Две крупные группы поселений - городские и сельские.
1. Городские поселения включают города и поселки городского типа, население которых преимущественно занято несельскохозяйственной деятельностью и которые имеют соответствующий статус, установленный органами государственной власти.
Основными типологическими признаками городских поселений являются:
- численность населения (различают малые, средние, большие, крупные, крупнейшие города);
- функциональный профиль (по преобладающей занятости населения различают промышленные, агропромышленные, многофункциональные и другие);
- административная роль (различают столичные города, центры областей, районов); время возникновения (старые, новые);
- тип планировочной структуры (фокусированные, линейные, со свободной планировкой);
- тип территориальной структуры (компактные, расчлененные, рассредоточенные);
- темпы роста и др.
По месту в иерархической лестнице систем расселения выделяют:
- центральные поселения (поселения-центры, города-центры), организующие функции которых (экономические, социальные, административные) распространяются на прилегающую территорию как минимум с одним поселением.
- рядовые поселения, выполняющие подчиненную роль.
Города-спутники - размещаются в зонах влияния крупных городов, которые связаны с городом-центром суточным циклом жизнедеятельности людей (трудовые, обслуживающие, рекреационные и другие связи). Города-спутники могут выполнять самостоятельные народно-хозяйственные функции (производственные, научные, рекреационные) или быть ориентированными на город-центр и таким образом представлять собой поселения-спальни.
Парные города - два относительно равнозначных и близко расположенных города, имеющих тесные связи по обслуживанию населения, трудовые и другие связи, носят название ( Борисов - Жодино, Мозырь -Калинковичи, Полоцк- Новополоцк).
2. Сельские поселения - поселения, расположенные в сельской местности и не обладающие статусом городских поселений. Сельские поселения помимо численности жителей, роли в системе расселения, времени возникновения, характера застройки и других общих для всех поселений признаков подразделяются по функциональному профилю (по преобладающей занятости населения) на сельскохозяйственные, поселки при производственных комплексах (рабочие поселки предприятий торфоразработки, лесозаготовки, рыболовства) и другие.
Рекреационные поселения - поселения, основной функцией которых является организация отдыха населения, санаторно-курортного лечения, туризма. К ним относятся города-курорты, курортные поселки, рекреационные деревни, садоводческие товарищества, дачные поселки.
Понятие «расселения» , «система расселения», «территориальная система».
Расселение - распределение городского и сельского населения в пределах территориальных образований различной величины (район, регион, страна).
Система расселения - естественно образуемая или целенаправленно формируемая сеть поселений, объединенных на основе оптимизации пространственных, экономических, социальных и других связей.
Различают системы расселения моноцентрические, формирующиеся вокруг одного и, как правило, наиболее крупного поселения, а также полицентрические, имеющие два и более равнозначных центра.
Групповые системы расселения - системы населенных мест, целенаправленно формируемые на основе высокой интеграции экономических, социальных и пространственных связей и обеспечивающие реализацию этих связей в пределах допустимых для данного иерархического уровня затрат времени на межселенные передвижения и перевозки.
Комплексная территориальная система - совокупность поселений, межселенных территорий, транспортной и инженерной инфраструктуры во главе с городом-центром, а также органов управления этой пространственной целостностью. Важнейшей характеристикой комплексных территориальных систем является пространственное единство материально-технических и природных элементов среды, социальных, экономических и экологических процессов, а также управляющих воздействий, обеспечивающих устойчивость функционирования и развития территориальных систем.
Сеть поселений - совокупность поселений в пределах различного рода территориальных образований.
Различные пространственные сочетания городов образуют:
- агломерации ( территориальное образование, возникающее на базе крупного города)
- конурбации, ( территориальное образование, возникающее на базе нескольких компактно расположенных городов)
- мегаполисы (крупное градостроительное образование, возникающее при срастании соседствующих городов в единый многомиллионный урбанизированный ареал).
- метрополис - интенсивное разрастание крупного, чаще столичного города, на основе чего выделяются метрополитенские территории - административно-территориальные единицы вокруг крупного города
Генеральный план: объект проектирования, цель разработки, состав, содержание.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН является основным документом стратегического планирования инвестиционных процессов на территории городских и сельских поселений, пригородных зон, зон отдыха, других территорий.
