Свято-Троицкая Сергиева лавра, ставропигиальный мужской монастырь. Обитель была основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г., а в 1744 г. получила почетное наименование лавры. Лавра была закрыта в 1920 г. и начала возрождаться в 1946 г. В ее стенах в 1971, 1988 и 1990 гг. проходили Поместные Соборы. Лавра находится на территории Московской области в пределах Московской епархии. В Троицком соборе (1422—1425) почивают святые мощи прп. Сергия Радонежского. Поклониться мощам в лавру приезжают тысячи паломников. Лавра давно является экскурсионным центром для многих тысяч граждан России и других стран. В иконостасе Троицкого собора находятся иконы Андрея Рублева. Другим старым сооружением монастыря является церковь Сошествия Святого Духа (1476). На территории монастыря находится источник со святой водой. В стенах лавры располагаются Московская Духовная академия (открыта в 1814) и Семинария (открыта в 1842).
Приемом гостей и паломников в монастыре занимается паломнический центр. Организованные группы паломников могут останавливаться в монастыре на сутки по предварительной договоренности с паломническим центром. В паломнической трапезной им предлагается бесплатное питание. По монастырю каждый день устраиваются экскурсии.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Монастырь находится в Дивееве Ардатовского района Нижегородской области на территории Нижегородской епархии. Монастырь был основан во второй половине XVIII в. монахиней Александрой. На деньги, вырученные матушкой Александрой от продажи всего своего имущества, были построены два больших храма. Здесь в XVIII —XIX вв. служил людям прп. Серафим Саровский. В наши дни в обители трудится около 140 сестер. В Троицком соборе почивают мощи прп. Серафима Саровского. Хранятся его ряса, вериги, лапти, котелок. В монастыре находится несколько источников, известных своей целительной силой.
В Серафимо-Дивеевский монастырь регулярно приезжают паломники, и число их возрастает. Они участвуют в земляных работах на Канавке Божией Матери, в благоустройстве территории монастыря, работают на кухне.
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигаальный мужской монастырь. Монастырь находится на Соловецких о-вах Архангельской области на территории Архангельской епархии. Он был основан в XV в. и явился оплотом православия на Русском Севере. Соловки называют «русской голгофой» — сюда ссылались заключенные в 20 —30-е гг. XX в. В монастыре находятся Спасо-Преображенский собор и ряд церквей. В конце XX в, возродилась традиция православных паломничеств в монастырь. Он принимает паломников и трудников. Приезжающие обеспечиваются возможностями проживания и трапезой. Все паломники, живущие в обители, несут послушания. Они занимаются заготовкой дров на зиму, строительными работами, трудятся в огороде, убирают территорию. За благословением на проживание следует обратиться к наместнику или благочинному монастыря. Приезжающим необходимо иметь при себе паспорт. О приезде больших групп паломников необходимо договариваться заблаговременно.
Свято-Боголюбский мужской монастырь (Владимирская обл., Владимирская епархия). Это один из старейших монастырей России, основанный в 1155 г. князем Андреем Боголюбским. В соборе Боголюбской иконы Божией Матери (XIX в.) престольный праздник — 1 июля. На территории монастыря есть и более ранние постройки, например храм Рождества Пресвятой Богородицы (XII —XVIII вв.). Святыней монастыря являются частицы мощей киево-печерских подвижников.
В последние годы была возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, возникшая еще в XVIII в. В день празднования Боголюбской иконы Божией Матери 1 июля устраивается крестный ход из Владимира в Свято-Боголюбский монастырь. В крестном ходе участвуют около 10 тыс. человек. В монастыре мироточили иконы, под куполом явился лик императора Николая П. В монастырь регулярно приезжают паломники из Москвы и других городов России. Для них в монастыре имеются гостиница и трапезная. В монастыре насчитывается 12 человек братии.
Спасо-Преображенский Валаамский ставропигаальный мужской монастырь. Монастырь находится на территории Республики Карелия и пределах Санкт-Петербургской епархии. В настоящее время на территории монастыря проживают более 200 насельников. Священноигуменом обители является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На Валааме возрождается скитская жизнь. Здесь функционируют Всехсвятский, Предтеченский, Николъский, Святоостровский и другие скиты. После своего возрождения 1989 г. обитель живет по Валаамскому уставу. Заведены строго «ставные службы с валаамским древним распевом.
Святынями монастыря являются мощи прпп. Сергия и Германа, днтипы Валаамского и чтимый список Валаамской иконы Божией Матери. Летом Валаам посещают экскурсанты и паломники. В Валаам приезжают с экскурсионными целями во время речных круизов между Москвой и Санкт-Петербургом. Здесь на несколько часов останавливаются теплоходы. Монастырь принимает паломников только по благословению игумена и только через собственную паломническую службу.
Свято-Введенская Оптина пустынь, ставропигаальный мужской монастырь. Оптина пустынь в царской России в XIX в. являлась одним из ведущих центров внутреннего паломничества. Здесь жили известные российские старцы, побеседовать с которыми приезжали Л.Толстой, Ф.Достоевский, Н. Гоголь и многие другие. Бывали здесь и члены императорского дома Романовых. В 90-е гг. XX в. Оптина пустынь усиленно восстанавливалась. В Казанский собор Опти-ной пустыни (самый большой из б действующих и 3 восстанавливающихся храмов обители) паломники приходят поклониться мощам прпп. оптинских старцев Моисея, Антония, Исаакия I.
