Пригородные дворцы и парки
Дворцы и парки Сан-Суси
Несколько миллионов туристов из многих стран мира ежегодно посещают город Потсдам. Красота цепи озер по реке Хафель, поросшие лесами холмы и архитектура города с обширными парками, скверами и многочисленными памятниками старины и произведениями искусства принесли Потсдаму мировую известность.
Выдающиеся архитекторы, создатели парков и художники XVIII и XIX столетий, гармонично соединив природу и искусство, превратили эту часть бывшей бранденбургской "песчаной коробки" в удивительный по красоте уголок земли. 14 апреля 1945 года центр старого города был уничтожен английскими бомбардировщиками. Но несмотря на это, к 200-летию со дня начала строительства дворца Сан-Суси старая часть Потсдама сохранила черты единого ансамбля в стиле барокко, и в 1945 году в Потсдаме проходила знаменитая Потсдамская конференция .
Главной достопримечательностью Потсдама является парк Сан-Суси (Sans Souci – с франц. "без забот") с его знаменитыми дворцами и сооружениями.
Выдающиеся архитекторы Кнобельсдорф, Шинкель и Перзиус, скульпторы Глуме, Эбенхех, Бенкерт и Хеймюллер, братья Хоппенхаупт, создатель парков Ленне и многие другие художники и мастера создали здесь единое произведение искусства, которое своим художественным совершенством являет образец высокой немецкой культуры.
В 1964 году была начата самая обширная за всю историю Сан-Суси реставрацию дворцов и парков. Опытные ученые, реставраторы и художники продолжают работать над тем, чтобы восстановить произведения искусства в их былой красоте.
Парк Сан-Суси с общей площадью 290 га (около трех квадратных километров) создавался в два этапа. Во время правления прусского короля Фридриха II (1740-1786), избравшего своей постоянной резиденцией не Берлин, а Потсдам, 9 августа 1744 года на южном склоне "пустынной горы" был разбит виноградник. Так началось освоение находившейся тогда еще за городскими воротами местности. Ее геологическую структуру образует цепь холмов, имеющих моренное происхождение последнего ледникового периода и простирающихся южнее долины древней реки. После сооружения увеселительного дворца Сан-Суси выше виноградных террас в 1745-1747 годы были воздвигнуты:
- дворец Сан-Суси, (план дворца, залы: вестибюль, Мраморный зал, королевская приемная, концертная комната, королевский кабинет и альков, королевская виблиотека, малая галерея; первая, вторая, третья гостевые комнаты, комната Вольтера, или «цветочная комната», комната Ротенбурга);
- портал и обелиск, грот Нептуна, картинная галерея, китайский чайный домик, а после семилетней войны - Новый дворец (план дворца, залы: нижний вестибюль, зал-грот, мраморная галерея, голубая камера, комната мясного цвета, концертная комната, рабочая комната, спальная комната, письменный кабинет, тамерланова комната, красная камчатная комната, дамская спальная комната, письменный кабинет, мужская спальная комната, письменный кабинет, галунная комната, нижняя концертная комната, овальный кабинет, покои принца: прихожая, кабинет, спальная комната, покои принцессы: прихожая, кабинет, спальная комната, прихожая на втором этаже, угловой кабинет, верхняя концертная комната, охотничья камера, Зеленая камчатная камера, спальная комната, кабинет, большая камера, мраморный зал, верхний вестибюль, верхняя галерея, верхние красные камеры, прихожая, коридор, театр),
- античный храм и Храм дружбы, Бельведер на холме Клаусберг, домик с драконами.
Переоборудованием здания оранжереи в Новые палаты и был завершен этот этап. Тем самым был создан ансамбль, который своей изысканной красотой и удачным сочетанием природы и архитектуры отражает дух фридерицианского рококо. За исключением Нового дворца здесь уже нет стремления подчеркнуть власть самодержавного монарха пышными дворцами и парками, как это демонстрировал в Версале король Франции Людовик XIV.
Фридрих II слыл просвещенным монархом. Для работы в Сан-Суси он привлек гениальных архитекторов и художников. Идеи буржуазного просвещения в середине XVIII столетия повлияли на архитектуру парка. Здания в Сан-Суси. относительно небольшие, они вписываются в пейзаж и служат удовлетворению личных склонностей короля. Главная аллея, имеющая почти 2,5 км в длину, не ведет прямо к главному дворцу, как требует этого барокко, а проходит параллельно зданиям.
Наследники Фридриха II проявляли мало интереса к Сан-Суси. Только Фридрих Вильгельм IV (1840-1861) "романтик на троне", как наследный принц снова вспомнил о Сан-Суси. Расширение парка на юг и сооружение дворца Шарлотенхоф в 1826 году положили начало второму этапу строительства парка Сан-Суси. Шинкель и Ленне определили характер этого этапа. Строения в стиле буржуазного классицизма и открытые парковые ландшафты обогатили обширный парк в XVIII столетии.
