На территориях современных России, Украины, Белоруссии с первых веков существования христианства возникали монастыри и храмы как центры религиозной жизни населения. Многие из них сохранились до наших дней в практически первоначальном или видоизмененном состоянии. Некоторые, например храм Христа Спасителя в Москве, были в недавнее время восстановлены. В годы советской власти церковь подвергалась гонениям, большинство храмов и монастырей РПЦ оказались закрытыми. Часть из них были разрушены. В уцелевших храмах и монастырях размещались различные хозяйственные объекты (склады, гаражи) или музеи. Кое-где были организованы приюты для больных, детей-сирот, психиатрические больницы, места содержания заключенных. Например, на территории Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря в 20 — 30-е гг. XX в. существовали Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) и Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН). В первые десятилетия советской власти духовенство подвергалось преследованиям, многие священники и монахи были репрессированы.
С конца 80-х гг. XX в. наблюдается возрождение православия в России. Указом президента России Б. Н. Ельцина церковное имущество стало возвращаться РПЦ. Были переданы церкви многие монастыри и храмы, в которых начались ремонтно-восстановительные и реставрационные работы. Во многих монастырях возрастает число монахов и монахинь, послушников и послушниц.
К сожалению, при передаче церкви культовых сооружений возник ряд конфликтов между церковью и музеями, находящимися на территории монастырей и храмов. Имеются различные прецеденты решения конфликтов, связанных с вопросами принадлежности зданий и другого имущества (богослужебные книги и т. д.). Проблемы разрешаются в пользу церкви или достигаются компромиссы. Так, например, музей-заповедник, находившийся на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры (Московская обл.), был выведен за территорию монастыря. В Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре сотрудники музея не имеют права водить экскурсии по отдельным храмовым зданиям. В Иосифо-Волоцком монастыре исторический музей, посвященный этому монастырю, был ликвидирован. На основании приведенных примеров можно сказать, что при возрождении монастырской жизни светская культура России в лице музейного дела понесла ощутимые потери.
Однако есть примеры мирного сосуществования монастырей и музеев на их территории. Так, Бородинский музей-заповедник и Спасо-Бородинский женский монастырь совместно владеют постройками монастыря, решают вопросы его посещения и т.д.
На сегодняшний момент достаточно полное представление о действующих монастырях РПЦ на территории России, стран СНГ и дальнего зарубежья может дать справочник-путеводитель «Монастыри Русской православной церкви». Справочник включает краткие описания почти всех ныне действующих монастырей. Рассказывается об истории, святынях, современной жизни монастырей, праздниках, именах настоятелей, даются адреса монастырей и указания, как до них добраться.
В соответствии с данными справочника, в России находится 313 монастырей и 26 пустыней РПЦ. В странах СНГ насчитывается 183 монастыря РПЦ, из них на Украине — 111 (и 6 пустыней), в Белоруссии — 15, Казахстане — 7, Латвии — 3, Литве — 2, Молдавии — 33, Узбекистане — 5, в Эстонии — 1. В дальнем зарубежье находится 13 монастырей [Монастыри Русской православной церкви, 2000].
В России имеется восемь мест упокоения святых угодников, являющихся наиболее известными и посещаемыми.
1. Серафимо-Дивеевский монастырь (прп. Серафим Саровский), Нижегородская область.
2. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (игумен Александр) Лодейнопольского района Ленинградской области.
3. Задонский Богородицкий монастырь (свт. Тихон Задонский), Задонск, Липецкая область.
4. Часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская), Смоленское кладбище Санкт-Петербурга.
5. Троице-Сергиева лавра (прп. Сергий Радонежский), Сергиев Посад, Московская область.
6. Оптина пустынь (прп. Амвросий Оптинский), Козельск, Калужская область.
7. Покровский кафедральный собор (свт. Митрофан), Воронеж.
8. Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадтский), Санкт-Петербург [Орехов, 2002].
