Рим
Рим - город-динозавр, эпицентр европейской цивилизации и заслуженный лидер мирового туризма .
На протяжении многих веков город доминировал в Средиземноморье и, будучи центром культуры и коммерции, заложил фундамент всей последующей Европе.
Сегодняшний Рим - это многослойный пирог, в который время добавило уникальный античный слой, величественный и жестокий римский и - сверху - признаки глобализующей современности. Прекрасный, концентрированный, сытный. Перенасыщенный предметами искусства, где два из трех - шедевры мировой культуры. Рим не похож ни на один город мира.
Для того чтобы понять Милан, нужно поучаствовать в его деловой активности, для того чтобы ощутить Рим нужно уметь дышать в его задумчивом ритме. Дать времени фору в беге вперед и задержаться подольше: снять номер с видом на руину, арендовать велосипед, сменить средства связи на акварель, расслабиться и попробовать просто созидать, рисовать, гулять... Даже если вы забыли, как это возможно - Рим вас научит. Уж он-то знает.
Бессмертный город, нафаршированный античным достоянием и ренессансными галереями, Рим был и остается самой протертой туристической точкой мира. Центр слияния всех дорог, в котором даже коренные жители - это всего лишь мигранты, порастерявшие в веках свое прошлое и ныне торжественно именующие себя римлянами.
Неискушенным в истории посетителям римляне могут показаться гордыми и неприступными, позиционирующими себя как абсолютный конец и неизменное начало всего. Однако, они - такое же новшество для города, как яйцевидное здание Meyera, - с той лишь разницей, что они успели позабыть и об этом.
Циклическая реставрация и тщательная уборка римским руинам к лицу: старинные кварталы отремонтированы, исторические здания воспламеняют ночь, фонтаны сверкают чистотой, поражая сладостью воды из античных акведуков. А между тем, бок о бок с рассыпчатыми эпическими старостями римский небосвод украшают современные постройки Richard Meyer, Zaha Hadid and Odile Decq, словно инъекции будущего в сухие морщины вечности в возрасте 27-го века. В любом случае, нет более красивого и обаятельного города, чем Рим.
Несмотря на хаотичность сплетений античных и новых улиц, в центральной части Рима весьма просто ориентироваться. Вот основные директивы: изгибающийся Тибр делит Рим с севера на юг. Все самые значимые достопримечательности расположены на восточном берегу. Via del Corso граничит с квадратным старым городом (centro storico) и площадью Венеции (piazza Venezia) в южной части. Холмы Капитолия и Палантина в античном Риме немного поднимаются над ним. Villa Borghese доминанта северной части города. Ватикан сидит на западном берегу, в компании очаровательно-суетного района Трастевере (Trastevere area).
Античный Рим
Форум и Колизей альфа и омега мировых достопримечательностей, временные капсулы прошлого, хранящие ДНК римского характера. Уютно располагаясь между холмов Капитолия и Палантина, туристы со времен Средневековья дегустируют взглядом былое величие Рима. И по-прежнему им найдется чему изумиться: у Колизея 100.000 квадратных метров травертина, 300 тонн железа для скоб, скрепляющих блоки, 50-метровая высота внешнего кольца и длина по большей оси 188 м. Блестящий после обновления амфитеатр вновь угощает зрелищами. Правда, уже не кровавыми: на пенсии Колизей ограничивается лишь музыкально-театральными фестивалями. Немного левее скромная площадь перед Колизеем выворачивает наизнанку свое былое величие - слоеные остатки фундамента и бесчисленное количество разбросанных колонн и резных кусков мрамора. Глядя на величественные останки полагается воображать все великолепие места правления Цезаря. Позади Колизея располагается ныне заросший Circo Massimo - место для гонок римских колесниц, восхищающий зрителей 620-метровой колеей для следования колесницы.
Флоренция Город - музей. Колыбель ренессанса. Тесная деревенька искусств.
В каждом метре этого города живут несколько мазков кисти Леонардо, несколько кирпичей, лично положенных Микеланджело, пара чертежей Брунеллески. Так что на душу одного флорентийца приходится около 5 гениальных плевков, 15 феноменальных раздумий и хотя бы один шедевр.
