slogan.png

Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Культурно-просветительный туризм - Виды экспонатов

Виды экспонатов

 

В музееведении экспонаты делятся на вещественные, письменные, изобразительные. Рассмотрим более подробно каждый из видов экспонатов.

 

Вещественные экспонаты – это предметы, характеризующие процесс, событие, явление, личность, одним словом то, чему посвящена экспозиция. В качестве вещественных экспонатов могут использоваться предметы личного пользования (одежда, обувь, аксессуары), мебель, домашняя утварь, предметы, характеризующие государственную власть и политику государства (регалии, нумизматический материал, ордена, образцы вооружения и снаряжения армии), предметы, связанные с религиозными обрядами и т. д.

Все эти предметы, помещенные в экспозицию, дают возможность непосредственного знакомства с историей чьей-то жизни или с какой-либо сферой жизни человека.

 

Письменные экспонаты – это документы архивов, статистические материалы, законодательные акты, листовки, частные письма, научные и публицистические труды, литературно-художественные произведения. К письменным источникам могут быть отнесены историографические материалы, подлинные схемы и чертежи. Иногда письменные источники, рукописные или печатные, выставляются как предметы материальной культуры. В этом случае внимание посетителей направляется на бумагу, на которой написан текст, на характер рукописного или печатного шрифта, на технику книгопечатания, на внешнее оформление книги или документа.

 

Изобразительные экспонаты – это могут быть портреты, зарисовки с натуры, картины, чертежи фасадов зданий, форменной одежды, картинки журналов мод, исторические и художественные произведения, плакаты. К изобразительным материалам относятся и диорамы: сочетание изобразительного фона с предметным передним планом при помощи специального освещения создает иллюзию реального пространства и открывает большие возможности для образного воспроизведения исторического события или объекта природы.

 

К изобразительным материалам также относятся фотографии с натуры, рассказывающие о каком-либо событии или человеке. Они имеют индивидуальную документальную ценность. Важно, чтобы у фотографии было  высокое качество исполнения, так как в большинстве случаев плохо воспринимаются фотографии, технически слабо выполненные. Исключение составляют экземпляры, имеющие материальную ценность. Такие экспонаты должны быть выставлены независимо от их качества и внешнего вида (бледные, пожелтелые, обгорелые и т. п.)

Кроме подлинных предметов, для оформления экспозиции необходимы научно-вспомогательные материалы. К ним относятся воспроизведения подлинных предметов, которые по каким-либо причинам не могут быть выставлены для обозрения: схемы, диаграммы, планы, модели, макеты, рисунки. Эти материалы помогают понять содержание экспозиции в наглядной и быстро воспринимаемой форме. Однако использование научно-вспомогательного материала должно быть продуманным и умеренным, так как он не должен отвлекать посетителей экспозиции от подлинных музейных предметов.

Важен в экспозиции и текстовой материал. Часто предметы сами по себе не способны донести до посетителей заложенную в них информацию, поскольку она может быть скрытой, лежащей за пределами зрительного восприятия. Для того чтобы такую информацию выявить, необходимы тексты, которые делятся на ведущие, оглавительные, пояснительные и этикетаж (этикетки с аннотациями).

 

Ведущие тексты раскрывают идейную направленность экспозиции. Это могут быть высказывания выдающихся общественных деятелей, писателей, ученых. В недалеком прошлом в качестве ведущих текстов употреблялись высказывания классиков марксизма-ленинизма или выдержки из партийных документов, в настоящее время в экспозициях ведущие тексты употребляются неоправданно редко.

 

Оглавительные тексты отражают тематическую структуру экспозиции: это название залов, разделов, тем. Они помогают посетителям ориентироваться в определении маршрута осмотра экспозиции.

Интересные для посетителей сведения могут содержаться в пояснительных текстах. Они относятся к экспозиционному залу в целом, реже к отдельной теме. В пояснительных текстах обычно раскрываются основные моменты содержания зала или темы, возможно указание на наиболее интересные экспонаты и материалы, а также на порядок осмотра экспозиции.

Все перечисленные виды текстов, сопровождающих экспозицию, имеют факультативный характер: они могут использоваться, а могут и не использоваться в экспозиции; все зависит от авторского замысла.

Обязательным для экспозиции текстовым материалом является этикетаж, то есть этикетки с аннотациями.

Этикетка заключает в себе краткие сведения о каждом экспонируемом предмете, которые располагаются в определенном порядке. В этикетке указывается название экспоната, материал, из которого он изготовлен, место изготовления, автор. Далее могут быть указаны дополнительные сведения о предмете: его отдельные детали, способ употребления, связь с событием или лицом. Заполняется этикетка литературным языком, четким шрифтом без переносов, располагается под предметом или справа от него. При большом количестве мелких предметов (археология, нумизматика, ювелирные изделия), их следует пронумеровать, а этикетку в соответствии с нумерацией дать на отдельном листе, расположенном в непосредственной близости от экспонатов. Так как экспозиция должна размещаться в пространстве, после отбора экспонатов проводят так называемые раскладки. В процессе раскладок отобранные экспонаты размещаются в заданном пространстве в соответствии с темой экспозиции и с проектами оформления экспозиции, предлагаемыми художником.  При этом выясняется, как экспонаты соотносятся друг с другом, какова роль каждого из них, уточняется взаиморасположение экспозиционных рядов и комплексов.

