slogan.png

Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Религиозный туризм в христианстве - Особенности приема, размещения паломников и их обязанности перед монастырем

Особенности приема, размещения паломников и их обязанности перед монастырем

 

По составу несущих монашеские обеты монастыри разделяются на мужские и женские. К примеру, в Московской епархии мужскими являются: Свято-Данилов ставропигиалъный монастырь (Москва), Донской ставропигиалъный монастырь (Москва), Высокопетровский монастырь (Москва), Саввино-Сторожевский ставропигиалъный монастырь (Московская обл.) и многие другие.

К женским монастырям также в Московской епархии относятся. Зачатьевский ставропигиалъный монастырь (Москва), Покровский ставропигиалъный монастырь (Москва), Александровский монастырь (Московская обл.) и многие другие. В женских монастырях службу в храме осуществляют священники — мужчины, поскольку по канонам православия женщины не могут вести службу и входить в алтарь храма Настоятелем женских монастырей является женщина.

Что касается возраста монастыря в контексте исторической эпохи, то, с одной стороны, многие из ныне действующих монастырей были основаны до октября 1917 г. Большинство из них были закрыты в годы советской власти. Значительная часть была возрождена в последние 10—15 лет. С другой стороны, в наши дни создаются новые монастыри. Например, в Свердловской области, в урочище Межная в 1995 г. был основан мужской монастырь во имя новомучеников российских. Сейчас он строится. В центре города Иваново в 1991 г. основан Ивановский Свято-Введенский женский монастырь на базе существовавшего Введенского храма. Остановимся на особенностях приема, размещения паломников и их обязанностях перед монастырем.

1. Монастыри, принимающие паломников по предварительной договоренности или благословению настоятеля. В Троице-Сергиевой лавре паломникам необходимо иметь при себе паспорт, и они могут прибыть в монастырь по предварительной договоренности с паломническим центром. В Соловецком монастыре за благословением на проживание следует обратиться к наместнику или благочинному монастыря. Приезжающим следует иметь при себе паспорт. О приезде больших групп паломников следует договориться заблаговременно. В Рождества Богородицы Пафнутиев-Боровском мужском монастыре (Калужская обл.) прием организованных групп должен быть заранее согласован с начальством монастыря. Прибывающим необходимо иметь при себе паспорт. В Валаамском монастыре паломников принимают только по благословению игумена и только через собственную паломническую службу. Свято-Иоанновский ставропигиалъный женский монастырь (Санкт-Петербург) предлагает паломникам заблаговременно договориться о проживании в обители. Мужской монастырь Свято-Николо-Тихонова пустынь принимает паломников в ограниченном количестве.

2. Монастыри: а) принимающие паломников на ограниченный срок; б) специально не обговаривающие сроки пребывания. Паф-нутиев-Боровский монастырь, мужской монастырь Калужская Свято-Успенская Тихонова Пустынь (Калужская обл.) принимают паломников на срок до семи дней, Троице Сергиева лавра — на сутки. Свято-Екатерининский мужской монастырь (Московская обл.) принимает однодневные паломнические группы. Им проводится экскурсия и предоставляется монастырская трапеза. В Свято-Николаевском женском монастыре (Донецкая обл., Украина) могут молиться и трудиться в стенах обители три дня, больший срок — по благословению настоятельницы или эконома. В Рождество-Богородицкий Южно-Уссурийский женский монастырь (Приморский край) приезжают группы паломников, живущих на территории Владивостокской епархии. Часто паломники остаются в монастыре на длительный срок.

3. Монастыри: а) предоставляющие возможности проживания и (или) питания; б) не предоставляющие таких услуг. Киево-Печерская лавра, Свято-Боголюбский монастырь предоставляют богомольцам гостиницу и питание. В Троице-Сергиевой лавре для паломников устраиваются бесплатные завтрак, обед и ужин в паломической трапезной. Талоны на питание выдаются ежедневно в мужском странноприимном доме по предъявлении паспорта. Паломники без талонов обслуживаются в последнюю очередь. Даже при таком крупном монастыре, как Троице-Сергиева лавра, гостиницы — женский и мужской странноприимные дома — не могут вместить всех желающих. Приволжский Свято-Никольский женский монастырь (Ивановская обл.) принимает паломников, труд-ников обеспечивает жильем и питанием. Макариево-Унженский женский монастырь предоставляет гостиницу для паломников. Некоторые монастыри имеют ограниченные возможности размещения паломников и поэтому принимают их на непродолжительное время, например Артемиево-Веркольский мужской монастырь (Архан-гельская обл.).