Перед специалистами, изучающими вопросы религиозной жизни, в том числе проблемы религиозного туризма, возникает вопрос о принципах классификации существующих объектов РПЦ, в первую очередь монастырей и храмов. В зависимости от признаков классификации одни и те же объекты могут оказаться в разных, даже противоположных группах. Однако различные классификации культовых объектов как центров привлечения туристов-экскурсантов и паломников помогут сотрудникам турфирм в создании и продвижении своего продукта. Можно предложить следующие классификации монастырей РПЦ: 1) по страновой Принадлежности; 2) по удобству местонахождения с точки зрения транспортной доступности; 3) по составу несущих монашеские обеты; 4) по возрасту монастыря в контексте исторической эпохи.
По страновой принадлежности можно выделить монастыри и храмы, находящиеся:
1) на территории России;
2) на территориях республик СНГ. Как и на территории России, здесь существуют епархии РПЦ, например: Киевская, Одесская, Харьковская, Черниговская и др. (Украина); Минская, Гомельская, Брестская и др. (Белоруссия); Алмаатинская, Уральская (Казахстан); Ташкентская (Узбекистан, Киргизия, Туркменистан);
3) на территориях стран дальнего зарубежья. Монастыри и храмы находятся на территориях Корсунской епархии (Франция, Италия, Швейцария), Таллинской епархии (Эстония) и ряда других;
4) на двух территориях, играющих особую роль в жизни православных верующих, — Святой земле (Русская духовная миссия) и Афоне.
По удобству местонахождения с точки зрения транспортной доступности для туристов можно обозначить четыре вида монастырей.
1. Объекты, находящиеся в крупнейших городах России и других стран (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Киев) и их ближайших окрестностях. Например, это Свято-Троицкая Сергиева лавра, ставропигиалъный мужской монастырь (г. Сергиев Посад Московской обл.), Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, ставропигиалъный мужской монастырь (Киев) и многие другие. Они обычно посещаются большим количеством людей, и к ним легко добраться различными видами транспорта: самолетом или поездом (в случае прибытия туриста из другого города или страны), пригородным поездом, на автобусе, метро или пешком. Следует отметить, что в силу их местонахождения в крупных городах (или вблизи их) эти объекты являются элементом обычной среды для значительного числа посетителей — жителей этих городов и их окрестностей. Например, в Новодевичьем Смоленской иконы Пречистой Богородицы женском монастыре (Москва) регулярно совершаются богослужения, в том числе литургии, отмечаются религиозные праздники. На эти мероприятия собирается большое число прихожан, в основном москвичей, которых явно нельзя отнести к туристам. Одновременно эти культовые объекты привлекают православных паломников из других городов, а также туристов-экскурсантов.
2. Монастыри, находящиеся в областных, краевых, республиканских центрах России и стран СНГ, в районных центрах, ряде других городов и их ближайших окрестностях; относительно легкодоступные в транспортном отношении. Среди очень большого количества таких объектов можно, к примеру, назвать Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь, расположенный в 5 км от Вологды, Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь (Кострома), Свято-Боголюбский мужской монастырь (в окрестностях Владимира). Эти объекты также посещает большое количество прихожан, одновременно сюда устраиваются экскурсии и паломнические поездки. Ежегодное число туристов может колебаться в зависимости от экскурсионной популярности и религиозного значения храма, монастыря, скита, раки со святыми мощами, чудотворных икон и т.д. На это также влияет то, насколько далеко находится этот объект от основных поставщиков туристов (крупных городов России и в гораздо меньшей степени иностранных государств). Следует отметить, что и поездки иностранцев во многих случаях акцентируются на посещении объектов в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве или начинаются и заканчиваются в этих городах.
3.Монастыри, расположенные в стороне от основных транспортных путей, часто в относительно малонаселенных местах, но в силу их особого значения как паломнических центров привлекающие достаточно большое число посетителей. По мнению автора, типичными примерами таких объектов являются Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиалъный мужской монастырь и Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиалъный мужской монастырь (Соловецкие о-ва в Белом море). В тех случаях, когда эти религиозные центры находятся в малонаселенных районах, они имеют ограниченное количество посетителей из числа местных жителей и большинство приезжающих являются паломниками или туристами-экскурсантами.
4. Монастыри РПЦ, находящиеся в труднодоступных и обычно малонаселенных районах. Примером может служить Кожеезер-ский Богоявленский мужской монастырь, расположенный в Онежском районе Архангельской области. Населенных пунктов вблизи монастыря нет, дороги отсутствуют. Добраться до монастыря можно лишь на вездеходе или вертолете.