В конце XV — начале XVI вв. Европа переживала массу религиозных противоречий. Папский двор погряз в интригах, католические священники вели распутный образ жизни. Широко продавались индульгенции, католические службы были сложными и запутанными.
В начале XVI в. в Европе развернулась Реформация — преобразование церкви, ее догматов и обрядов. Официально началом Реформации считается 1517 г., когда монах-августинец Мартин Лютер повесил «95 тезисов» на дверях Виттенбергской часовни (Германия). Другими идейными вдохновителями Реформации были Улърих Цвингли и позже Иоганн (Жан) Кальвин (Швейцария). Критика и, следовательно, преобразования в церкви пошли по пути отрицания или трансформации католических идей, обрядов, общественных организаций.
Протестанты, в частности Лютер, выдвинули идею «личного спасения» человека. Внешние обряды, паломничества, благотворительность, тем более индульгенции не могут дать человеку спасение. Человек может обрести его, осознав свою греховную природу, раскаявшись и уверовав в Спасителя — Иисуса Христа. Таким образом, утверждалось, что спасение дается не церковью (как в католицизме), а обретается человеком вследствие его напряженной внутренней духовной работы.
Кальвин выдвинул концепцию предопределения к спасению одних людей и проклятия других. Бог уже заранее решил, кто будет спасен, а кто проклят, и человек не в силах изменить сложившийся порядок вещей.
Концепция «личной веры» подразумевает прямое общение человека с Богом без посредников в лице духовенства. В ходе Реформации Библия была переведена на многие европейские языки. Протестантизм дал людям право самостоятельно читать и интерпретировать Библию. К слову, в католицизме не разрешалось читать Библию самостоятельно, а право интерпретации ее принадлежало духовенству. Формально это правило сохраняется и в наши дни.
Протестантизм отверг Священное Предание РКЦ. В нем нет монашества, почитания святых и их мощей, а также икон.
Протестантизм быстро набирал силу в Европе. Образовались главные течения протестантизма: лютеранство, кальвинизм (в первую очередь Германия и Швейцария соответственно), англиканская церковь. Все последующие протестантские организации, движения возникли в той или иной степени на основе вышеназванных трех.
Лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь имеют как общие черты, так и различия. В протестантизме полной ревизии подверглись таинства, были отменены священство, соборование, исповедь священнику. Протестантизм утверждает, что человек на исповеди попадает в зависимость от священника. Каждый христианин может исповедываться любому другому, и в этом смысле все верующие являются «священниками». Лютер утверждал, что «отпущение грехов дается благодатью по одной лишь вере».
Видоизменились обряды, убранство храмов. В лютеранстве сохранились остатки литургии, в храмах — алтарь, свечи, распятие, органная музыка и хоровое пение. В кальвинизме ничего этого нет. В англиканской церкви проводятся пышные религиозные церемонии.
В протестантизме на первое место выходит проповедь. Проповедь Евангелия считается мерой, направленной на укрепление веры людей. Лозунгом протестантского движения стали слова: «Sola fide, solascripta» («Только верой, только через Писание»). Пастором Церкви может стать любой прихожанин, хорошо знающий Библию и умеющий проповедовать. Пастора избирает и может переизбирать местная община верующих. (Для сравнения — в католицизме священником становятся пожизненно.)
В протестантизме отсутствуют монашеские обеты. Считается, что сакральной может быть любая деятельность человека, а не только Церковно-монастырская. Как говорил Лютер, «служить Богу есть не что иное, как служить ближнему, будь то ребенок, жена, слуга — любому, кто телесно и душевно в тебе нуждается; и это есть богослужение».
В протестантизме фактически одобряется профессиональная деятельность человека. Труд считается богоугодным делом. Знаменитый социолог М. Вебер подробно описал, как протестантская этика (особенно в кальвинизме) породила дух капитализма.
Ж. Кальвин проповедовал строгий, скромный образ жизни с отказом от многих благ. В Женеве, где обосновались кальвинисты, были закрыты увеселительные заведения и усилен надзор за людьми. Образ жизни кальвиниста в Англии стал называться пуританством (от англ, риге — чистый).