После сооружение небольшого дворца Шарлотенхоф и до 1860 года были созданы здания и парки:
- римские купальни, помещение для фазанов в стиле итальянской виллы, ансамбль Фриденскирхе с садом Марли, дворец Оранжерея, сицилианский сад и северный сад, Новый парк с Мраморным дворцом и дворцом Цецилиенхоф, третий парк и дворец Бабельсберг.
Политическая обстановка и финансовые затруднения помешали осуществлению планов строительства других пышных зданий. В 1980-е годы была восстановлена сгоревшая в апреле 1945 г. голландская ветряная мельница.
Версаль - дворцово-парковый ансамбль в 24 километрах от Парижа. В 1682 году, во время правления Людовика XIV Версаль даже заменил Париж в качестве главной резиденции короля. Версальский дворец стал апофеозом роскошной и экстравагантной жизни французских монархов. Историческая значимость этого дворца огромна, рассказы, связанные с ним — поистине увлекательны, а парк вокруг дворца просто очарователен.
Парк Версальского дворца — один из самых крупных и значимых в Европе. Он состоит из множества террас, которые понижаются по мере удаления от дворца. Клумбы, газоны, оранжерея, бассейны, фонтаны, а также многочисленные скульптуры представляют из себя продолжение дворцовой архитектуры. В версальском парке также расположены несколько небольших дворцеобразных сооружений.
Версальский дворцово-парковый ансамбль отличается уникальной целостностью замысла и гармонией между архитектурными формами и переработанным ландшафтом. С конца XVII века Версаль являлся образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.Многие дворцы Европы были построены под несомненным влиянием Версаля. К ним относятся замки Сан-Суси в Потсдаме, Шёнбрунн в Вене, Большие дворцы в Петергофе и Гатчине, а также другие дворцы на территории Германии, Австрии и Италии.
Экскурсия в замок Фонтенбло
Эта экскурсия познакомит Вас с еще одним замком, который был изначально построен благодаря охотничьим забавам французских королей, а впоследствии стал их излюбленной резиденцией. Вы сможете совершить увлекательную прогулку по английскому саду и полюбоваться красотами Карпового пруда, Большого канала, а также беседкой, построенной при Людовике XIV. Затем В замке вы сможете увидеть: Большие аппартаменты, Залы эпохи Возрождения, которые включают в себя Галерею Франциска I, Бальный зал, Часовню Святого Сатурнина,Большие аппартаменты монархов с Салоном Людовика XIII, и Салоном Франциска I, а также Галереей Дианы, спальней императрицы и Тронным залом. Также ознакомитесь с Внутренними аппартаментами Наполеона I с личной спальней и Салоном императора. Замок часто посещался королями, и поэтому все его обитатели постоянно улучшали, как его архитектурный облик, так и внутреннее убранство. Фонтенбло занимает площадь в 17 га., большую часть которой составляют леса. В XII в. на месте нынешнего замка возвышалась средневековая крепость, она передавалась из поколения в поколение наследникам престола. В эпоху Возрождения на месте крепости возводиться небольшой замок, который и положит начало строительству целого комплекса Фонтенбло. Самые значительные преобразования замок претерпевает при правлении Франциска I начиная с 1528 г. Он приглашает итальянских художников, которые впоследствии создадут Первую французскую школу живописи. Король собирает большую коллекцию полотен, скульптур итальянских художников и скульпторов, которая в настоящее время находится в Лувре и Национальной библиотеке Франции. Вы также посетите залы, которые относятся к эпохе Второй школы Фонтенбло, представленной фламандскими и французскими художниками. К ним относятся салон Людовика XIII, галлерея Оленей, зал Королевы, Часовня Троицы. В эпоху правления Людовика XIV, по заведенному им расписанию, весь двор выезжал в Фонтенбло на время охотничьего сезона. После революции Наполеон обнаруживает, что вся обстановка замка исчезла. Он распоряжается заново меблировать весь замок первоначально для приема Папы Римского, который приезжает во Францию для коронации Наполеона. Затем по приказу императора в крыле Людовике XV в 1803 была основана Специальная военная школа. Впоследствии Фонтенбло становится любимой резиденцией Первого Императора Франции. Он устраивает в замке Малые аппартаменты для себя и своей супруги Жозефины. После развода эти аппартаменты становятся собстенностью Императрицы Марии-Луизы. Большие аппартаменты главным образом служат для торжественных приемов и церемоний. Наполеон III заканчивает меблировку замка и полностью обустраивает его. Пройдя по Галерее Оленей и побывав в Часовне Троицы, мы закончим нашу экскурсию, посетив музей Ннаполеона, а также Китайский музей, где Императрица Жозефина хранила свою знаменитую коллекцию китайской посуды и сувениров, а также устраивала чаепития. Эта экскурсия будет интересна тем, кому близка по духу история и культура Франции. Проходя по величественным галлереям замка, невозможно остаться равнодушными к их красоте и очарованию. Во время последней ссылки на остров Святой Елены Наполеон с ностальгией вспоминал свою резиденцию в Фонтенбло, где прошли самые лучшие годы его жизни