Общие проблемы безопасности. Гостиничное предприятие обязано проводить мероприятия, направленные на обеспечение личной и имущественной безопасности гостей. Безопасность размещающихся в гостиницах туристов осуществляется на основании двух основных принципов:
личной ответственности клиента за собственную безопасность;
ответственности администрации гостиницы за безопасность клиента и его имущество.
Безопасность средств размещения достигается в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению защиты и безопасности клиентов, сотрудников и собственности предприятия. При составлении этого документа следует ориентироваться на контрольный перечень вопросов по защите и безопасности средств размещения, рекомендованный ЮНВТО. Один из руководящих сотрудников, как правило, главный инженер, официально назначается ответственным за выполнение и обновление этого плана и за его соответствие текущим требованиям данного предприятия размещения.
В докладе по межрегиональной стандартизации критериев классификации гостиниц (1989 г.) секретариат ЮНВТО предложил следующие стандарты безопасности для всех категорий гостиниц:
· все гостиницы должны располагать противопожарными средствами и соответствующей техникой, обязательной для общественных зданий (система пожарной сигнализации, противопожарное оборудование, запасные выходы, пожарные лестницы);
· все электроприборы, газовое, водопроводное и канализационное оборудование должны устанавливать и эксплуатировать в соответствии с действующими правилами техники безопасности;
· соответствующий уровень безопасности клиентов гостиницы и принадлежащих им вещей должны обеспечивать круглосуточно:
Потребители гостиничных услуг вправе ожидать, что, войдя в помещение, они смогут полностью положиться на администрацию и обслуживающий персонал, которые обязаны принять все меры, чтобы уберечь своих гостей и их имущество от любого вреда. Надежды клиентов на личную и имущественную безопасность подкрепляются разнообразными мерами — хранения материальных ценностей в специально оборудованных сейфах, внедрения сложнейших электронных систем запирания номеров и наблюдения и многими другими.
На организацию эффективной безопасности затрачивают огромные средства, однако они оправданны, поскольку ничто не может до такой степени подорвать репутацию предприятия, как случаи причинения вреда клиентам и судебные иски или просто слухи о том, что некая гостиница небезопасна для размещения.
Гостиничные предприятия имеют зоны особого внимания, в связи с этим перед администрацией стоят следующие задачи:
· контроль за хранением ключей;
· предотвращение краж;
· контроль за замками в номерах;
· безопасность жилых помещений;
· разработка мероприятий на случай экстренных ситуаций;
· контроль доступа в здание гостиницы;
· негласное наблюдение за перемещением и поведением посторонних лиц;
· контроль прилегающей территории;
· сбор и хранение информации о возможных источниках риска.
Электронные средства и современные методики наблюдения не снижают значимости профессионалов службы безопасности. К функциям, возлагаемым на службу безопасности, относятся обеспечение безопасности гостей и персонала средства размещения, в том числе расследование происшествий, связанных с пропажами в номерах, с украденными кредитными карточками, угрозами по телефону о взрыве, со смертью гостя. Служба безопасности заботится о сохранении собственности средства размещения, контролирует поступающую продукцию различного назначения, предотвращает распространение и употребление наркотиков, злоупотребление спиртными напитками, борется с нарушителями общественного порядка, несанкционированным вторжением в номера и т.д.
Средства размещения имеют круглосуточный свободный доступ, но только для постояльцев и их гостей. Службы безопасности уделяют особое внимание наиболее уязвимым для несанкционированного проникновения нежелательных лиц внутригостиничным объектам — предприятиям питания, расположенным в здании гостиницы и имеющим отдельный вход, казино. Обслуживающий персонал должен знать правила удаления из здания посторонних лиц, чтобы не быть втянутым в судебные процессы.
