Святые места индуизма
В каждом направлении индуизма почитаются свои священные места и храмы. Приведем пример таковых для вишнуизма, шиваизма и шактизма (см. табл. 11).
Святых мест в индуизме тысячи, почти все они находятся на территории современных Индии, Непала, Тибета (см. рис. И). Считается, что их посещение даст большие духовные результаты. Существуют четыре мокша-дхамы (места, дарующие освобождение): Бадринатх, Рамешварам, Пури и Дварка (Индия). В общем Можно выделить семь священных городов индуизма, все они находятся на территории Индии. Это Айодхья, Матхура, Харидвар (Майяпури), Варанаси (Каши), Канчипурам (Канчи), Удджайн (Авантипури) и Дварка.
Таблица 11. Священные места ряда течений индуизма в Индии[10]
Направление индуизма |
Основные (или наиболее известные) храмы |
Другие храмы |
1 |
2 |
3 |
Шиваизм |
Храмы Шивы, соответствующие пяти элементам: эфир — Чидамбарешвара (Чидамбарам, шт. Тамил наду), воздух — Кала-хастишвара (Шри Калахасти, шт. Андхра-Прадеш), огонь — Аруначалешвара (Тируваннама-лаи), воздух — Джамбукешвара (Тиручираппалли), земля — Шри Экамбаранатха (Канчипу-рам) (шт. Тамилнаду). 12 храмов с джьётирлингамами (см. табл. 12). Храм Каши-Вишванатха в Варанаси |
Храм Шивы в Мурде-шваре (шт. Карнатака) Храм около города Тикамгарх (шт. Мадъхья-Прадеш), где Шива почитается как Шанкара Бхагаван и многие Другие |
Шайва- сиддханта |
Аруначалешвара (Тируваннама-лаи, шт. Тамилнаду), Рамаиш-вара (Рамалингешвара) (Ра-мешварам, Тамилнаду) |
Палани андавар (юго-запад Тамилнаду (горные районы)) |
Вишнуизм |
Венкатешвара (Тирумала, шт. Андхра-Прадеш), Ранганатха (Шрирангам, шт. Тамилнаду), Витхоба (Пандхарпур, шт. Махараштра), Джаганнатха (Пури, шт. Орисса), храмы Вриндава-на, Матхуры и т.д. |
Храм Кришны Шринат-ха (шт. Гуджарат) и многие другие |
Шактизм |
Аннапурна в Каши, Калигхат (Калькутта, шт. Западная Бенгалия), Тарапитх (шт. Западная Бенгалия), Камакхья (шт. Ассам), Камакши (Канчи, шт. Тамилнаду), Минакши (Мадурай, шт. Тамилнаду), Каньякумари (мыс Каморин, шт. Тамилнаду), Кали (Дакши-несвар, шт. Западная Бенгалия) |
Вайшно-деви и окружающие храмы (северо-запад Индии), Мукам -бика (шт. Карнатака), Мариямман (Самаяпур, шт. Тамилнаду), Карума-ри (недалеко от Канчи, шт. Тамилнаду), храмы шт. Керала и шт. Западная Бенгалия. Храм богини Раджараджешвари в Бангалоре (шт. Карнатака) |
Культы местных божеств |
Храмы Ганеши, Ханумана и Картгикеи (по всей Индии), храм Даттатреи (Гангапур, шт. Махараштра), Аяппы (гора Шабарималаи, шт. Керала), храмы Кхандобы (Махараштра) и Малланны(шт. Андхра-Прадеш). Храм богини Аннапурны в Варанаси |
Храм Вайланканни (Девы Марии) (шт. Тамилнаду) |
Из 108 основных храмов Вишну 8 считаются самопроявившимися священными местами, из которых 4 находятся в южной Индии и 4 в северной. Для гаудия вайшнавов (в том числе кришнаитов) самые значимые места — Вриндаван, Матхура, Пури и Майяпур (Навадвипа).
Почитаются 12 джьётирлингамов — самовозникших символов Шивы (см. табл. 12).
