Развитие и продвижение сельского туризма в Молдове
Предоставление некачественных туристических услуг могут подорвать надолго идею сельского туризма в Молдове , а ее восстановление потребует больших усилий и затрат на долгие годы. Таким образом, стратегия развития продукта сельского туризма требует во-первых, качественное развитие, а во-вторых, количественное.
Для продукта сельского туризма Молдовы, развивающегося на отечественном и зарубежном туристическом рынке, необходимо:
· Обеспечивать законодательные и организационные рамки в сельском туризме (Департамент Развитию Туризма в настоящее время работает над этим вопросом);
· Налаживать связи с другими международными объеденениями в этой области из зарубежных стран (например, Европейская организация “EuroGîtes”, ANTREC Румыния и т. д.);
· Получение финансовой поддержки в разработке проектов и в туристическом планировании сельской области нашей страны, которую можно получить от разных международных организаций (например, Программа развития ООН) и в частности от ЕС.
Человеческий фактор, который необходим для развития сельского туризма, достаточен, учитывая, что доля сельского населения в Республике Молдова является высоким (58%).
Ключевое условие туристического продукта остается улучшение общей инфраструктуры сельских районов Молдовы, с влиянием на все сельское хозяйство.
Стратегия устойчивого развития туризма в Республике Молдова на 2003-2015 годы, подготовленая Департаментом Развития Туризма (в настоящее время реорганизовано в Министерство Культуры и Туризма), обеспечивает долгосрочное развитие туристических продуктов. Ее осуществление должно поддерживаться правительством центральных и местных органов власти (например, местных советов т.д.). Кроме того, местные условия могут предложить Министерству Культуры и Туризма разработку новых туристических продуктов и найти совместное решение для продвижения.
Считается, что развитие продуктов сельского туризма предполагает наличие:
· Поставщиков основных туристических услуг (размещение, питание, досуг, транспорт);
· Туроператоров,специализирующихся на создании, распространении и продвижении туристических продуктов на внутреннем рынке Молдовы и за рубежом (совместно с Министерством Культуры и Туризма);
· Туристических агентов, специализирующиеся на продаже продуктов сельского туризма и на их продвижении;
· Персонала, обеспечивающего подготовку и повышение квалиффикации работникам сельского туризма (например, Национальный центр по подготовке в области туризма при Министерстве Культуры и Туризма).
Прогноз на развитие сельского туризма в Молдове.
В период с 2003-2015 г. прогнозируется, что число иностранных туристов в Молдове увеличится на 48,4% (в случае низкого роста) или в 2,5 раза (в случае оптимального роста). Считается, что важную часть туристов можно привлечь в сельскую местность Молдовы в случае создания стардартных условий приема туристов и подготовки местного населения и экономических агентов для оказания услуг в сельском туризме. При этом, туристические затраты иностранных гостей вырастут в этот период на 68,1% (в случае низкого роста) или в 3,5 раза (в случае оптимального роста). Таким образом, один турист потратит в среднем 227 долл. США (в обоих случаях) посравнению с 2000 г., когда турист тратил 200 долл. США. Эти затраты покрывают экскурсию на 3-4 дня в сельской местноти РМ.
Для увеличения числа поставщиков туристических услуг и туроператоров, которые предлагают качественный продукт сельского туризма, необходимо чтобы Министерство Культуры и Туризма предприняло следующие меры:
· Оказание помощи заинтересованым экономическим агентам и туроператорам;
· Принятие участия в создании нормативных актов в сельском туризме, а также в распределении прав;
· Организация обмена опытом между поставщиками услуг и туроператорами в разных городах и странах;
· Классификация предприятий общественного питания в сельской местности;
· Предоставление лицензии и разрешений агентам сельского туризма;
· Разработка базы данных о субъектах, которые будут включены в сеть сельского туризма;
· Содействие сотрудничеству между учреждениями и организациями, учавствующими в развитии сельского туризма в Молдове, и аналогичными зарубежными органами.
Средние и долгосрочные цели и задачи развития сельского туризма в Республике Молдова.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе необходимо сосредоточить усилия на приоритетных направлениях и в сельской местности.
Основными целями являются:
- Совершенствование и укрепление туристического продукта в сельской местности РМ, где существует частичная инфраструктура;
- Повышение качества предоставляемых туристических услуг в сельской местности с целью привлечения большего числа иностранных туристов, а также местных туристов;
- Приоритетное развитие в сельской местности характерного досуга: пеший туризм, верховая езда, охота и рыбалка, посещение парков и природных источников вблизи городов, участие в различных мероприятиях и т.д.;
- Обеспечение реального соотношения цена / качество в целях обеспечения конкурентноспособности;
- Дальнейшее планирование, развитие и модернизация других областей сельского туризма, признанных приоритетными;
- Внесение изменений в каталог с местностями сельского туризма, в которые возможно инвестирование;
- Включение любого Коммитета, проводящего консультации по путешествиям, а также по решению проблем сельского туризма;
- Работа с неправительственными организациями, представителями деятельности в сельском туризме Молдовы, и органами власти, которые учавствуют в развитии сельских районов, а также с другими органами, занимающимися разаработкой проектов и программ в городах, представляющих особый туристический интерес.
Подготовка квалифицированных кадров в сельском туризме Республики Молдова.
Развитие продукта сельского туризма включает в себя профессилнальную подготовку лиц, учавствующих в этой деятельности.
Необходимо организовать обучение для персонала, предоставляющего услуги в сфере сельского туризма (туристичексих агенств и местного населения туристических сел), а также для туроператоров. В настоящее время страны Европейского союза и соседние государства Молдовы (Румыния, Болгария, Польша, Украина и др.) успешно используют разработанные методики, учебные курсы и практику. Такая подготовка поможет стабилизаровать развитие туризма, предвидеть и избежать неблагоприятных последствий, с которыми столкнулись и борятся другие страны. Основными стратегическими направлениями подготовки персонала сельского туризма в Молдове являются:
· Разработка системы непрерывной профессиональной подготовки работников сельского туризма;
· Создание системы тренинга для организаторов сельского туризма;
· Обеспечение сотрудничества в вопросах подготовки персонала с менеджерами на всех уровнях образования;
· Создание института подготовки сотрудников сельского туризма;
· Введение краткосрочных учебных курсов для сотрудников "front office" в отношениях с клиентами.