Безопасность в номерах обеспечивают электронными замками, дверьми, закрывающимися изнутри и имеющими цепочку и «глазок»; сейфами, эвакуационными индивидуальными лебедками многоразового действия, позволяющими спуститься с любого этажа в случае пожара. Электронные замки открывают пластиковыми ключами, снабженными магнитной лентой, которая программируется каждый раз при регистрации гостя. При выписке гостя код замка изменяют. Доступ на жилые этажи гостиницы осуществляют только при наличии пластикового ключа. Это ограничивает возможность проникновения посторонних лиц в жилую зону гостиницы. На дверях номеров устанавливают специальные доводчики, обеспечивающие надежное закрытие двери комнаты в случае, если гость не позаботился об этом сам.
Важную роль в поддержании безопасности отеля отводят электронным системам наблюдения и управления. Чтобы персонал мог оперативно решать возникающие проблемы, необходимо иметь на видном месте номера телефонов экстренных служб.
Должностные инструкции персонала гостиницы обязательно должны включать в себя вопросы, посвященные проблемам безопасности. Каждому сотруднику требуется разъяснить в письменном виде, за что он несет персональную ответственность, связанную с обеспечением безопасности.
Противопожарная безопасность. Наиболее опасным фактором риска, представляющим угрозу для жизни клиентов и сотрудников гостиницы, является пожар.
За последние годы достигнуты значительные успехи в распространении передового международного опыта противопожарнойбезопасности в средствах размещения, хотя соответствующие стандарты и правила противопожарной безопасности неодинаковы в разных странах. Меры противопожарной безопасности в значительной степени зависят от совершенства архитектурного проекта гостиницы, методов управления ею, способов обучения персонала и поведения клиентов.
Противопожарные мероприятия гостиницы многоплановы. Самые важные из них:
· выявление наиболее пожароопасных мест и их техническое противопожарное оснащение;
· рациональное размещение противопожарных дождевальных установок, детекторов дыма и высокой температуры, пожарной сигнализации, маршрутов эвакуации, запасных выходов, защитного оборудования;
· составление и периодическое обновление списка лиц, с которыми необходимо связаться в случае возникновения пожара;
· наличие плана эвакуации клиентов;
· периодические учебные тренировки, имитирующие возникновение пожара.
В планах противопожарной безопасности должны быть четко прописаны способы эвакуации клиентов с физическими недостатками. Клиентов-инвалидов желательно размещать в непосредственной близости от службы приема и размещения.
В гостиничных номерах, общественных местах (фойе, коридорах, ресторанах) на видных местах должна находиться информация о путях эвакуации в случае пожара с указанием запасных выходов, о направлении движения, размещении устройств пожарной сигнализации. При любой реконструкции здания гостиницы или ремонте следует повышать уровень противопожарной безопасности. Отделочные материалы должны быть термостойкими, а количество возгораемых предметов сведено к минимуму.
Санитарная безопасность. Санитарно-профилактические мероприятия в гостинице многообразны. Они, прежде всего связаны с обеспечением приемлемого качества воды, соблюдением санитарных норм приготовления, хранения и потребления пищи, санитарным состоянием кухонь и мест общественного питания, поддержанием физиологически оптимальной температуры воздуха, чистотой постельного и столового белья, борьбой с грызунами и тараканами.
Санитарные требования к пищевым продуктам регламентированы различными ГОСТами. Предупреждение неблагоприятного воздействия биологических факторов на организм человека при потреблении пищевых продуктов достигается строгим соблюдением санитарных норм и правил обслуживания.
Допустимое снижение температуры в помещениях гостиницы в холодный период года не должно быть ниже 18 0С, а в ванной комнате — не ниже 25 °С.
Имущественная безопасность. Кроме физической безопасности клиентов гостиниц, большое значение имеет предупреждение краж личного имущества и денег. Мероприятия по профилактике краж включают следующее:
Постоянный контроль за хранением и выдачей ключей от номеров. Круглосуточное наблюдение за главным входом в гостиницу с, использованием системы телевизионного наблюдения и других средств.
Оснащение сейфами службы размещения и номеров.
Подготовка сотрудников службы приема для действия в чрезвычайных ситуациях.
Материальное поощрение бдительных сотрудников.
Хорошее освещение перед главным входом в гостиницу, в фойе, у служебного входа и на стоянках.
Сокращение до минимума количества входов в здание в ночное время