Таблица 12. Перечень 12 джьётирлингамов бога Шивы [11]
№ |
Название |
Место |
Штат |
1 |
Шри Соманатха |
Саураштра |
Гуджарат |
2 |
Шри Малликарджуна |
Холм Шришаилам, район Курнул |
Андхра-Прадеш |
3 |
Щри Махакалешвара |
Удджайн |
Мадхъя-Прадеш |
4 |
Шри Омкарешвара |
На берегу реки Нармада |
Мадхья-Прадеш |
5 |
Щри Ваидьянатха |
Читабхуми (Деогхар), около Патны |
Бихар |
6 |
Щри Нагешвара |
Около Дварки |
Гуджарат |
7 |
Шри Вишванатха |
Варанаси |
Уттар-Прадеш |
8 |
Шри Бхима Шанкара |
Махабалешвар |
Махараштра |
9 |
Шри Рамешвара |
Рамешварам |
Тамилнаду |
10 |
Щри Трьямбакешвара |
Около Насика |
Махараштра |
11 |
Щри Кедарнатха |
Гималаи |
Утгаранчал |
12 |
Шри Гхушнешвара |
Шивалая около пещер Эллоры |
Махараштра |
Священными реками являются Ганг (Ганга), Джамна (Ямуна), Годавари, Сарасвати, Нармада, Инд (Синдху) и Кавери. В четырех городах раз в 12 лет проводится знаменитый праздник Кумбха-мела. Это Харидвар, Праяга (Аллахабад), находящиеся на Ганге, Насик на реке Годавари и Удджайн. Священной горной цепью считаются Гималаи.
Культовые действия и практики осуществляются в трех категориях мест: 1) храмы и храмовые комплексы; 2) ашрамы; 3) матхи (матх — монастырь). Туристам из России и стран СНГ, представителям турфирм, занимающимся организацией туристских поездок, важно знать некоторые различия между храмами, ашрамами (духовными центрами) и матхами. Храмы интересны с точки зрения проведения в них ритуальных действий и церемоний, совершаемых брахманами. Храмовые комплексы юга Индии привлекают туристов-экскурсантов архитектурой и искусством. Однако здесь зачастую отсутствует передача учений Востока: в некоторые индусские храмы (храмовые комплексы) пускают западных людей; в другие — не пускают; в ряде случаев западных туристов пускают только в часть храма. Примером первых являются Аруначалешвара, Чидамбарешвара (шт. Тамилнаду), вторых — Вишванатха (Варанаси, шт. Уттар-Прадеш), третьих — Минакши (Мадурай, шт. Тамилнаду). Поэтому при планировании туров религиозной тематики или с религиозной составляющей важно знать этот аспект и правила каждого храма, посещение которого предусматривается. Туристам из России в Индии могут быть интересны храмовая скульптура, величественность храмовых комплексов юга страны.
Ашрамы больше подходят для паломников, хотя и экскурсанты могут посещать некоторые из них. В ашрамах паломникам дается учение самим гуру и (или) его учениками и последователями. С аспектами учения можно ознакомиться в библиотеках, во время просмотра фильмов и т.д. Ашрамы служат для внутренней духовной работы людей. При этом ашрам может быть как зданием и комплексом зданий, так и комнатой, хижиной, пещерой.
Матх (монастырь) является во многом похожим на ашрам. Там также есть учителя, передающие учения, дающие благословения и инициации. Разница между матхом и ашрамом заключается в том, что если во многих ашрамах могут остановиться на определенное время все желающие (не все ашрамы, однако, предоставляют возможности размещения), то в матхе может поселиться только посетитель, паломник инициированный, практикующий, хорошо известный в своей школе. Однако матхи также можно посещать для духовной работы, интеллектуального познания, просто проживая в гостинице неподалеку. Ашрам может основать семейный гуру, брахмачари (человек, соблюдающий обет безбрачия, но не являющийся монахом), тогда как в матхе руководителем является монах, и в матхе живут также монахи. Ниже мы поговорим вначале о храмах и храмовых комплексах, некоторых природных объектах индуизма, посещаемых паломниками и экскурсантами, а далее об ашрамах и матхах.