Анализ европейского рынка сельского туризма
1. Европейский рынок сельского туризма.
Сельский туризм в европейских странах в последние десятилетия прошлого века стал новой отраслью в политике областного развития этих государств. В основе этого вида туризма лежат три основных направления: пространство, люди и продукт, которые находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и не могут существовать отдельно. Что касается пространства, естественного либо антропогенного характера, то здесь наблюдаются значительные различия, особенно в отношении сферы услуг и туристических объектов, которые являются специфическими для различных стран и сельских регионов.
Европейский Союз выражает оптимизм в отношении возможности развития сельского туризма, чтобы компенсировать некоторые негативные последствия сельскохозяйственной политики ЕС и для того, чтобы защитить сельское наследие.
Сегодня наблюдается всё более чётко выраженная тенденция расширения и глобализации туристического рынка. Это требует производства туристического продукта высокого качества и его организации на профессиональном уровне. Однако, крестьянским хозяйствам и местным общинам, которые не обладают туристическими традициями, необходимо соответствовать этим тенденциям, чтобы участвовать в организации туризма, представленного специализированными туроператорами и национальными организациями.
Данные по типам мест отдыха туристов Европейского Союза представлены в Приложении 1(5).
Основная цель ЕС в отношении сельского туризма заключается в развитии туристического продукта, который обеспечит прямые доходы сельским домашним хозяйствам для постоянного улучшения жизни в сельских общинах, а также сохранение исторического наследия сёл. Причина сомнений органов Европейского союза в этом секторе, обусловлена тем, что органы местного самоуправления не достаточно обеспечены для организации непрерывного развития сельского туризма, в то время, как национальные органы, как правило, содействуют развитию крупных туристических горных, прибрежных, а также других курортов.
Поток туристического рынка ЕС составляет более 370 миллионов потенциальных туристов, путешествующих только в странах Европейского Союза. Это обеспечивает около ¾ поступлений от сельского туризма Европейского Союза. Статистика показывает, что 68% западных европейцев проводят отпуск в своей собственной стране, и 20% в других европейских государствах-членах ЕС. В общей сложности, около 90% из числа западных европейцев остаются в Европе во время каникул. Из них 25% (т.е., один турист из четырех) проводят свой отпуск в сельской местности, с экономической точки зрения (низкие цены), а также, руководствуясь качеством пребывания.
В странах ЕС количество мест для проживания в сельской местности превышает 600000. Доля сельскохозяйственных угодий, которые предоставляют размещение туристам, составляет 20% в Швеции, 10% в Австрии, 8% в Германии и Нидерландах, 4% во Франции, 2% в Италии. В Испании, которая, несомненно, является одной из самых развитых туристических стран в мире, сельский туризм развит слабо: лишь 0,5% сельскохозяйственных земель используются для его развития.
В рамках Европейского Союза, туризм представляет собой отдельную отрасль. Правовая основа представлена исключительно статьей 235 Договора ЕС, считающейся достаточной, для тех, кто не согласен с необходимостью вмешательства Европейского Союза в политику в области туризма, которая может по-прежнему проводится на национальном уровне, а не в рамках сообщества. Однако, существует, противоположное мнение, согласно которому, экономическое значение туристической отрасли стало настолько велико, что существует острая необходимость принятия согласованных мер по защите конкурентоспособности европейской индустрии туризма.
Вопрос о включении статьи о туризме в Соглашение ЕС находится в стадии обсуждения на Межправительственной конференции по реформе договоров.
Даже на основе столь ограниченной правовой базы, подписанное Соглашение Маастрихта (Нидерланды, 7 февраля 1992 года) открыло туризму и , следовательно, сельскому туризму новые возможности. Впервые Европейскому Сообществу даётся возможность действовать и развивать туризм. 2 и 3 статьи Договора о Европейском Союзе прямо указывают на принятые в сфере туризма меры, способствующие гармоничному и сбалансированному развитию экономической деятельности на всей территории ЕС.