Кирилла-Белозерский мужской монастырь, известный паломнический центр русского севера (Вологодская обл.), не имеет мест для приема и размещения большого количества паломников. Но они могут разместиться либо в городской гостинице райцентра Кириллов, либо на находящейся рядом турбазе «Сиверская».

4. Монастыри, принимающие: а) только мужчин; б) паломников как мужского, так и женского пола. Только мужчин принимают Афонский Свято-Пантелеимонов мужской монастырь (монашеская республика Афон, Греция), Пафнутиев-Боровский монастырь.

Паломников обоих полов принимают многие монастыри России, например Троице-Сергиева лавра, Валаамский монастырь. В Богородицком Высоцком мужском монастыре имеются мужская и женская гостиничные кельи на 20 мест каждая для паломников, прибывающих на несколько дней, при наличии паспорта. Паломникам, прибывающим на несколько дней и больше, в монастыре настоятельно рекомендуются послушания. К примеру, в Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни паломники заняты строительными работами.

5. Монастыри: а) взимают; б) не взимают плату за пребывание на их территории и питание. Практически все монастыри РПЦ не берут денег с паломников, предоставляя им бесплатное проживание и питание. Как мы только что видели, в монастырях от паломников требуется выполнение работ, или послушание. Выполнение определенных работ (строительных, уборка территории и др.) — подвижничество, служение, действия во славу Божью.

Но известны случаи взимания денег за проживание и питание на территории монастыря. Так, Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне с 2001 г. установил определенные расценки (см. табл. 4).

Таблица 4. Стоимость проживания и питания паломников на территории Свято-Пантелеимонова монастыря (на конец 2002 г. в долл. США)[1]

 

Пребывание

 

Категория

посетителей

 

До 3 дней (2 ночи) пребывания

 

До 1 недели

пребывания

 

До 2 недель

пребывания

Священнослужители и миряне

100

190

240

Монахи и дети до 12 лет

100

140

166

 

6. Монастыри: а) предоставляющие транспорт паломникам; б) не предоставляющие транспорт. Монастыри могут предоставлять транспорт в определенные дни недели или времена года. Это Касается некоторых из отдаленных монастырей, до которых приходится добираться «на перекладных». При этом уже сложилась традиция посещения этих монастырей паломниками. Виды транспорта, предоставляемые монастырями, могут быть различными. Например, Артемиево-Веркольский монастырь в летнее время в воскресные дни организует переправу паломников через реку Пинега. Более распространено предоставление монастырями автобусов, которые берутся в аренду. Так, каждую субботу в 8.00 утра от подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни (Калужская обл.) в Москве отправляется автобус с паломниками. Они едут в двухдневную поездку в этот монастырь с посещением женского монастыряКазанской Амвросиевской Шамординской пустыни (Калужская обл.). Монастырский автобус Свято-Успенской Тихоновой пустыни несколько дней в неделю утром забирает паломников из Калуги, а вечером привозит обратно.

7. Монастыри, располагающие на своей территории: а) музеи при монастырях и библиотеки духовной литературы; б) государственные музеи; в) не располагающие таковыми.

В качестве примера монастырей, имеющих на своей территории православные музеи и библиотеки, возьмем Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь (Свердловская обл.). В монастыре создан церковно-православный музей и имеется библиотека более чем на 3 тыс. томов. В Свято-Даниловом люнастыре также действует музей, экспозиция которого рассказывают об истории обители, о новомучениках и исповедниках российских, о традициях старчества в РПЦ. В Новодевичьем монастыре в Москве с 1934 г. по настоящее время находится филиал Государственного исторического музея.

8. Монастыри, организующие в своих стенах или под своим покровительством: а) православные гимназии, епархиальные училища, общеобразовательные школы; б) детские приюты и богадельни; в) одновременно учреждения обеих категорий. В настоящее время происходит усиление влияния РПЦ на жизнь в российском обществе. Возрастает число вышеназванных заведений в рамках образовательной и благотворительной деятельности церкви. По-этому все большее число монастырей открывает такие заведения или активно участвует в их работе.

В Свято-Успенском женском монастыре (Ивановская обл.) 30 девочек-сирот в возрасте 6—16 лет воспитываются в монастырском приюте. Они учатся в монастырской православной женской гимназии, имеющей государственную лицензию. В Приволжском Свято-Никольском женском монастыре (Ивановская обл) имеются приют и общеобразовательная школа для девочек-сирот из неблагополучных семей. Школа имеет государственную лицензию. В Казанском Девичьем женском монастыре (Калуга)[2] в здании бывшего Духовного училища находятся православная гимназия и женское епархиальное училище. Свято-Николаевский монастырь открыл православный приют «Отрада» для детей, родители которых страдают алкоголизмом и наркоманией. При Свято-Духовом мужском монастыре (Волгоград) действует Царицынский православный университет прп. Сергия Радонежского. В Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре (Московская обл.) действует православный благотворительный медицинский центр, в котором сестры монастыря, являющиеся дипломированными специалистами, оказывают безвозмездную помощь населению: за год принимают до 3 тыс. пациентов.

