slogan.png

Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Города мира: урбанистика и архитектура, исторические города - Исторические города

Исторические города

 

За пять-шесть тысячелетий своей эволюции города прошли путь от сравнительно небольших по числу жителей и занимаемой площади, простых по организации и структуре образований к сложным и крупным экономическим, социально-политическим, культурно-религиозным, научным, военно-стратегическим центрам и агломерациям. То есть от племенных и межплеменных ритуально-сакральных поселений к древневосточным городам и античным полисам, далее – к средневековым городским коммунам Западной Европы и восточным имперским столицам, торгово-ремесленным центрам, обслуживающим внутренние и внешние обмены и контакты, и, наконец, к современным индустриально-урбанистическим комплексам, гигантским многофункциональным городам (мега-города, мегалополисы).

Первые города – очаги архаической городской культуры и городского хозяйства зародились на Древнем Востоке.

Проблема городов разного конкретно-исторического типа – древнейший, античный, средневековый (феодальный и город при азиатском способе производства), современный (капиталистический, социалистический, колониальный, третьемирский), постсовременный и др. – уже давно является предметом научного познания. Сначала изучался город как бы попутно, наряду с другими явлениями и процессами, которым посвящались общие комплексные труды по истории, экономике, культуре, географии, архитектуре, искусству. И лишь с конца 19 в. город становится самостоятельным и полноправным объектом исследования как субъект исторического процесса и действия. С 1920-х город – феномен пристального и всестороннего познания зарождавшейся научной дисциплины: социологии города, урбан-социологии или урбанистики.

Изучение города имеет многовековую историю и традицию. Сведения о нем содержатся уже в архаических духовно-символических текстах – «священных книгах» ветхозаветного времени. В них повествуется о строительстве первых городов и их особом замысле, о Вавилоне – греховном и земном и его противоположности Иерусалиме, граде Бога Живого, Небесном Иерусалиме.

Во времена модерна и постмодерна появляются разносторонние знания не только о городе, но и урбанизационных процессах, разрабатываются научные методы познания, различные теории, проекты – «города-сада», «индустриального города», «глобального города» и т.д.

Исстари существует осознанное понимание важности города. С древнейших времен, с начала урбогенеза сохранялось представление о городе как о магической, сакральной силе, порождающей этносы, народ, гражданские общины, общество и государство. И в таком своем качестве он противостоял анархии, распаду и социальному хаосу. В античности представление о «городе» передавалось словами – «полис», «цивитас», «урбс». Они означали сообщество полноправных граждан вместе с подвластной ему областью, совпадающей с понятием государство. Во всей полноте значения этих понятий представал античный город как «высшая сакральная ценность и форма самосознания гражданина, который в городе защищен гражданским правом, покровительством богов и граждан, и един со всеми в заботе о свободе и благоденствии города и граждан».

В XV-XVI вв. города, обретавшие статус автономных субъектов в общественной структуре общества, превращались в места концентрации новых видов производств, отраслей – «производителей вещей» и товаров и сосредоточия энергичных и деятельных людей. Функция города как центра ремесла и торговли выдвигается на главную роль.

За последние два-три столетия цивилизационного развития прежние традиционные символы, элементы и структуры города, отражавшие сопричастность к «сакральности», трансцендентности, а также образцы культурного поведения и нравственные нормы и ориентации радикально изменились, но не исчезли совсем. По-прежнему они остаются важной частью культурного текста города и заметным элементом общества.

С конца 19 в. под натиском прогрессирующей урбанизации, ускоренного социального развития, «нового творческого напряжения и энергии» вышли на первые роли – техника и наука, ставшие важнейшими элементами города и современной индустриальной цивилизации. Но уже на рубеже 20–21 вв. очередная инновационная волна развития выдвинула новые технологии, информацию, коммуникацию, связь на ведущие позиции. И таким образом заявила о себе новая постиндустриальная цивилизация и ее города.

