людей, должны приниматься специальные меры предосторожности. Они включают планы эвакуации с четким обозначением запасных выходов и маршрутов, а также регулярную проверку запасных выходов. Если объект имеет религиозное, патриотическое или культурное значение, сопровождающие должны проинформировать туристов о том, как они должны быть одеты и как им следует вести себя, чтобы не оскорбить чувства местных жителей.
Такие часто посещаемые достопримечательности, как крупные музеи, выставки и исторические памятники, могут нуждаться в дополнительном контроле со стороны охраны и местных органов правопорядка. При необходимости представители этих органов могут оказать помощь при эвакуации, а также защитить туристов от мошенников и воров.
Некоторые природные и культурные памятники находятся на значительном расстоянии от городских центров и туристских курортов, поэтому в непосредственной близости от них должны располагаться медицинские службы для предоставления туристам первой помощи.