Секта баптистов возникла в начале XVII в. в среде английских пуритан. Это название происходит от греческого слова, означающего «погружать», «крестить в воде». По мнению баптистов, водное крещение полагается совершать во взрослом возрасте, что свидетельствует о сознательном обретении человеком веры и его духовном возрождении. Перед принятием крещения, а следовательно, и вступлением в общину человек должен пройти определенную подготовку и испытательный срок. В это время он знакомится со Священным Писанием — Библией. Баптисты занимаются активной миссионерской деятельностью по всему миру. В 1905 г. появился Всемирный союз баптистов, в который входит Союз евангельских христиан-баптистов (Россия).
В XIX в. из баптизма выделился адвентизм (от англ, advent — пришествие). Его основателем считается У. Миллер. Эта секта интересна своей эсхатологией — учением о конце и смысле существования всего сущего. Интересно, что для адвентистов душа человека небессмертна. В адвентизме есть несколько течений. Пожалуй, самое известное из них — адвентизм седьмого дня (основательница — американка Е.Уайт).
У адвентистов седьмого дня праздничным днем считается не воскресенье, а суббота, когда нельзя работать, а также готовить пищу. Они утверждают, что тело человека есть храм Святого Духа, поэтому запрещается пить чай, кофе, спиртное, курить, а также употреблять некоторые виды пищи.
В США возникла секта пятидесятников. Пятидесятники утверждают, что каждый христианин, как в свое время апостолы, может получить дары Святого Духа: исцелять больных, пророчествовать, говорить на многих языках.
В Голландии в XVI в. возникла секта меннонитов, которых также называют «мирными анабаптистами». Для них характерны проповеди смирения, мира и любви, отказ от насилия, войн, и следовательно, воинской повинности и применения оружия.
В XIX в. в Великобритании появилась протестантская религиозно-социальная организация Армия спасения. Армия спасения имеет строгую вертикаль власти, управляется генералами и офицерами. Солдаты организации клянутся служить Богу и людям, проповедуют отказ от алкоголя, сигарет, наркотиков. Они занимаются проповедью Евангелия и социальной работой.
Еще с середины XIX в. протестантизм стал проникать в Россию. Первоначально протестанты преследовались властями. Лишь в 1905 г. связи с выходом указа о веротерпимости и Манифеста о даровании гражданских свобод протестантские церкви смогли вести легальную деятельность в России.
В 1944—1963 гг. в СССР оформилось Объединение церквей евангельского вероисповедания, в состав которого вошли «евангельские христиане» (баптисты), пятидесятники, христиане в духе апостолов, меннониты.
Что касается адвентистов седьмого дня, то их численность в современной России — свыше 30 тыс. человек. Они имеют 450 молитвенных домов. Церковь ведет духовно-просветительскую деятельность, а также заботится о больных, престарелых. В России свою деятельность осуществляет и Армия спасения. Ее социальная работа заключается в помощи больным, престарелым, бездомным и беженцам, открытии бесплатных столовых.
В современной России насчитывается более 1 млн протестантов. Протестантизм укрепляет свои позиции, в том числе благодаря поддержке из-за рубежа. Кроме того, российские протестанты весьма настойчиво и упорно проповедуют свои взгляды и образ жизни. Высказываются опасения, что Россия может потерять свою национальную самобытность из-за экспансии западной культуры, выражающейся не только в показах фильмов и рекламных роликов, но и в деятельности протестантских миссионерских организаций.
Маргинальный протестантизм
Этим термином часто обозначаются различные течения, церкви, конфессии и секты, вышедшие из протестантизма, но достаточно далеко отошедшие от него и христианства в целом. Эти группы также называют парахристианскими, квазихристианскими, а то и псевдохристианскими.
Маргинальные протестанты к Библии добавляют свои источники Божественного откровения, а то и заменяют ее ими. Некоторые говорят о непрерывности Божественного откровения. Основатели некоторых конфессий утверждают, что сами испытали Божественное откровение, на основе которого и создали свое вероучение. Вероучения групп маргинальных протестантов обычно включают доктрину о мученической смерти и последующем воскресении Иисуса Христа. Одновременно они могут отрицать святую Троицу, божественность Иисуса Христа, утверждать многобожие. Маргинальный протестантизм — это русселлиты (свидетели Иеговы), британские израилиты, иудо-христиане, Христианская наука и близкие к ней организации, Церковь объединения (мунисты), Церковь сайентологии, сведенборгианцы, спириту; листы, мормоны, унитарианцы, теософы, гностики, апокалиг систы и др.