9. В каждом монастыре имеются свои особенности проведения служб, а также их расписание. В больших монастырях, которые посещает много народу, регулярно проходят утренние и вечерние богослужения. Богослужения могут осуществляться в нескольких храмах одного и того же монастыря.

Время начала и конца богослужений может быть одним и тем же на протяжении всего года или различаться летом и зимой; в будни и воскресные, а также праздничные дни; в обычные дни и период поста. В ряде монастырей на Пасху, двунадесятые праздники, период Великого поста богослужения осуществляются по особому расписанию. Устраиваются крестные ходы. Так, в Рождество-Богородичном Снетогорском женском монастыре (Псков) они устраиваются на все двунадесятые праздники, престольные праздники и на святой седмице.

В выходные и праздничные дни может быть больше мероприятий, чем в обычные. Так, в некоторых монастырях в эти дни проходит всенощное бдение и могут быть, например, две литургии вместо одной в будни. В каждом монастыре отмечаются свои праздники местночтимого святого, чудотворной иконы. Почти во всех монастырях РПЦ культовые действия совершаются каждый день. Но есть и исключения. Так, в женском монастыре Николо-Одрин

ская пустынь (Брянская обл.) богослужения не проводятся в понедельник. В уже известном нам Казанском монастыре богослужения проводятся только по субботам, воскресеньям и праздникам. Также в одних храмах службы могут проводиться только летом, а в других — круглый год.

Все эти особенности следует учитывать сотрудникам туристских фирм, планирующих и организующих поездки по монастырям. Если какая-нибудь группа паломников хочет посетить ряд монастырей для молитвенного общения, следует очень внимательно разрабатывать маршрут, учитывая особенности каждого монастыря в отдельности, соотнося монастырское расписание служб со временем пребывания в пути, питания, отдыха и т.д. Если этого не делать, то могут возникать накладки. Скажем, туристы прибыли в храм (тем более если это зима), а он будет открыт только через час, или, наоборот, служба уже заканчивается, или ее вообще не должно быть по расписанию в этот день.

Важной для паломников особенностью ряда монастырей является то, что службы там проводятся по полному суточному кругу богослужения. Примером этому может служить Рождество-Богородичный Снетогорский женский монастырь. Известны случаи, когда один монастырь совершает богослужения по образцу другого монастыря, пользующегося известностью и авторитетом. Так, Пафнутиев-Боровский монастырь придерживается образца богослужения, практикуемого в Троице-Сергиевой лавре. А в Ново-Тихвинском женском монастыре (Екатеринбург) службы поются знаменным распевом по византийскому образцу.

Многие туристы, посещающие монастыри и храмы России, постоянно проживают в крупных городах. Как мы знаем, для крупных городов характерен быстрый ритм жизни. Часто жители крупных городов страдают от хронической усталости, их утомляют городская спешка, суета, большое количество дел и времени, затрачиваемого на транспорт. Кроме того, очень специфическим является сознание горожан. Поэтому для туристов, посещающих монастыри, находящиеся в сельской местности, малых городах России, очень интересно наблюдать особенности жизни и быта монахов, послушников, трудников монастырей. Особенности жизни и быта монашествующей братии могут быть откровением для туристов, особенно экскурсантов, которые могли впервые отправиться в поездку по религиозным местам, находящимся за пределами их обычной среды.

Эти особенности следует учитывать специалистам, разрабатывающим турпродукт, в политике его продвижения, а также при сегментировании рынка. Через акцентирование внимания на какой-либо изюминке жизни в монастыре, нетипичной для жизни светских горожан, можно повысить туристскую привлекательность посещаемых мест.

Но особенно интересно видеть специфические особенности жизни монастыря (гораздо более оригинальные, чем просто возделывание собственного огорода), быть свидетелем особенных форм подачи материала при экскурсиях. Так, в Александровском женском монастыре (Московская обл.) реализуется цель просветительской деятельности — знакомство посетителей с жизнью православной церкви. Экскурсии проходят с проведением молебнов, демонстрацией духовных спектаклей и видеофильмов на православные темы. В Ново-Голутвином монастыре имеется детский клуб любителей животных, здесь живут верблюд, пони и собаки. Сестры монастыря в своем собственном питомнике разводят среднеазиатских и кавказских овчарок.