РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ В ДАОСИЗМЕ И КОНФУЦИАНСТВЕ
Даосизм и конфуцианство: система ценностей и история возникновения
Такая страна, как Китай, «подарила» миру две религиозно-философские системы — даосизм и конфуцианство кроме того, в Китае распространены буддизм и традиционные народные верования.
Даосизм в последнее время, особенно в XX в., сдавал свои позиции По очень приблизительным оценкам приверженцев даосизма в середине 90-х гг. XX в. насчитывалось около 20 млн человек.
Основателем даосизма считается легендарный мудрец Лао-цзы, живший в VI в. до н.э.
О жизни этого великого Духовного Учителя древности сохранилось чень мало сведений Считается, что он был историком-архивариусом при дворе правителя царства Чжоу, где его однажды посетил Конфуций Осознавая грядущий крах правящей династии, он отправился на запад, но на границе был задержан с требованием предоставить свое учение в письменном виде Он написал книгу Дао дэ цзин, после чего продолжил свое путешествие. И следы его потерялись.
Центральное место в даосизме занимает концепция Дао. Слово «Дао» можно перевести как «путь», «дорога». Дао — это непроявленная первооснова бытия всех существ. Дао — Даосская монахиня в храме не бытие и не небытие, но оно присутствует везде. Дао — источник и одновременно конечный результат существования всех вещей в этом мире. Наши слова являются несовершенными и концептуальными, поэтому ими мы не можем объяснить и через них понять, что такое Дао. В начале Дао дэ цзин сказано: «Дао, о котором можно говорить, не есть истинное Дао».
Дэ — это энергия, с помощью которой проявляется Дао. В главе 42 Дао дэ цзин говорится о последовательности творения. «Дао рождает одно (дэ. — Т.Х.), одно рождает двух (мужская энергия ян и женская инь. — Т.Х.), два рождают трех, трое рождают все вещи. Все вещи содержат инь и несут ян, которые взаимодействуют в неиссякающем потоке энергии ци».
Интересно, что Дао, разделяясь на «Десять тысяч вещей», само при этом остается неделимым. Поистине это парадокс для ума человека. Если вспомнить бамбук, то он прямой, гибкий, функциональный, но пустой внутри. Эта звенящая пустота и есть Дао. Концепция Дао отчасти напоминает концепции Бога-творца в западных религиях, но если в последних Бог отличен от сотворенного им, то в даосизме Дао вездесуще и пребывает во всех вещах.
Цель даосских практик — спонтанное интуитивное мистическое открытие Дао, Пути, Нераздельного единства. Практикующему нужно добиться непривязанности к «десяти тысячам вещей» и, пройдя сквозь слои обусловленности, выйти на первоисточник — Дао. Даосизм рекомендует жить в гармонии с природой, естественно и спонтанно. Ощущая внутренние подсказки Дао, человек сможет идти по пути наименьшего сопротивления в своей жизни. Он сможет, не затрачивая ни одного лишнего усилия, максимально оптимизировать свою жизнь, добиваясь максимально возможного результата при минимуме усилий.
В даосизме имеются концепции у-вей (недеяние) и ву-вей (невмешательство). Следует отметить, что это не означает пассивного бездействия. У-вей и ву-вей подразумевают спонтанное поведение человека по удовлетворению спонтанно возникающих нужд и потребностей. Это поведение естественно, оно не обусловлено вмешательством ума, который обычному человеку постоянно диктует, что и как надо делать. Чжуан-цзы говорил, что поведение человека не должно быть мотивировано поиском одобрения или поощрения окружающих. Ведь такое поведение искусственно, оно противоречит Дао, поскольку обусловлено умом человека.
Даосизм ставит интересы человека превыше интересов общества. В этом отношении даосизм противоречит конфуцианству, которое утверждает, что поступки человека должны быть общественно полезными в первую очередь в соответствии с этическими принципами ли. Однако даосизм не является антиобщественной системой ценностей, он просто призывает свести к минимуму вмешательство государства в жизнь человека.
Даосизм призывает гармонизировать энергию ци в человеке, его окружении. Получила развитие методика фен-шуй, которая предписывает таким образом размещать вещи и предметы, в том числе в жилище человека, чтобы способствовать естественному и гармоничному протеканию энергии ци.
Священным Писанием даосизма являются Дао дэ цзин и книги Чжуан-цзы (жившего в III—II вв. до н. э.). Дао дэ цзин можно перевести на русский как «Книга о Пути и его проявлениях» или «Книга о Пути и добродетели». Дао дэ цзин написана в стихотворной форме и состоит из двух частей, содержащих 37 и 44 главы соответственно. Это одно из самых коротких Священных Писаний, состоящее из примерно 5000 слов. Повествование в книге образное, иносказательное, поэтому его можно по-разному комментировать.
Перу Чжуан-цзы принадлежат три книги, состоящие из 33 глав. Эти книги будут более понятны современному читателю.
Со временем даосизм разделился на философский и религиозный. То, о чем сказано выше, относится к философскому даосизму. Религиозный даосизм возник во II в. н.э. Он связан с обожествлением Лао-цзы.
В 142 г. Чжан Даолин объявил, что на одной из сычуаньских гор имел встречу с Лао-цзы, который сказал ему, что перед ним стоит задача обновления мира и ему жалуется титул тянь ши («небесный правитель»). Интересно, что внук Чжан Даолина Чжан Лу создал на территории современной провинции Сычуань небольшое теократическое государство, просуществовавшее до образования КНР.
Ритуальная практика религиозного даосизма включала следующие ритуалы: исповедь, покаяние, заклинание злых духов, поклонение различным божествам и предкам, а также специальные службы в дни равноденствия и солнцестояния. Даосизм как религия существует на Тайване, где находится шестьдесят третий «небесный правитель».
В религиозном даосизме был сделан упор на целительстве и достижении долголетия, а в идеале — бессмертия, но не духовного, по Чжуан-цзы, а физического. Считается, что человеку на жизнь отпущено определенное количество вдохов-выдохов, и с каждым выдохом человек теряет энергию ци. Для сохранения жизненных сил было разработано специальное «утробное дыхание», при котором человек делает максимально возможные задержки дыхания после выдоха.