slogan.png

Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Паломнический и экскурсионный туризм представителей других религий и движений - Сикхизм: вероучение, численность приверженцев

РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ В СИКХИЗМЕ

 

Сикхизм: вероучение, численность приверженцев

В современной Индии, в основном в шт. Пенджаб, проживают сикхи, последователи религии под названием сикхизм. У сикхов отсутствует требование обязательного совершения паломничества. Однако сикхи за свою жизнь все-таки стараются посетить их главную святыню - Золотой храм (Харимандир). Туристы-экскурсанты без особых проблем могут побывать в сикхских храмах. Следует помнить, что у входящих в храмы (гурудвары) должны быть покрыта голова и босые ноги.

Сикхизм возник примерно 500 лет назад и является своеобразным синтезом ислама и индуизма. Его основателем был Гуру Нанак, после которого было еще 9 гуру. Гуру Нанак считал, что поклонение Богу затрудняется сложными ритуалами, что следует предаваться благочестивым размышлениям и быть преданным в вере.

Цель сикхизма — достижение его последователями мокши, которая означает вхождение в божественную любовь. Бог — это личностный Господь и Творец, с которым достигший мокши пребывает в едином мистическом сознании. Бог понимается как Cam Нам (Тот, чье имя — Истина).

Десятый Гуру Говинд Сингх в условиях противостояния с мусульманами создал военизированную Золотой храм в Амритсаре Индия сикхскую общину — хальсу. После него оформилось Священное Писание сикхов Гуру Грантх Сахиб (Ади Грантх), в котором излагается учение десяти Гуру сикхизма. Для сикхов характерны любовь к Богу, преданность Гуру. От индуизма сикхизм заимствовал идеи кармы, перевоплощения и мокши. От ислама — монотеизм, отрицание поклонения изображениям Бога, монашества, аскетизма, системы каст.

Ритуальная практика сикхизма включает распевание священных имен Бога, пение хвалебных гимнов, медитации. В праздничные дни чтецы, не прерываясь, читают целиком Ади Грантх. На это чтение уходит более двух суток. Распевание священных имен Бога способно очистить душу, успокоить блуждающий ум человека и настроить на слияние с божественным сверхсознанием.

Мужчины-сикхи к своей фамилии прибавляют слово «сингх» (лев). Пятью символами мужчин-сикхов являются:

- белая одежда (символизирует чистоту);

- меч (храбрость);

- железный браслет (нравственность);

- непостриженные волосы и борода (отречение);

- гребень (чистоплотность).

Ортодоксальные сикхи соответствуют этим пяти символам.

В 1996 г. сикхов в мире насчитывалось 19 млн человек, из них 18 млн проживало в Индии, образуя 2 % населения этой страны. 13 млн сикхов проживают в индийском шт. Пенджаб, где они составляют 64 % населения. 1 млн человек проживает в шт. Харьяна, 700 тыс. — в шт. Раджастхан, 600 тыс. — в шт. Уттар-Прадеш. Сикхи также проживают в Великобритании — 500 тыс. человек, Канаде — 250 тыс., в США и ряде других государств [Народы и религии мира, 2000]. По национальной принадлежности сикхи — панджабцы, они образуют особую этно-конфессиональную общность в составе этого народа. Панджабцы Пакистана исповедуют в большинстве ислам.

 

Наиболее известные священные места и храмы сикхов

Многие сикхские храмы называются Харимандир, что означает «храм Господа». Это название имеет и Золотой храм в Амритсаре (шт. Пенджаб) — главная святыня сикхов и важнейший центр паломничества. Храм начали строить в 1577 г., а закончили в 1601 г. при пятом Гуру сикхов Арджуне. В 1756 и 1762 гг. афганские завоеватели оскверняли храм. Его верхняя часть покрыта позолоченными пластинами меди. Архитектура Золотого храма выдержана в рамках сикхской традиции — своды украшены растительным орнаментом и строками религиозных гимнов. В храме четыре входные двери, что подчеркивает его открытость людям различных каст и социальных групп. Посещать храм надо босиком, с покрытой головой.

В Золотом храме хранится Гуру Грантх Сахиб — священная книга сикхов. Рядом с храмом находится искусственное озеро Амритсар (Озеро бессмертия), из которого у паломников принято зачерпывать пригоршню воды. К храму примыкают комнаты, в которых паломники могут остановиться на ночлег, общественная столовая, где посетителей кормят бесплатно, и музей сикхской религии. Рядом с храмом находится Акал Тахт, священное здание, в которое на ночь помещают Гуру Грантх Сахиб. Здесь же проводятся политические и религиозные собрания. В храмовый комплекс входит также восьмиэтажная башня Баба-Атал.

Служба в храме начинается с раннего утра. В 5 часов туда приносят священную книгу. После киртана (распевания религиозных гимнов) посетителям раздают прасад (священную пищу), после чего храм убирают. Песнопения продолжаются до 21.30, когда Гуру Грантх Сахиб относят в Акал Тахт и ворота храма закрываются. Можно даже остановиться в храме, но всего на 1 — 2 ночи.

В этом же штате, в 80 км от его столицы Чандигарха, у подножья Гималаев расположен город Анандпур. Этот город известен тем, что здесь в 1699 г. первые пять сикхов были приняты в военизированную общину — хальсу. В городе более 60 сикхских храмов, крепость Кесгарх, а также много мест, где туристы могут остановиться.

В марте, во время индийского праздника холи, который сикхи именуют хола мохалла, устраиваются военизированные представления, в которых воины демонстрируют свое искусство в конном и пешем строю. В Сирхинде около Патиалы, на юго-востоке Пенджаба имеется сикхский комплекс, состоящий из храмов, дворцов и фортов. Туристам-экскурсантам будет интересно посетить руины городов домогольского и могольского периодов.

Священным местом для сикхов является Патна, столица шт. Бихар Здесь находится гурудвара (храм) на месте рождения Гуру Говинд Сингха. Гурудвара, построенная из белого мрамора, в которой также размещается музей сикхизма, находится в центре сикхского квартала. Вдоль крыши расположена терраса с мраморными беседками, сидя в которых можно слушать выдержки из сикхских священных писаний, сообщаемые по громкоговорителям.