Священные Писания индуизма
Священным Писанием индуизма являются Веды, брахманы, аранъяки, пураны, упанишады, Адьятма Рамаяна, Махабхарата, Брахмасутра (Ведантасутра). Большое значение играют сутры Шанкарачарьи. Этот мыслитель оставил после себя: 1) комментарии (Бхасья) к 8 основным упанишадам, Бхагавад-гите, Веданта-сутре; 2) свои собственные сутры адвайта-веданты — Вивека чу-дамани, Нирвана садкам, Атмабодха и др. Такие Священные Писания, как Веды, относят к шрути («услышанные»). Они считаются исходящими от Бога, их услышали легендарные мудрецы — риши. Очевидно, риши были люди с глубоким уровнем развития сознания, умеющие воспринимать тонкие грани реальности. Говоря современным языком, они, очевидно, могли настраиваться на Высшее сознание, Высший разум и постигать многие поистине удивительные вещи. Наряду со шрути в индуизме авторитетом пользуются также произведения смрити («запомненные»). Смрити являются своеобразным Священным Преданием индуизма. Сюда относятся дхарма-шастры (социальные нормы и предписания, в том числе знаменитые Законы Ману), а также другие произведения.
Древнейшими произведениями являются Веды. Утверждается что Веды — это «живое шептание Бога». Их четыре:
1) Ригведа, Веда гимнов богам. В Ригведе насчитывается 1028 гимнов. Эти гимны произносятся теми, кто совершает ритуалы;
2) Яджурведа, собрание священных жертвенных формул, читаемых брахманами;
3) Самаведа — Веда напевов;
4) Атхарваведа — Веда магических формул.
Долгое время Веды передавались из поколения в поколение изустно и, как считает ряд ученых, лишь где-то на рубеже старой и новой эры были записаны. Хотя, возможно, Веды были записаны гораздо ранее.
Брахманы — это пояснения к ритуалу, араньяки («лесные книги») — рассуждения о значении ритуала. Известны сотни упанишад, из которых 108 являются каноническими. Упанишады вначале, так же как и Веды, передавались из уст в уста. Брихадараньяка и Чхандогья упанишады являются самыми длинными, они написаны прозой со стихотворными вставками. Остальные имеют форму стихов.
Упанишады представляют собой философские рассуждения и наставления, часто передаваемые от учителя ученику. Причем в ряде случаев один собеседник начинает делать наставления другому, но, обнаружив, что тот превосходит его по знаниям, быстро умолкает и становится учеником. Учителями в упанишадах могут быть люди различных сословий, боги, например Агни (бог огня), мудрецы прошлого и даже животные (бык, фламинго или водяные птицы).
Упанишады отражают переход древнего индуизма на совершенно иной уровень развития. Как уже говорилось, в ведийской религии средством к освобождению человека являлось строгое соблюдение ритуалов.
Упанишады заложили основу философской системы Веданта, что переводится как «завершение вед».
В индусском обществе сложились четыре варны. Это:
1) брахманы — высшее сословие, священнослужители;
2) кшатрии — правители, воины;
3) вайшьи — ремесленники, земледельцы, торговцы;
4) шудры — слуги, рабочие.
На базе четырех варн образовались многочисленные касты — джати. Также существовали неприкасаемые, не входящие в касты В современной Индии правительство проводит политику отмены кастового строя, однако кастовые предрассудки остаются все еще сильными.
Интересной особенностью индусской картины мира является то, что здесь отсутствует четкая грань между светским и религиозным. Бог присутствует везде, а следовательно, религиозную окраску будут иметь все действия и поступки. Например, рождение ребенка — очень значимое событие, так как душа получает новое воплощение. Даже кремация умершего — это последнее жертвоприношение богам, когда сжигается тело, отслужившее душе свою службу. Вообще индусская религиозность пропитана идеей жертвоприношения. Это отражено и в мифах (миф о жертвоприношении Пуруши).
Итак, мы видим, что «многими своими чертами он разительно отличается от... христианства. В самом деле, индуизм представляет собой пеструю и причудливую смесь разнообразных верований, мифов, ритуалов, теологических построений, философских прозрений, социальных предписаний, поведенческих нормативов и многого другого. Эта смесь объединена в нерасторжимое органическое целое глубинными смысловыми связями» [Альбедиль, 2000].