Кирилло-Белозерский мужской монастырь расположен в городе Кириллов Вологодской области (Вологодская епархия). Это один из крупнейших монастырей России. Из его стен вышли выдающиеся представители русского монашества — Нил Сорский, Савва-тий Соловецкий и многие другие. В стенах монастыря находилась одна из наиболее значительных на Руси библиотек. В монастыре имеется ряд святынь, к которым приезжают поклониться паломники. Это мощи Кирилла Белозерского в храме прп. Кирилла. На месте первого поселения святого поставлены каменные палатки, в которых находятся крест, по преданию, водруженный иноками при поселении, и копия первой деревянной кельи прп. Кирилла. Недалеко от монастыря находится гора Маура. На месте для поселения, указанном прп. Кириллу в видении Богородицей, построена деревянная часовня и водружен поклонный крест.
Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь. Этот монастырь, находящийся в Костроме (Костромская епархия), занимает особое место в истории России. Здесь в начале 1613 г. жил будущий первый царь из династии Романовых — Михаил. Территория Монастыря состоит из двух участков — Старого и Нового города. Богослужения проходят в Троицком соборе (1652). Святыней монастыря является мощевик с частицей мощей Ипатия Гангарского.
Рождества Богородицы Пафнутиев-Боровский мужской монастырь. Монастырь находится в окрестностях Боровска (Калужская обл.) и принадлежит Калужской епархии. Здесь находятся три действующих храма и мощи прп. Пафнутия Боровского.
Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, ставропигиальный мужской монастырь. Киево-Печерский монастырь находится на Украине, в Киеве, на территории Киевской епархии. Он — один из старейших на территории стран СНГ. Монастырь основан прп. Антонием, принявшим постриг на Афоне. В настоящее время на территории лавры находится резиденция Предстоятеля Украинской православной церкви, вновь открылась Духовная академия. Лавра состоит из Верхней Лавры и Нижней Лавры. Особенностью лавры является богослужебное пение. Монастырь располагает полным годовым обиходом нотного пения. Нотное пение имеет особый склад и отличается глубокой древностью. Лаврский напев был основан на старогреческом распеве, но перерабатывался в своеобразную форму под влиянием южнославянских и киевского знаменного распевов. В Киево-Печерской лавре имеются гостиница и трапезная для приема паломников.
Некоторые известные храмы России
Соборы Московского Кремля хорошо известны не только в России, но и за ее пределами. Они являются важными объектами экскурсионного показа для туристов из России и других стран. В этих храмах в отдельных случаях проводятся службы. Это относится к Успенскому собору Московского Кремля. В свое время по велению царя Алексея Михайловича сюда были перенесены останки святителей, пострадавших за веру и отечество, — патриархов Иова из Старицы, Гермогена из Чудова монастыря и святого митрополита Филиппа с Соловков.
В Успенском соборе хранилась чудотворная икона Владимирской Богоматери, привезенная в Москву в 1395 г. из Владимира. В советские годы она, а также икона «Троица» Андрея Рублева стали экспонатами Третьяковской галереи в Москве. В настоящее время икона Владимирской Богоматери и список «Троицы» находятся в церкви Николы в Толмачах — домовом храме Третьяковской галереи. Сама «Троица» находится в Третьяковской галерее.
В Архангельском соборе, в котором похоронены многие российские монархи допетровского времени, в 2002 г. службы проводились пять раз — 15 мая, 28 мая, 20 июля, 3 октября и 21 ноября-28 мая — день благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского, мощи которого покоятся здесь же. В Благовещенском соборе служба проходит один раз в год — 7 апреля на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В церкви Ризоположения праздник Ризоположения — 15 июля.
Храм Христа Спасителя в Москве был воссоздан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1995г. Восстановление храма прошло в довольно быстрые сроки. В октябре 2004 г. здесь проходил Архиерейский собор РПЦ.
В Успенском соборе во Владимире регулярно проводятся богослужения. Успенский собор интересен с исторической точки зрения — это один из немногих каменных соборов Северо-Восточной Руси, построенных до татаро-монгольского ига. До наших дней со значительными утратами дошли фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, выполненные в начале XV в. Успенский собор является важным объектом экскурсионного показа. На экскурсию приезжают туристы из многих стран мира и регионов России — Владимир входит в «Золотое кольцо». Церковь Покрова на Нерли (Владимирская обл.) является в первую очередь объектом привлечения экскурсантов. Службы там проводятся редко. В Софийском соборе (Новгородский кремль), древнейшем храме России (XI в.), службы проводятся регулярно. В настоящее время в новгородской Софии туристы могут увидеть немногочисленные фрагменты живописи XI в. Древнейшей сохранившейся иконой собора является икона «Петр и Павел» (XI в.). В иконостасе собора имеется ряд икон, написанных в 1341 г. греческими и сербскими иконописцами. В Соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Вологодская обл.) сохранились росписи Дионисия и его сыновей (1502 г.).
В Москве находится Покровский ставропигиальный женский монастырь. С этим монастырем связано почитание блаженной старицы Матроны Московской, жившей в XX в. В Воскресенском Ново-Иерусалимском ставропигиальном мужском монастыре (Московская обл.) прихожане и паломники совершают молитвы у мощей мученицы Татьяны. В Донском ставропигиальном мужском монастыре (Москва) находятся мощи свт. Тихона, Богоявленском кафедральном соборе (Елоховской церкви) (Москва) — мощи свт. Алексия и икона Божия Матерь Казанская. В центре Москвы находится храм свт. Григория Неокесарийского в Дербицах. В годы революции он Подвергся разорению. Позже из Англии была привезена частица Мощей этого почитаемого православными святого.
Центры старообрядчества
Старообрядцы селились на территории современных Нижегородской, Московской (Гуслицы), Брянской, других областей россии, а также Республики Карелия (Выговская пятина). Центр старообрядчества России находится рядом с Рогожским кладбищу (Покровский кафедральный собор) в Москве. Главой старообрядцев поповцев Белокриницкой иерархии является митрополит Адриан