Стоимость проживания, питания и занятий
С точки зрения уровня и условий оплаты можно выделить такие ашрамы и центры.
Не требующие денег с посетителей. В большинстве случаев приветствуются добровольные пожертвования, к примеру, в Шри Кайлаш ашраме, Бангалор, шт. Карнатака. Иногда указываются рекомендуемые суммы пожертвований. В Международном центре медитаций, Бодхгая, шт. Бихар — это 50 рупий в день (около 1 доллара) за питание и размещение. В отдельных случаях пожертвования могут приниматься только от инициированных, т. е. от «своих». В ряде случаев за одни услуги может взиматься плата, например за проведение занятий, а за другие нет, например питание и проживание.
Взимающие деньги с посетителей. Ряд ашрамов не проводит различий между индийцами и иностранцами в этом вопросе. В других стоимость мероприятий для иностранцев выше, даже значительно выше, чем для индийцев, например у Айенгара в Пуне. Почти во всех случаях имеется определенная разница между условиями для индийцев и иностранцев — в оплате и (или) характере проведения занятий и т.д. В ряде центров расценки достаточно скромные. Так, в Институте мудрости и культуры трехразовое питание, размещение в общежитии и занятия стоят всего 150 рупий в день (около 3 долларов). В других местах цены могут быть «кусающимися» даже для посетителей из Западной Европы и США. Так, еще в конце 1990-х гг. в Бихарской школе йоги программа, рассчитанная на 4 месяца, стоила 1000 долларов для иностранцев и 4000 рупий (около 80 долларов) для индийцев. А годичный курс стоил, соответственно, 3000 долларов и 12000 рупий. В эту стоимость входят проживание и питание.
Другие особенности мероприятий в ашрамах
Питание в ашрамах имеет свою специфику. В них готовится вегетарианская пища. В одних случаях она может быть обычной индийской, т. е. достаточно острой, в других — быть неострой. Ряд центров наряду с традиционно индийской предлагают европейскую еду. Во многих ашрамах питание осуществляется централизованно — в определенный час подается приготовленная еда. В других случаях можно поесть в столовых и ресторанах. В одних случаях питаются по европейскому образцу: люди сидят за столом и едят вилками и ложками. В ряде мест питание осуществляется по-индийски: сидя на полу, скрестив ноги, едят правой рукой. Пища кладется на банановые листья, но везде можно есть ложкой и вилкой, если так удобнее.
Имеет смысл отметить ряд черт, прослеживающихся у отдельных объектов. Это поможет отследить разные грани жизни в ашрамах.
По прибытии в Прашанти Нилаям нужно зарегистрироваться и предъявить свой паспорт. Обязательна скромная одежда: желательно брюки у мужчин, юбки до пола у женщин. Женщины должны накинуть шарф на грудь. Прибывающим в Международный центр медитации нужно самим обеспечить себя спальным мешком, одеялами, подушками, простынями, сетками от комаров и подушечками для медитаций. Все эти принадлежности можно приобрести здесь же, в Бодхгае. В Бихарской школе йоги — очень жесткая дисциплина среди студентов. Она требуется для того, чтобы они смогли полностью отключиться от хаоса внешнего мира, сосредоточившись на внутренней работе. Территория школы огорожена забором высотой несколько метров. Когда студенты находятся на территории школы, их паспорта отбираются. Для того чтобы выйти за территорию, нужно провести серьезные консультации и собрать подписи двух-трех свамиджи.
В обществе изучения йоги Вивекананда Кендра имеются 84 комнатки для индивидуальных медитаций. Уже упоминалось, что многие ашрамы, ставшие центрами целых школ и направлений, известны далеко за пределами Индии и стали или становятся самостоятельными объектами привлечения паломников. Это ашрамы Сатья Саи Бабы, Амритананда Май (шт. Керала), Ганапати Сач-чидананды Свамиджи и др.
Туристам важно знать такую особенность, как сравнительно большая длительность тех или иных мероприятий. Так, в йоговском институте П.Джойса она составляет минимум один месяц.
В последнее время в статистике туризма отмечается тенденция к сокращению продолжительности поездок. Это обусловлено возрастающим дефицитом времени у людей. Однако поездки становятся более частыми. Такое явление получило название «путешествия с интервалами».
Таким образом, туристам, желающим посетить ашрамы и участвовать в тренингах, семинарах, следует учитывать фактор их продолжительности при планировании поездок.
В Индии нужно быть осторожным с питьевой водой. Иностранцам советуют не пить сырую воду из колодцев и из-под кранов.
Однако в некоторых ашрамах имеются свои источники собственной прекрасной питьевой воды, которую можно пить без проблем. Примером тому является Анандашрам.
В ашраме Амритананда Май всем посетителям предписывается сева (благие поступки и действия, то, что в христианстве называется послушанием) — уборка территории, приготовление еды и т.д. Некоторые ашрамы охраняются.
Для российских туристов и других граждан Индия продолжает оставаться малоизвестной страной. В сознании людей имеется масса предрассудков, обусловленных незнанием специфики страны. Далее будет дано описание нескольких ашрамов и центров Индии. Они являются важным туристским ресурсом страны и, одновременно, самостоятельными объектами привлечения. Эти центры и ашрамы стали известными далеко за пределами Индии и регулярно посещаются большим количеством иностранных туристов, в том числе из России.
Ряд (центров) ашрамов, хорошо известных в Индии и за ее пределами