Древнейшие города мира

 

Города Древнего мира

Возникновение городов относиться к эпохе перехода от первобытнообщинного к рабовладельческому строю и связано с углублением общественного разделения труда, в процессе которого из массы населения, занятого сельскохозяйственным трудом, выделяются как различные слои формирующихся эксплуатационных классов (представители государственной власти, жрецы, крупные землевладельцы, торговцы), так и многочисленное ремесленное население. Первые значительные поселения оседлых землевладельцев, как показывают археологические раскопки, появились в XII-IX тысячелетиях до нашей эры. Время возникновения первых городов - IX-II тысячелетия до нашей эры. Наибольшее развитие города получили в I тысячелетие до нашей эры. и в начале I тысячелетия нашей эры.

Города Древнего Востока

Рабовладельческие цивилизации Древнего Востока, сложившиеся в бассейнах рек - Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ, отличались существенными особенностями. Необходимость объединения большого количества людей для строительства и поддержания ирригационных сооружений рано создавала предпосылки для возникновения централизованных деспотичных государств, во главе которых стоял пользовавшийся неограниченной властью повелитель - фараон, царь. При большой численности населения и, следовательно, обширных трудовых ресурсах рабство в большинстве этих стран имело второстепенное значение; главным было подчинение и жесткая эксплуатация больших масс крестьян. Тираническая власть фараонов и царей требовала идеологической поддержки, их возвеличивания и обожествления; с этим была связанна исключительная роль духовенства, жрецов. Внешнее выражение власть фараонов и царей находила в подавляющей человека архитектуре гробниц, дворцов, храмов - "тирании камня". Крупнейшие сооружения древневосточных деспотий могли быть созданы при слабом техническом оснащения строительства лишь путем крайнего напряжения и исключительной концентрации подневольного труда. Пирамиду Хеопса строили около 100 тыс. строителей в течении 23 лет. На строительство Великой Китайской стены, которое не прерывалось ни днем, ни ночью около 10 лет, было согнано около 2 млн. рабочих. Огромное количество людей погибало при строительстве гигантских сооружений. Важную и противоречивую роль в судьбах цивилизаций Древнего Востока сыграла их "отгороженность" друг от друга труднопреодолимыми природными барьерами: горы и пустыни защищали бассейны рек - колыбели этих цивилизаций - от вторжений извне, но они же, ограничивая внешние связи, способствовали застою техники, замедленному развитию общественных отношений. В будущем это обстоятельство стало одним из факторов, определивших отставание древневосточных цивилизаций по сравнению с более динамичной античной цивилизацией, развившейся в открытых для связей районах по берегам Средиземного моря. Изолированность и консервативность общественного развития древневосточных цивилизаций способствовали и характерной каноничности основных приемов в строительстве городов, в архитектуре и искусстве.

Древний Египет. В плодородной долине Нила, где требовались большие усилия для борьбы с наводнениями, поддержание систем орошения и осушения болот, рано сложились условия для возникновения и развития городов.

clip_image001 Рис. 1. Пирамида Хеопса

clip_image003

Рис. 2. Храмовый комплекс в Луксоре

При строительстве городов большое значение имела ориентация на религиозные и астрономические представления с которыми связаны их обширные сооружения. Прежде всего это относиться к некрополям и храмовым комплексам. Грандиозные пирамиды характерны для Древнего царства (вблизи столицы- Мемфис). В эпоху Среднего и Нового царств, когда столицей стали Фивы, вместо пирамид сооружаются храмовые комплексы, в том числе пещерные храмы.