Мормоны ведут активную проповедническую деятельность, том числе в России, поэтому о них стоит сказать более подробно. Основателем Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормонов) был Джозеф Смит. В молодости ему были явлены таинственные золотые скрижали, в которых содержались письмен израильского пророка Мормона, который, как утверждалось, свое время переселился в Америку. Вместе со скрижалями был линзы, с помощью которых Дж. Смит смог расшифровывать иероглифы. В 1830 г. перевод таинственных скрижалей вышел под названием «Книга Мормона». В ней рассказывается о том, кгвскоре после разрушения Вавилонской башни происходила эмиграция из Ближнего Востока в Америку. Дж. Смит взялся за «вдохновенный перевод» всей Библии, так как прежние ее издаю были переведены, по его мнению, неправильно. Таким образом, «Книга Мормона» и «Библия» являются Священным Писание мормонов.
Мормоны преследовались в США: их сгоняли с насиженных мест, арестовывали и сажали в тюрьмы, у них отбирали имущество. Известен случай убийства 9-летнего мальчика-мормона солдатами. Самого Дж. Смита линчевали в 1844 г. в возрасте 39 лет. Преемник Смита Б.Янг осуществил очень тяжелый переход мормонов из Иллинойса в долину Солт-Лейк (шт. Юта). Во время переезда на 400 фургонах в сопровождении небольшого стада скота сотни мормонов погибли. Те, которые добрались до долины, со временем превратили ее в цветущий сад.
Сегодня в мире насчитывается около 4 млн мормонов, главным образом в США. Семьи мормонов часто многодетны. В XIX ими широко практиковалась полигамия (многоженство).
Несторианство
Это направление христианства возникло в V в. в Византии. Его основателем стал монах Несторий, бывший в 428 — 431 гг. константинопольским патриархом. Несториане утверждают, что Христос не был сыном Божьим, а был человеком, в котором жил Бог. Божественная и человеческая природа Иисуса Христа отделимы друг от друга. В несторианстве — семь таинств. Это крещение, священство, причащение, миропомазание, покаяние, а также святая закваска (малка) и крестное знамение.
В храмах нет икон и статуй. Литургия осуществляется на старосирийском языке (в его несторианском варианте). Главой несториан является патриарх-католикос всего Востока (в настоящее время Мар-Динха IV), имеющий резиденцию в Тегеране (Иран). Эта должность с 1350 г. является наследственной в семье Мар-Шимун. Интересно, что при передаче этой должности племянник наследует своему дяде. В 1972 г. в руководстве несторианской церкви произошел раскол, когда часть иракских и индийских несториан признала своим духовным главой Мар-Аддаи, имеющего резиденцию в Багдаде (Ирак). Священники не обязаны соблюдать целибат и, в отличие от православного белого духовенства, могут вступать в брак и после рукоположении в сан.
Монофиситство
Это течение в христианстве оформилось как реакция на несторианство и возникло в начале V в. Основатель направления Евтихий утверждал, что изначально раздельно существовали две природы Христа — Бога и человека, однако после соединения их при боговоплощении стала существовать лишь одна. Идеологи монофиситства впоследствии или отрицали вообще наличие человеческого компонента в природе Христа, или утверждали, что человеческая природа была полностью поглощена божественной, или считали, что при соединении человеческой и божественной природы возникла другая природа, отличная от первых двух.
Монофиситы признают лишь три первых Вселенских собора. Их культ похож на культ в православии, отличаясь от него в деталях. Имеются внутренние различия между монофиситскими церквами. Кстати, сами монофиситы называют себя или православными, или последователями апостольской церкви. Основные монофиситские деноминации — Коптская православная Церковь, Сирийская (Яковитская) православная церковь, Эфиопская православная церковь и Армянская апостольская церковь.
Численность христиан в мире и его частях
Христиан в мире на середину 90-х гг. XX в. насчитывалось почти 1 млрд 928 млн человек (см. табл. 2). По подсчетам Д. Б. Барретта, крупнейшего специалиста в области конфессиональной статистики, в 1996 г. в мире проживало 1955 млн христиан. Их наибольшее число сосредоточено в Америке — 711 млн. В Европе (включая азиатскую часть России) — 556 млн христиан, в Африке — 61 млн, Азии — 303 млн, Австралии и Океании — 24 млн [Народы и религии мира, 2000].
В конфессиональной структуре населения христиане составляют 90 % в Америке, 76 — в Европе, 84 — в Австралии с Океанией, 48 – в Африке, 9 — в Азии.