1. Региональный план -> Генеральный план служит основой для разработки ->
-> Детальных планов,
-> комплексных транспортных схем,
-> специализированных схем развития систем инженерного оборудования,
-> комплексных схем мероприятий по охране окружающей среды,
-> схем и планов землеустройства,
-> проекта перспективной черты города,
-> иных отраслевых схем и проектов.
Целью Генерального плана является:
- определение стратегии социально-экономического и территориального развития вышеназванных поселений и территорий;
- определение оптимальной планировочной структуры, функционального и других видов зонирования территорий, принципов охраны окружающей среды, развития системы общественного обслуживания, транспортной и инженерной инфраструктур. (15-20 лет 7-10 перв очередь)
- долгосрочное планирование инвестиционных процессов на проектируемой территории.
Генеральный план, как правило, разрабатывается в две стадии: концепция генерального плана и генеральный план. Для малых и средних городов, поселений возможна одностадийная разработка генерального плана.
Концепция генерального плана включает:
- анализ исторических особенностей развития планировочной структуры города;
- комплексную градоэкологическую оценку территорий;
- оценку состояния инженерной и транспортной инфраструктуры;
- оценку градостроительной ценности (потенциала) территорий ( может выполняться как самостоятельная работа по отдельному заданию);
- принципы жилищной программы (структуру по типам жилищ, планировочные особенности с учетом демографии и социального заказа);
- варианты развития градообразующей базы города;
- принципы развития инженерной и транспорт ной инфраструктуры;
- принципы композиционной организации городского пространства;
- модель функционально-планировочного развития.
В составе генерального плана разрабатывается (при одностадийном проектировании) и детализируется (при двухстадийном проектировании) планировочная структура и функциональное зонирование, в том числе для территорий нового освоения и реконструкции, определяется последовательность освоения территорий.
Генеральный план (план перспективного использования территорий) выполняется на топографической основе с нанесением:
- существующих и проектируемых границ поселения, основных землепользовании, первого этапа строительства, санитарно-защитных и охранных зон;
- перспективного функционального использования территорий (жилой многоквартирной, усадебной, смешанной застройки, застройки сельского типа, общегородского центра, общественных центров, специализированных центров, промышленных, коммунально-складских, рекреационных, охраняемых природных, специального назначения, транспортных, инженерных коммуникаций и сооружений, садово-дачных участков, прочих территорий);
- существующих и планируемых магистральных улиц, дорог, дорожно-транспортных сооружений, железных дорог, станций, остановочных пунктов, памятников архитектуры, садово-паркового искусства, археологии, головных инженерных сооружений;
Транспортная инфраструктура поселений, ее функции.
Транспортная инфраструктура поселения - линии, сооружения и устройства городского, пригородного, внешнего транспорта.
Основные структурные элементы:
- сеть улиц и дорог;
- сопряженная с ними сеть городского пассажирского транспорта.
Сеть улиц и дорог. Улично-дорожная сеть обеспечивает внутренние связи отдельных планировочных элементов поселения с его центром и между собой, подъезды и подходы ко всем земельным участкам, зданиям, сооружениям, а также транспортные связи поселения с прилегающими территориями и другими поселениями.
Различия между улицами и дорогами:
Улицы предназначены для проезда и стоянки транспортных средств, пешеходного движения, подъезда и подхода к зданиям и внутриквартальным территориям, размещения остановочных пунктов пассажирского транспорта и прокладки инженерных коммуникаций.
Дороги - участки улично-дорожной сети с преобладающим движением транзитного и грузового автомобильного транспорта, прокладываемые в изоляции от жилых территорий, общественных центров, зон отдыха (вдоль железных дорог, в оврагах, вдоль промышленных зон).
Сеть улиц и дорог поселений проектируется как планировочно упорядоченная система, включающая иерархически соподчиненные улицы и дороги различного функционального назначения.
Транспортная сеть поселений, состоящая из взаимосвязанных и иерархически соподчиненных путей сообщения (линий) в сочетании с пунктами их взаимодействия (транспортными узлами), является наиболее консервативной и капиталоемкой частью транспортной инфраструктуры. В пределах поселений может быть представлена транспортная сеть одного вида транспорта (автомобильного - автомобильные дороги, городские улицы) или нескольких видов (железнодорожного, автомобильного, водного, электрического городского транспорта).
Основными показателями уровня развитости транспортной инфраструктуры поселения являются:
- транспортная обслуженность,
- транспортная подвижность
- уровень автомобилизации населения.