Основные функции города
Города играют ключевую роль в экономике, именно на их территории в большинстве своем сосредоточены финансовые и товарные рынки, здесь формируются решения, определяющие ход экономической жизни. Причина тому – концентрация населения и производства в городах, которая объясняется рядом преимуществ, получаемых как производителями, так и потребителями. Подобные преимущества могут объясняться различными факторами. Так, например, концентрация населения создает компактный, относительно емкий рынок потребительских товаров. Фирма, разместившая в городе свое предприятие, выпускающее один из таких товаров (например, одежду) получает возможность вести производство в достаточно широких масштабах, что для многих видов производства позволяет получить существенную экономию на некоторых видах издержек производства, что в целом повышает рентабельность предприятия. Так же можно сэкономить на транспортных затратах и пр.
Экономически активная территория города является своеобразным посредником между потребителями, производителями и органами государственного регулирования. Именно поэтому многие специалисты по экономике города предлагают рассматривать категорию «город» в ряду таких основополагающих категорий экономического анализа как «потребитель» и «предприятие».
Во многих ситуациях город действительно выступает как самостоятельный агент, принимающий решения, осуществляющий деловые операции.
Подлинная экономическая роль города выявляется, когда мы переходим от внешнего анализа его пространственных структур (т.е. от его вещественной морфологии) к изучению функционирования этих структур, к их влиянию как на внутригородском, так и на национальном и даже международном уровне (своеобразная «физиология» городского социально-экономического организма). Таким образом, мы сталкиваемся с понятием «функций города», которое необходимо нам как инструмент пространственного экономического анализа. Изучение этих функций позволяет выявить специфику каждого города, необходимая при этом функциональная типология городов дает возможность более детального исследования перспектив развития каждого города, позволяя учесть его роль в общенациональной и мировой экономике. Для этого необходимо выделить основные характеристики функционирования города.
В рамках классического экономического анализа город рассматривают, прежде всего, как производственную систему, акцентируя внимание на деятельности предприятий на его территории. Распределяя такие предприятия по основным отраслевым группам, мы получаем представление о преимущественной ориентации города на тот или иной вид продукции.
Рассматривая предприятия, мы приходим к анализу рынков их факторов производства, представленных в данном городе, уже здесь проявляется его интегрирующая инфраструктурная роль, так как эти факторы производства необходимы фирмам различных отраслей. Таким образом, на территории города для каждого из таких факторов (рабочая сила, финансовые ресурсы, оборудование, сырье, электроэнергия, производственные площади и т.п.) складывается суммарный спрос. Он обеспечивает возникновение и рентабельное функционирование многих предприятий-поставщиков, концентрацию рабочей силы самых разных уровней квалификации с широким спектром специальностей и т.д. Здесь проявляются эффекты агломерации. С другой стороны, фирмы-производители конечной продукции нуждаются в рынках сбыта, которые они отчасти находят на территории того же самого города, удовлетворяя спрос его населения. Поставщики промежуточной продукции соответственно ориентируются на спрос этих фирм и т.д.
Город выступает, таким образом, как место, где формируется и перераспределяется стоимость. Здесь взимаются налоги, сюда поступают трансфертные платежи, потоки товаров и услуг (и обслуживающие их финансовые потоки) связывают город с другими городами общенациональной системы городов и с городами других стран. На его территории все входные потоки определенным образом группируются, суммируются и перераспределяются. Эту роль перераспределения город играет по отношению к экономической информации. Таким образом, город играет специфическую роль в сферах производства, потребления и управления.
Исходная классическая модель функциональной типологии относит каждый город к некоторому абстрактному типу: центр машиностроения, город-порт, административный центр, культурный центр, туристический центр и т.д. Подобная классификация, бывшая достаточно популярной в довоенной урбанистике, разумеется, несколько примитивна, однако она позволяет выразить некоторые функциональные доминанты, характерные для многих средних и некоторой части крупных городов. В основе ее лежит упрощенная схема, впервые предложенная А. Фишером (1934) и впоследствии уточненная К. Кларком (1940) в рамках его исследований по экономике города.
По типологии Фишера все города можно отнести к трем основным секторам экономики. К первичному (primary) сектору относится деятельность, связанная с получением первичных ресурсов, ассоциируемых с факторами производства типа «земля» (сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство и т.д.) Ко вторичному (secondary) сектору относятся отрасли обрабатывающей промышленности. Третичный (tertiary) сектор охватывает сферу услуг.
Но данный классический функциональный подход переживает кризис. Это можно объяснить тем, что становление функционализма породило идею о функциональной специализации городов, которая рассматривалась как инструмент пространственной оптимизации. Предполагалось, что такая специализация позволит обеспечить наилучший выбор места для приложения инвестиций (с учетом близости их к источникам сырья, энергии, рабочей силы и ранкам сбыта). Наибольший простор для подобных «оптимизированных» проектов развития системы городов открывался в социалистических странах, где все инвестиционные решения определялись плановыми органами. В итоге, именно опыт социалистических стран дает наиболее яркие примеры нереалистичности упрощенной функционального подхода, опасности излишнего акцента на градообразующие функции (экспортный поток за пределы города) и на минимизацию лишь прямых производственных издержек соответствующих отраслей. В итоге возникли монофункциональные города-заводы. Ярким примером такого города являются Набережные Челны в Татарстане. В последние годы социализма на КамАЗе работало около 200 тыс. чел., которые представляли более трех четвертей активного населения города. Доведенный до некоторого абсолюта в отраслевом принципе управления экономикой подобный функционализм привел к изоляции таких городов от региональных подсистем. Тем самым, была заблокирована возможность формирования полноценных региональных сетей городов, обеспечивающих их взаимодеятельность. В долгосрочном плане указанная монофункциональная ориентация ставит под сомнение перспективы дальнейшего развития города-завода (застой в отрасли вызывает стагнацию всей городской экономики).
Нереалистичность изначальных жестко функциональных проектных решений довольно быстро обнаруживалась. Местные руководители городов-заводов осознавали необходимость восстановления функционального дисбаланса и настаивали на дополнительных инвестициях. В первую очередь речь шла о развитии нормального комплекса градообслуживающих отраслей, что, создавая дополнительные рабочие места, несколько уравновешивало гипертрофированно развитую ведущую отрасль города. На восстановление нормального баланса отраслей уходили десятилетия.
Так, например, в Магнитогорске, ставшем городом-заводом в начале 30-х годов, постепенно возникла достаточно мощная пищевая промышленность, а в 60-70-е годы появились достаточно крупные предприятия легкой промышленности. Рынок сбыта этих предприятий вышел не только за пределы города, но и области. Таким образом, примерно за полвека город сумел преодолеть изначальную монофункциональность.
Мы видим, таким образом, кризис традиционного функционального подхода к изучению и проектированию систем городов. Вместе с тем это требует отказа не от исследования функций городов, но от упрощенного подхода к описанию этих функций.