Традиционные городские поселения Азии и Африки
Рассматривая процессы формирования географии городов в бывших колониальных странах, выделим три типа формирования территориальных структур городов и их сетей, связанные с социально-экономическими особенностями колониальной экспансии в этих странах:
Латиноамериканский тип - формируется в условиях полного разрушения местных цивилизаций колонизаторами, ограбления и массового истребления ими покоренных народов, заселения завоеванных стран мигрантами из стран-метрополий, рабами-неграми, привезенными для работы на рудниках и плантациях, мигрантами из других стран; на основе смешения этих этнических групп формируются новые этнические общности и складываются совершенно новые социально-экономические структуры и новая сеть городов.
Индийский тип - развивается в условиях постепенного завоевания, подчинения и ограбления колонизаторами стран и народов, но без их тотального уничтожения или истребления. Социально-экономические структуры, в том числе сеть городов, перестраиваются в соответствии с целями и требованиями колонизаторской политики и хозяйственного грабежа покоренных стран.
Африканский тип - в известной мере носит промежуточный характер. Вначале цели колонизаторов заключаются в массовом вывозе негров-рабов для работы на других континентах, прежде всего в Латинской и Северной Америке. Затем наступает "индийский" этап -постепенного завоевания глубинных территорий для эксплуатации их населения и природных ресурсов.
Северо-американский тип - существенно отличается от трех других. В результате истребления, оттеснения или заключения в резерваций местных народностей (индейцев в Северной Америке, аборигенов Австралии и Новой Зеландии, негров в Южной Африке) на завоеванной территории мигрантами из Европы, не сливающимися с аборигенным населением, создаются так называемые страны переселенческого капитализма, получающие независимость от стран-метрополий, либо связанные с ними системой хозяйственно-политических отношений на началах известного партнерства (британские доминионы). Рассмотрим формирование сетей городов первых трех типов, относящихся к колониальным странам.
Завоевание испанскими и португальскими колонизаторами Латинской Америки в конце ХV-ХVI вв. совершалось с необычайной жестокостью (сопровождалось полным разрушением сложившихся здесь цивилизаций ацтеков, майя, инков и других народов. Главной целью алчных и жестоких конкистадоров было золото. По имеющимся данным, к моменту открытия островов Карибского моря Колумбом, численность индейцев на Кубе составляла около 300 тыс., Эспаньолы (Гаити) - 250 тыс., Пуэрто-Рико - 60 тыс. человек. Во втором десятилетии ХVI в. почти они были истреблены. Предполагается, что в течение первых десятилетий испанских завоеваний на Вест-индских островах погибло I млн. индейцев. Ко времени освобождения стран Латинской Америки от испанского и португальского господства (начало XIX в.) сеть их городов формировалась, хотя в последующий период она, конечно, претерпела значительные изменения. До сих пор размещение, планировка, обще и названия латиноамериканских городов связаны с наследием колониального периода. Огромный континент как бы "оцеплен" городами, возникшими на океанских берегах или вблизи них, откуда начиналась его колонизация; другие города расположились в долинах рек, в предгорьях или горных котловинах, контролируя "дороги проникновения" в глубь континента.
"Индийский" тип формирования сетей городов в колониальных странах существенно отличался от латиноамериканского. Особенность заключалась в том, что так же широко прибегая к всякого рода насилию, подлогам и произволу, колонизаторы здесь стремились грабить завоеванные народы, опираясь на местных правителей и проводя принцип "разделяй и властвуй". Сложившиеся социально-экономические структуры видоизменялись в том направлении, в каком это было выгодно колонизаторам, например подрывалась местная промышленность для обеспечения рынка сбыта европейских товаров, создавались плантации и рудники для вывоза в метрополии сельскохозяйственного сырья г ценных металлов, применялись различные другие формы грабежа. 3 соответствии с этой политикой сложившаяся сеть городов не разрушалась, а переориентировалась на новые центры - опорные базы колониального владычества,, созданные колонизаторами в господствующих стратегических пунктах в самый ранний период колониальных захватов.
Наиболее ярко этот процесс может быть показан на примере самой Индии. Колонизаторы (португальцы, голландцы, французы, а затем англичане) застали здесь огромную страну, население которой во иного раз превышало население метрополии, с тысячелетней культурой, многочисленными большими городами (суммарное население которых было больше городского населения Англии), развитой промышленностью, основанной на виртуозном искусстве ремесленников, передававшемся из поколения в поколение.
В период Ост-индской кампании, преобладали методы прямого грабежа. Один из известных деятелей этого периода, лорд Клайв, прославившийся произволом и подлогами в Бенгалии, с цинизмом и бахвальством заявлял в Палате общин: "Богатый город был у моих ног, могущественное государство было в моей власти, мне одному были открыты подвалы сокровищницы, полной слитками золота и серебра, драгоценными камнями. Я взял всего 200 тыс. ф.ст. Джентльмены, я до сих пор не перестаю удивляться собственной скромности!" По сообщению английского губернатора, "достаточно появиться английскому флагу, чтобы на десятки миль вокруг не оставалось ни одного жителя. Среди других последствий английской политики отметим замедленный рост городов, в особенности в глубине страны, в связи с массовым разорением миллионов кустарей и ремесленников из-за конкуренции английских товаров. По оценкам, в середине XIX в. около 55% индийского населения было занято в сельском хозяйстве, а в конце 30-х гг. XX в. - 74%. "... Армии кустарей и ремесленников не имели ни занятий, ни работы, и все их старинное мастерство бесполезно. Они обратились к земле, ибо земля еще существовала. Но земля была полностью занята и никак не могла обеспечить им выгодного занятия. Поэтому они стали бременем для земли, и это все увеличивалось, а вместе с ним росло обнищание страны, и жизненный уровень снизился до невиданных размеров.