Флоренция обезоруживает любителей искусства (искусствоманов). Что ни шаг - то шедевр, что ни пыль - соль времен, что ни звук - отголосок Ренессанса. Флоренция - колыбель признанных титанов-гениев архитектуры, скульптуры, живописи, литературы. Город, на котором лежит ответственность за целый пласт мировой культуры - Возрождение.
Флоренция первый коллекционер символики итальянской и европейской культур. За каждым углом и в каждом закоулке скрывается мощный штамп европейской цивилизации: Давид Микеланджело, романтический Понте Векью, колокольня Джотто, божественный Данте
Флоренция - сложный город для неофитов. Сказочные толпы народу, штурмующие символы Европы, его величие сначала удивляет, а потом подавляет. С пустыми улицами город покажется вам небольшим и очень уютным. Но, несмотря на его невычурные размеры, сложно осмотреть его за один присест. Чтобы хоть что-нибудь успеть увидеть, нужно забыть все хрестоматии и энциклопедии по искусству, и просто воспринять город таким, каков он есть. И тогда вы точно не сможете пройти мимо:
Дуомо и окрестности
Собор Дуомо пик и вершина всего: города, архитектуры, инженерной и эстетической мысли. Сотканный из сложно-розового, белого и редкого зеленого мрамора, он взмывает над окружающими строениями. При этом он настолько превосходит, затмевает собой все, что нет такой точки, с которой можно было бы увидеть другие строения целиком. Массивный купол Брунеллески 15 века - венец хрестоматийности и яркое проявление инженерного искусства. Выдержать его красоту невозможно, поэтому лучше сразу же подняться над нею, то есть подняться на купол и посмотреть на город глазами эпохального автора. (Сам купол удобнее рассматривать с конкурирующей вершины - средневековой колокольни 1334 года.)
Спустившись с небес на землю, можно пройти чуть западнее Дуомо, чтобы отыскать изогнутое здание - купель 1059 года. Детально проработанные бронзовые ворота расскажут знаменитые библейские истории. Их продолжение следует искать под куполом купели.
Отсюда недалеко и до изящного музея Бигало(Museo di Bigallo (piazza San Giovanni 6, 055 215 440, closed Tues), изукрашенного великолепными фресками 14 века. На северной стороне Дуомо - музей Оперы Дуомо Museo dell'Opera del Duomo (via della Canonica 1, 055 230 2885)хранит в себе множество музейных экспонатов, касающиеся многовекового строительства Дуомо: средневековые орудия производства, а также деревянные модели купола и макеты скульптур.
Piazza Della Signoria
Из всех флорентийских площадей Piazza Della Signoria - самая хрестоматийно известная. Очаровательные зубчики Palazzo Vecchio прописаны во всех энциклопедиях по искусству, Давид Микеланджело выставлен негласным логотипом города, а фонтан Нептуна, окруженный сексуальными нимфами и статуями - предмет вожделения художников.
Площадь Уффици - пристанище для величайшего музея мира, самой большой сокровищницы Возрождения. Оккупировав последнюю резиденцию Медичи, музей прописал в себе большинство знаменитых творений Ренессанса. В Уффици есть все то, что вы уже много раз видели, но боялись бы увидеть воочую. Тут есть комната Боттичелли с "Рождением Венеры", яркие "Аллегории Весны", а также ошеломительный Микеланджело и полногрудый Тициан. В разгар сезона лучше сразу купить единый музейный проездной на все музеи Флоренции, чтобы каждый раз не попадать в объятия змеистой очереди (055 294 883). Спускаясь в сторону реки после Уффици, дорога сама приведет вас к причудливому и отлично знакомому вам Золотому мосту Ponte Vecchio 14 века. (Мост Vecchio - самый фотографируемый мост в Европе). Маленькие ювелирные магазинчики, рискованно рассевшиеся по обе стороны узкого моста, вот уже семь веков рискуют наконец-то не поместиться и оказаться в воде.