Двуречье. Первые города в истории человечества возникли в южной части Месопотамии, в долинах нижнего течения Тигра и Евфрата. Здесь образовалось около 20 городов-государств. Город включал храмовый комплекс в виде высокого ступенчатого зиккурата, дворец правителя, глинобитные дома жителей, а так же прилегающие участки садов и земель. Первые города настолько поражали воображение людей, что их создание приписывалось богам.

clip_image005

Рис. 3. Зиккурат в Уре

Сохранившиеся остатки зиккурата в Уре дают представление о размерах и характере этих выдающихся сооружений шумерских городов. Зиккурат состоял из трех возвышавшихся друг над другом башен, образующих террасы, соединенные лестницами. Башни были разных цветов: нижняя - черная, обмазанная битумом, средняя - красная, цвета обожженного кирпича, верхняя - белая. Над последней башней возвышалось "жилище бога" - надстройка из глазурованного кирпича, где происходили ритуальные церемонии и велись астрономические наблюдения. Высота зиккурата в XXII-XXI вв. до н.э., составляла 21 метр. Идея зиккурата прослеживалась во всех городах Двуречья. Древние города Китая. В Китае древнейшие города возникли в долине Хуанхэ. На берегах этой реки, ее притоков или в прилегающих горных местностях раз вырастали и часто разрушались столицы рабовладельческих государств, постоянно воевавших друг с другом и периодически объединявшихся под властью сильнейшего государства, когда этого особенно остро требовала необходимость поддержания ирригационных сооружений, сохранения господства над эксплуатировавшимися массами населения и защиты от нападений кочевников. Эти столицы сооружались в основной зоне создания орошаемого земледелия, относительно близко друг от друга, в пунктах в которых по тем или иным обстоятельствам казалось легче осуществлять контроль над подвластными территориями и имелись другие условия для развития города, оценивавшиеся как благоприятные. При этом, как и в других странах, разрушение старых столиц и строительство новых не было чем-то необычайным и представлялось само собой разумеющимся, так же как и уничтожение десятков тысяч людей или их обращение в рабство в ходе кровопролитных и жестоких войн.

Размеры столичных городов нередко были весьма велики. Так, город Саньян, столица Государства Цинь при императоре Циньшихуади, расположенный по берегам р. Вэй, насчитывал около I млн. жителей; периметр внешних стен города достигал 100 км; в строительстве огромных императорских дворцов участвовали сотни тысяч рабочих. В это же время для защиты от набегов с севера была построена Великая Китайская стена протяженностью около 6000 км - грандиозное сооружение высотой около 10 м при ширине 7-8 м с мощными оборонительными башнями.

clip_image007

Рис. 4. Великая китайская стена

Жесткая регламентация, характерная для организации китайского чиновничьего аппарата и всей общественной жизни, распространялась и на рано созданные рекомендации по строительству городов. Так, в трактате "Чжоу ли" есть сведения о городах Китая ХII-XI вв. до н.э.: указано, что столичный Лои (Лоян) был квадратным в плане, имел девять широтных и девять меридиональных улиц, в центре города размещался дворец правителя. В трактате Мэнцзи (IV-III вв. до н.э.), последователя Конфуция, устанавливалось, что город должен иметь квадратный план, строго лимитированный периметр внутренних и внешних крепостных стен (соответственно 3 и 7 ли, ли = 500 м); во внутреннем городе в центральном квартале должны расселяться правители и привилегированные жители, в остальных кварталах крестьяне по 100 человек в каждом; общая численность населения внутреннего города определялась в 3500 человек. Между внутренними и внешними стенами размещались сады и огороды. Город должен был иметь округу, радиус которой (около 12 км) устанавливался из расчета полуторачасового пути от города. Сохранились и другие источники, регламентировавшие размеры городов, иерархию их соподчинения и строгую регулярность их прямоугольной планировки

Характеризуя в самых общих чертах результаты огромных работ по созданию городов Древнего Востока, трудно дать им однозначную оценку. В муках и страданиях приобретало человечество первый опыт строительства городов. Наряду с гениальными находками и достижениями непостижимые усилия вкладывались в строительство сооружений, создание которых представляло собой бессмысленное расточительство человеческих сил. Многочисленные сооружения и целые города периодически уничтожались вместе с их жителями