Поскольку главная задача заключалась теперь в том, чтобы открыть пути на индийский рынок английским товарам и обеспечить вывоз из страны сырья, важнейшее значение в эксплуатации Инда приобрели Калькутта и Бомбей, от которых начинались главные пути в глубь Индии. В дожелезнодорожную эпоху важнейшим из этих направлений было направление от Калькутты на север вдоль Ганга.
Калькутта расположена на р. Хугли, в 140 км от моря. Сеть судоходных речных путей удобно связывает ее с долиной Ганга, равнинами Хиндустана, бассейном Брахмалутры; на юг удобные пути по приморским низменностям ведут в Южную Индию. "Ее эксцентрическое положение, возникновение и рост - классический пример города-цитадели, колониального господства и хозяйственной экспортации страви неравноправного международного разделения труда" Характеризуя благоприятное положение Калькутты, ОД.К. Спейт отмечает: 'Энергичные европейские купцы, которым не терпелось воспользоваться богатствами непосредственно примыкающей к Бенгалии равнины Ганга о ее процветающими монгольскими городами... закрепили за собой лот наиболее восточный и наиболее многообещающий путь внутрь Инда. В I9II г. столицей Индии вновь становится Деля - исторический центр страны.
Индийский тип развития сети городов в странах-колониях характерен для большинства стран Азии. В Индонезии, на Филиппинах, Вьетнаме, на Малайском полуострове важнейшее значение приобрели основанные колонизаторами города-порты: Батавия (Джакарта), Манила, Калон-Сайгон (Хошимин), Сингапур (последний приобрел также крупнейшее стратегическое и транзитное торговое значение). В других случаях административными центрами колоний стали удобно расположение исторические столицы - Рангун в Бирме, Пномпень в Камбодже, позднее Дели. В некоторых случаях административные центры создавались вблизи основных объектов эксплуатации). Во многих странах, оказавшиеся в ХУШ-XIX вв. в экономической и политической зависимости от колониальных держав, крупнейшие экономические центры стали развиваться в главных пунктах их проникновения (Шанхай и Гонконг в Китае, Бангкок в Таиланде и др.).[7]
До конца ХV в. развитие тропической Африки происходит при почти полном отсутствии хозяйственных и культурных связей с европейский странами. Основной район с более развитыми феодальными отношения, со значительными элементами рабовладения, с развитыми ремеслами и торговыми центрами сложился в бассейне Нигера, где сформировался ряд государств - Сонгаи (ХV-ХVI вв.), а еще ранее и западнее Гана "(IV-ХI вв.) и Мали.. Крупнейшие города - Томбукту, Гао, Сегу, Мал, Дженне - осуществляли крупную торговлю со странами Магриба и бассейна Нила. В XI в. сюда проникает ислам, развивается письменность, ремесла, при участии арабских архитекторов сооружаются мечети и торговые кварталы.
К югу от Нигера крупные государственные образования сложились в Северной Нигерии: среди городов-государств Хауса некоторые были весьма велики. Кано, вероятно, не уступал Гао (столице Сонгаи), насчитывающей около 75 тыс. жителей. Процветали торговля, ремесла, в том числе производство тканей индиго, работорговля. Распространение работорговли и рабовладения способствовало массовому вывозу рабов португальцами в Америку. Прибрежная полоса, откуда португальцы совершали экспедиции за рабами и где они выменивали их у меся вождей, получила название Невольничьего берега.
Восточный берег Африки в значительной мере контролировался арабами. Выходцами из Шираза был основан Килва, султаны которого владели Занзибаром, Момбасой, Малинди. Лоренцо-Маркес, Софа-ла - опорные пункты португальцев в многолетней борьбе за восточный берег Африки.
После первых португальских открытий и последовавшего затем превращения Африки в "заповедное поле охоты на чернокожих" (всего из Африки в ХVI-ХIХ вв. было вывезено несколько десятков миллионов рабов) главной целью европейских колонизаторов было создание опорных пунктов на берегу для обеспечения работорговли и торгового пути вокруг Африки в Индиго. Затем эти пункты стали исходными базами продвижения в глубь Африки и ее раздела между колониальными державами. В дальнейшем. опорные военно-стратегические и административные центры становились, как правило, крупнейшими на континенте торгово-промышленными городами, через которые шла эксплуатация африканских колоний.
К началу XX в. в Африке сложился ряд групп городских поселений. Среди исторических городов, расположенных в глубине континента, некоторые полностью утратили значение (Томбукту, Себ), другие получили некоторое развитие (Кумаси, Ибадан). Очень сильно выросли прибрежные города, положение которых оказалось удобным в качестве баз проникновения в глубь африканских стран (Момбаса, Дар-эс-Салам, в Северной Африке - Александрия, Тунис, Алжир). Наибольшее развитие получили новые города: приморские портовые и административно-политические центры (Дакар, Монровия, Фритаун, Бисау, Конакри, Абиджан, Аккра, Браззавиль, Лагос, Луанда, Мопуту - бывший Лоренцо-Маркес, Могадишо) либо глубинные административно-политические центры, основанные в стратегических пунктах, контролирующих завоеванные районы (Бомако, Киншаса - бывший Леопольдвиль, Аддис-Абеба, Найроби, Кам-пала, Лусака, Зимбабве - бывший Солсбери, Претория, Хартум). Некоторые крупные города выросли вблизи месторождений (Лумумбаши- бывший Стенливиль, Булавайо, Иоганнесбург).