Направления индуизма
В индуизме выделяется много направлений. Это шиваизм (шай-визм, шайва-дхарма), вишнуизм (вайшнавизм, вайшнава-дхарма), щактизм, шайва-сиддханта, тантра (64 направления), адвайта, датта сампрадая, аштанга-йога (йоганда, йога), самкхья и др. Некоторые специалисты указывают в составе индуизма такое течение, как смартизм. В отечественной литературе распространено деление санатана дхармы на три основные течения — шиваизм, вишнуизм и шактизм, но это, как кажется автору, слишком упрошенный подход, не учитывающий огромного разнообразия школ и направлений индуизма. Также принято выделять 8 философских школ, из которых 2 — буддизм и джайнизм — не признают авторитета Вед, а 6 других (ортодоксальных) признают. Это Веданта, Миманса, Ньяя, Вайшешика, Йога и Самкхья.
Шайвизм распространен на территории всей Индии, вишнусам-прадая — также по всей стране, но в первую очередь — в шт. Орисса, Западная Бенгалия, на востоке шт. Андхра-Прадеш, т. е. на востоке страны. Шактизм особенно силен в шт. Западная Бенгалия и Ассам, но присутствует во всей Индии. Шайва-сиддханта — шт. Тамил-наду, датта сампрадая — шт. Махараштра, Андхра-Прадеш, Карнатака, тантра — север Индии, Гималаи — шт. Джамму и Кашмир, Химачал-Прадеш, Уттар-Прадеш. Адвайта и йоганда распространены на территории всей страны.
Как утверждает Садгуру Шивайя Субрамуниясвами, шиваиты (шайвы) ставят целью осознание своей тождественности с Шивой в совершенном, неразрывном союзе (нирвикальпа-самадхй). Такая самореализация может быть достигнута в этой жизни, что в момент смерти физического тела дает возможность обретения мокши. Промежуточной стадией к окончательному освобождению может быть реализация Саччидананды, опыта переживания истины, знания и блаженства. Преданные Господа Шивы достигают союза с ним благодаря милости Духовного Учителя — Садгуру. В шиваитских храмах Шива почитается в образе лингама — символа, отражающего творящее, воспроизводящее начало.
Шактисты (шакты) стремятся к единству с Шивой через Шакти (женское божественное начало). По милости Шакти происходит единение с трансцендентным Шивой.
Целью последователей вишнуизма (вайшнавов) является освобождение, достижимое только после смерти, когда малое «я» реализует союз с богом Вишну в качестве его частицы, сохраняя при этом свою чистую индивидуальную личность. Высочайшей практикой вайшнавов является воспевание имен аватар Вишну — Кришны и Рамы.
Главной целью стартов выступает мокша, осознание себя Брах-абсолютной и единственной Реальностью, а также освобождение от сансары. Для этого нужно преодолеть состояние авидьи, неведения, из-за которого мир кажется реальным. Для самореализовавшегося существа, дживанмукты, даже живущего в физическом теле, все иллюзии исчезают. Когда приходит смерть, его внутренние и внешние тела гасятся. Остается только Брахман. Сравнение ряда школ индуизма приводится в таблице 9.
Таблица 9. Сравнение шиваизма, шактизма, вишнуизма и анархизма [3]
Мировоззренческие вопросы |
Шиваизм |
Шактизм |
Вишнуизм |
Смартизм |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Личност- |
Шива |
Шри Деви, |
Вишну, муж- |
Ишвара, муж- |
ный Бог |
Так же |
или Шакти, |
ского пола По- |
ского или жен- |
или храмовое |
почитаются |
женского |
читаются Его |
ского пола, по- |
, |
Ганеша и |
пола Она |
аватары, осо- |
читаемый^ ая) |
храмовое |
Карттикея |
почитается |
бенно Нри- |
как Вишну, |
божество |
как Великая |
симха, Рама и |
Шива, Шакти, |
|
Мать — Пар- |
его супруга |
Ганеша, Сурья |
||
вати, Лакш- |
Сита, Криш- |
или любое дру- |
||
ми, Сара- |
на и его супру- |
гое божество по |
||
свати, Кали |
га Радхарани |
выбору человека |
||
Природа |
Шива — |
Шакти |
Вишну полон |
Ишвара — ан- |
личност- |
чистая |
одновремен- |
любви и |
тропоморфное |
ного Бога |
любовь и |
но милости- |
прекрасен. |
Божество в |
сострадание. |
ва и гневна |
Он — объект |
соответствии с |
|
Он имма- |
Ей делаются |
преданного |
выбором, кото- |
|
нентен и |
жертвопри- |
служения |
рый человек |
|
трансцен- |
ношения |
человека |
делает для |
|
дентен |
поклонения |
|||
Душа и |
Бог Шива и |
Божествен- |
Бог и душа |
Ишвара и чело- |
Бог |
душа — од- |
ная мать, |
вечно раз- |
век — абсолют- |