При оформлении экспозиции используют следующие методические приемы:

1) основным приемом составления экспозиции является выделение ведущих экспонатов и тех, что привлекаются для большей конкретизации и наглядности ведущих;

2) прием взаимной документации разнотипных материалов, например подлинный предмет и репродукция (фотография селекционера за работой и образец нового сорта; портрет и подлинная одежда,  репродукция интерьера и соответствующая мебель и т. д.);

3) прием овеществления обычно применяется для ознакомления с трудно воспринимаемыми письменными источниками и заключается в подборе к документу изобразительных материалов и вещественных памятников, упомянутых в нем, соответствующих ему по хронологии или по содержанию;

4) прием сопоставления строится на контрастном показе, например фотографий дворца до реконструкции и после нее;

5) прием массированного показа используется для усиления впечатления от увиденного, например ряды оружия, рулоны тканей, груды военных трофеев и т. д.

 

Последний этап подготовки экспозиции – разработка тематико-экспозиционного плана. Тематико-экспозиционный план (ТЭП) – это перечень экспозиционных разделов и комплексов с кратким раскрытием их содержания и список экспонатов, входящих в их состав. Кроме этого, даются точные названия экспонатов, данные об их типе, характере, происхождении, ссылки на источники, указание на места экспонатов в экспозиции (витрина, стенд, подиум) и их размеры. Информация об экспозиционных материалах должна быть исчерпывающей и предельно  точной. Для удобства ТЭП оформляют в виде таблицы, состоящей из 6 граф:

1)    название раздела, темы, подтемы, комплекса;

2)    порядковый номер экспоната;

3)    название экспоната;

4)    вид экспоната (подлинник, научно-вспомогательный материал, муляж, макет, фотография, график и т. д.);

5)    размер экспоната;

6)    место расположения экспоната в экспозиции.

 

К ТЭПу прилагается текстовой материал, заранее отредактированный и утвержденный.

В дальнейшем ТЭП со всем текстовым материалом и методическими разработками для создания макетов, муляжей и др. передается художнику-оформителю, который на основе всего полученного составляет проект художественного оформления экспозиции. Под последним подразумевается архитектурное оформление помещения, окраска стен, освещение зала, оборудование экспозиционной мебелью, а также размещение экспозиционных разделов и комплексов и самих экспонатов.

Художник создает экспозицию в определенных пространственных границах. Размеры экспозиционного пояса установлены исходя из среднего роста человека и уровня его глаз относительно пола. Его высота не превышает 2 - 2,5 м, угол зрения по горизонтали составляет

25 - 30 градусов, по вертикали до 40 градусов. Лучшая для обозрения экспозиционная площадь находится на уровне глаз человека (примерно 1,5 - 1,55 м от уровня пола). Если верхний уровень экспозиции повышается, то, чтобы сохранить пропорциональность размещения предметов в высоком помещении, дополнительную площадь занимают крупными экспонатами (фотоувеличение, живописными панно  и т. п.). Ниже 70 см от уровня пола не помещают мелких предметов, так как осложняется их осмотр и восприятие. Наклонное, под углом в 45 градусов, дно горизонтальных витрин наиболее удобно для рассмотрения экспонатов и прочтения текста. В экспозиционных разделах и комплексах ведущие экспонаты помещают в центре, подчеркивают их роль введением активного цветового фона, направленным освещением, созданием вокруг свободного пространства, что обязательно привлекает внимание посетителей.

После этого художник разрабатывает монтажные листы, в которых фиксируется место каждого экспоната и текстов в точном масштабе. Особого внимания требует оформление текстового материала в экспозиции. В современных экспозициях широко применяется типографический шрифт и компьютерный набор. Допустима стимуляция шрифта под определенную эпоху, если это не затруднит чтения текстов посетителями.

После окончания работ над художественными элементами,  научно-вспомогательными и текстовыми материалами, оборудованием проводится монтаж экспозиции. В процессе монтажных работ могут быть внесены некоторые изменения в содержание экспозиции или их размещение. Однако они не представляют собой принципиальных решений и носят, как правило, частный характер.

 

Когда экспозиция смонтирована и полностью подготовлена, организуется ее предварительный просмотр с привлечением специалистов по всем разделам экспозиции. Только после этого экспозиция может быть открыта для посетителей.

По залам экспозиции могут проводиться экскурсии. Материалы к экскурсии начинают готовиться автором обычно на стадии разработки ТЭПа. Затем они передаются экскурсоводу. Автор материалов к экскурсии проводит несколько занятий с экскурсоводом, поясняя сведения о наиболее интересных экспонатах. На основе полученных материалов и консультаций экскурсоводы самостоятельно готовят экскурсии.