Конфуцианство лишь условно можно назвать религией, хотя оно имеет ряд черт, сближающих его с другими религиозными доктри-• нами. Одновременно конфуцианство можно охарактеризовать как морально-этическую систему. В современном Китае происходят поездки в места, где жил и похоронен Конфуций, которые опять же условно можно охарактеризовать как паломнические. Эти места открыты также для посещения туристов-экскурсантов.
Основатель конфуцианства — Кун Фу-цзы (латинский вариант — Конфуций) — легендарный мудрец из княжества Лу, живший в VI в. до н.э. Из-за поликонфессиональности части жителей этой страны трудно подсчитать, сколько конфуцианцев в Китае. Число конфуцианцев — не-китайцев, а главным образом корейцев, в 1996 г. составило около 5 млн человек [Народы и религии мира, 2000].
Как уже говорилось, на религии, духовные школы, философские системы, возникавшие в определенное время, в определенном месте, сильно влияли события в жизни людей, общества, государств. Период формирования Конфуция как личности пришелся на закат династии Чжоу, когда соперничавшие княжества воевали друг с другом, а народ жил в страданиях и нищете. Возможно, это породило призывы Учителя вернуться к истокам, когда в мире царил порядок, установленный Небом, т. е. пять веков назад, к началу правления династии Чжоу. Конфуций предлагал изучать знаменитые пять книг, написанные, очевидно, именно в то время, в которых заключена великая мудрость древних. Одной из таких книг является И-цзин («Книга перемен»).
Учение Конфуция является скорее сводом этических правил, чем религией, поскольку в нем не говорится о творении, трансцендентном, жизни после смерти. Конфуций призывает к созданию идеального государства и идеального общественного устройства, которые смогут появиться, если люди начнут отказываться от корысти. Конфуций считает естественной волю неба и необходимость управления государством со стороны мудрого императора. В семье естественным образом появляются дети, и им следует слушаться старших, а жене — мужа.
Доктрина конфуцианства включает три основные концепции: «благородного мужа», человечности, гуманности (жэнь) и доктрину надлежащих норм взаимоотношений между людьми (ли). Конфуций старался воспитать людей, облеченных властью или собирающихся властвовать, честными и бескорыстными. В его учении мораль преобладает над правом. Так появилась концепция «благородного мужа». В конфуцианстве возникла замечательная формула «Никогда не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы они поступали с тобой».
Священным Писанием конфуцианства являются четыре книги, в том числе:
1) Лунь Юй («Беседы и суждения»). Высказывания, зафиксированные в ней, приписываются самому Конфуцию;
2) Мэн-цзы, написанная крупнейшим последователем Конфуция Мэн-цзы (372 — 289 гг. до н.э.).
Оттенок религиозности конфуцианству придает прежде всего наличие культа. До недавнего времени жертвоприношения Конфуцию считались обязательными и не были самыми важными государственными мероприятиями. Однако жертвоприношения Конфуцию относились к числу великих, когда на алтарь клали изделия из нефрита, ткани, мясо жертвенных животных. Интересно, что такие жертвоприношения совершались не на главных государственных алтарях, а в высшем государственном училище, где находился ритуальный комплекс, посвященный Конфуцию, — вэнъ мяо («храм посвященности»). Вообще культ Конфуция был «приписан» к высшим учебным заведениям, отчего последние иногда назывались храмами.
После смерти Конфуция среди его последователей получили развитие многочисленные символические ритуалы, при которых в разных ситуациях нужно надевать специальную одежду. Скрупулезно исполняются все обряды, связанные с культом предков.
После смерти Конфуция у него остались ученики. Однако никакой религиозной общины, члены которой в той или иной степени противопоставляли бы себя остальным людям, не возникло.
Чтобы завершить «китайскую тематику», имеет смысл отметить, что многие китайцы являются одновременно последователями нескольких систем. Так, при решении каких-то социальных вопросов они прибегают к помощи конфуцианства. При желании обогатиться индивидуально — пофилософствовать, побыть в гармонии с собой, близкими и природой — «подходит» даосизм. При возникновении сложных жизненных ситуаций, страданиях китайцы обращаются к буддизму. Представители всех трех религиозных направлений иногда объединяются для ритуальных действий. Следует отметить, что очень многие китайцы в наши дни придерживаются атеизма и нерелигиозны.
Центры конфуцианства
Как минимум два места в Китае являются объектами сакрального значения для последователей конфуцианства. Они связаны с именем и деятельностью основателя учения Конфуция. В Цюйфу (провинция Шаньдун) находится большой мемориальный комплекс, включающий в себя дом Конфуция и место, где он похоронен.
В Цюйфу совершались обряды в честь Конфуция при всех императорских династиях Китая. В Нанкине есть квартал, который до сих пор называется Храм Учителя. Здесь находились училище, гостиница, куда приезжали кандидаты на государственные экзамены, и храм Конфуция.
Следует упомянуть также знаменитый Храм Неба, построенный в Пекине в период династии Мин. Культ поклонения небу очень древний в Китае. Утверждают, что ему более 5 тыс. лет. Поклонение небу существовало в Китае еще до возникновения даосизма и конфуцианства и прихода в эту страну буддизма. В Храме Неба до начала прошлого века проходили религиозные церемонии с участием императора. В настоящее время Храм Неба — музей. В храмовом ансамбле главными постройками являются храм Молений об урожае, храм Небесного свода и Алтарь Неба. Среди второстепенных зданий, находящихся в пределах внешних стен, следует назвать дворец Чжайгун, в котором император постился в течение трех дней перед совершением обрядов.
В Китае имеются Священные горы. Во Вьетнаме в столице страны Ханое расположен храм Литературы (XI в.), посвященный Конфуцию.