но и то же. |
Шакти — |
дельны. По |
ный Брахман. |
|
Душа дол- |
посредница, |
милости |
В майе (иллюзии) |
|
жна осоз- |
дарующая |
Вишну душе |
душа и Ишвара |
|
нать эту ис- |
мокшу тем, |
суждено |
кажутся двумя. |
|
тину милос- |
кто служит |
поклоняться |
Высшее знание |
|
тью Госпо- |
Ей |
и радоваться |
рассеивает эту |
|
да Шивы |
Богу |
иллюзию |
||
Природа |
Шакти — |
Шакти — |
Божественные |
Шакти — боже- |
Шакти |
энергия и |
активное, |
спутницы — |
ственная форма |
разум бога |
имманент- |
неотъемлемые |
Ишвары. Это |
|
Шивы |
ное Бытие, |
энергии |
проявляющаяся |
|
единое с |
Вишну и его |
энергия Бога |
||
Шивой |
инкарнаций |
|||
(например, |
||||
Сита у Рамы) |
||||
Основные |
Веды, |
Веды, Шак- |
Веды, |
Веды, Агамы, |
писания |
Шайва- |
та- агамы |
Вайшнава- |
классические |
агамы |
(Тантры), |
агамы, |
смрити — |
|
и Шайва- |
Шакта- |
Вайшнава-пураны |
Пураны и |
|
пураны |
пураны, |
(особенно Шри- |
Итихасы, |
|
Чаньди, |
мад- Бхагаватам) , |
особенно |
||
Деви махат- |
Итихасы (Рамаяна |
Бхагавад-гита |
||
мьям |
и Махабхарата |
|||
(особенно Бхага- |
||||
вад-гита)) |
Среди многих практикующих и духовных искателей в России сложилось сильно упрощенное, а точнее, неверное понимание того, что такое тантра. Под тантрой фактически понимаются сексуальные практики. На самом деле тантра представляет собой секретное учение, передающееся от учителя к ученику. В тантрических практиках повторяется мантра, выполняются визуализации, ритуалы, мудры (специальные положения пальцев рук), могут делаться дыхательные упражнения. Однако все это обслуживает практику мантры.
В тантрических практиках иногда присутствуют и половые отношения, но их цель — не только нарушение запрета, но и реализация божественного через слияние мужских и женских энергий. Следует отметить, что сексуальный аспект является далеко не главным в тантризме. В исконном тантризме сексуальный аспект практик возможен только при отсутствии зависимости от желаний. Сильная тантрическая традиция имеется в буддизме, о чем говорилось выше.
На формирование индуизма сильно повлияли мистики и философы Ади Шанкарачарья (VIII в.), Рамануджачарья (XI—XII вв.), Шри Кришна Чайтанья Махапрабху (XV—XVI вв.) и Шри Ра-макришна Парамахамса (XIX в.). Шанкарачарья во многом возродил индуизм, испытывавший в тот период упадок, но сам был достаточно близок к буддизму. На развитие индуизма также сильное влияние оказал ислам.
В XIX и XX вв. одновременно с борьбой за независимость Индии шло возрождение индуизма. Большую роль в этом сыграл выдающийся деятель Индии Махатма Ганди, выступавший за упразднение кастового строя и внедрение принципа ахимсы — ненасилия. Шри Ауробиндо обогатил индуизм, разработав систему интегральной йоги, в которой совмещаются мистицизм Востока и рационализм Запада.
В завершение разговора об индуизме имеет смысл сказать несколько слов о йоге, методе освобождения человека. В современном западном мире под йогой в основном понимают физические упражнения, входящие в состав хатха-йоги. Кроме того, существует раджа-йога («царственная йога»), включающая 8 этапов обучения, контролируемых опытным наставником. Сюда входят пять ограничений и пять предписаний, физические и дыхательные упражнения, техники сосредоточения и медитации. Восьмая ступень раджа-йоги — состояние самадхи, при котором человек переживает состояние сверхсознания. Самадхи имеет свои уровни, высший из которых — осознание человеком своей тождественности с Брахманом.
Существуют также бхакти-йога, карма-йога и джняна-йога (что синонимично путям — марго, о которых говорилось выше). Существует также кундалини-йога, цель которой поднятие заложенной в основании человеческого тела энергии кундалини к макушке, где она сольется с атманом (индивидуальным Я). В наше время йогические практики стали широко применяться на Западе и в России. На самом деле йогой может заниматься человек любого возраста, профессии и вероисповедания, поскольку йога помогает нам раскрыть наш огромный внутренний потенциал. Видный учитель хатха-йоги на Украине и в России А. Сидерский говорит, что хатха-йога дает человеку силы, которые он сможет использовать для своего развития во многих областях жизни.