Santa Maria Novella
Вокзал примиряет все: величие и убогость, прекрасные купола и привокзальный гравий. Он воспринимается как самая подвижная, бурлящая и современная часть города. Но и тут не обошлось без вечных ценностей: прекрасные скульптуры Marino Marini живут в одноименном музее (piazza San Pancrazio, 055 219 432, closed Tue, Sat & Sun in summer, Tue & Sun in winterSan Marco
Самый молодой квартал в сердце города, говорящий на всех языках и не подверженный старению. Символ вечной молодости и обнаженная эмблема Возрождения, Давид провоцирует туристов периодически возвращаться. Созданный из цельного куска мрамора в 1504 году, Давид до сих пор искрится физическим совершенством (и мужским достоинством) от макушки до пят. Рядом с площадью расположен музей Сан Марко(Museo di San Marco), один из самых безмятежных флорентийских музеев. Когда-то давно это здание было монастырем, в котором жил и писал святой Fra Angelico. Его неземные, эфирные полотна теперь - основной предмет притяжения музея.
Венеция. Венеция, величественная и магнетическая, как драгоценная чаша в пучине вод, когда-то была одним из самых влиятельных городов в Европе и звалась Королевой Адриатики. Венеция неповторимый город на воде с романтической атмосферой прошлого, возникший более 1500 лет тому назад на островах Лагуны.
Непотопляемый и ультра популярный знаменитейший город-музей, в наши дни Венеция живет и дышит для фотографов, режиссеров, художников и туристов, туристов, туристов... Если вы не являетесь ими, вам придется нелегко. Венеция - самый посещаемый В именитый Город-Сказку, Город-Мечту, Город-Декорацию лучше ехать в одиночестве. Тут нужно театрально влюбляться, сценично ругаться, манерно пить кофе, костюмировано прогуливаться, - в общем, блистательно проводить время. На вотчине роскошествовавших венецианских купцов нужно нанять ТАКУЮ гондолу и арендовать ТАКОЕ платье, чтобы обратить на себя внимание сразу всех мужчин и желательно красивейших женщин. Не беспокойтесь - все только за тем и сплываются по каналам, чтобы проиграть самую яркую сцену в своей жизни: сцену соблазнения, любви и ненависти. Вместо гида логичнее пригласить режиссера, вместо фотоаппарата - развернуть кинокамеру. Чтобы потом на суд родне, друзьями и потомкам представить ленту о самом головокружительном вечере, поэтическом ужине и - самой таинственной ночи в вашей жизни, конечно же. Вы просто обязаны разыграть здесь любовную трагикомедию или (хотя бы) театрально пофлиртовать.
Венеция - самый вдохновительный город в Европе. Виновница бессмертных произведений искусства, захватывающих романов, талантливых мелодий. Множество творцов в благодарность (или в отместку?) сделали ей свои гениальные подношения.
Венеция - это 117 островов, 150 каналов, 409 мостов и дамбой насыпанные магнетические памятники. У каждого - свой магнит. Для кого-то это Большой Канал, пронизывающий город и облицованный дворцами. Для некоторых это 200-летний Венецианский карнавал, ежегодно наряжающий тусклый по зиме город в яркие, живописные костюмы.
А для кого-то это площадь Святого Марка - очаг исторических для страны событий. Над площадью флангирует Базилика Святого Марка - центр притяжения города и по совместительству совершеннейший пример византийской архитектуры.
Площадь Святого Марка (Piazza San Marco)
Трапециевидная площадь, мозайкой собравшая лоскутки 1000-летней венецианской истории. Окружает Базилику Святого Марка Procuratie Vecchie and Nouve. Площадь концентрирует кофейни, рестораны и дизайнерские магазинчики, как и толпы людей, цейтраферно проносящихся мимо.
Базилика Святого Марка каменная версия римской, византийской и венецианской культуры. Внутри находится музей Святого Марка, посвященный жизни важнейшего святого, хранящий сотни манускриптов, гобеленов и каменных табличек.
Базилика Святой Марии Де Ла Салютэ (Basilica di Santa Maria della Salute)
Построена в честь Святой Марии, которая, как полагали венецианцы, спасет их от апокалипсиса войны с Австрией, сильнейшего страха 1630 года. Базилика защищает вход на Большой Канал. Каждый год венецианцы проходят путь от Святого Марка к Непорочной Деве в одноименный праздник.
Острова Мурано и Бурано (Murano, Burano)
Места паломничества ценителей разноцветного стекла и грациозного кружева.Традиции и секреты этих изящных ремесел острова сохраняют с 13 ве