РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ
В последние годы в России наблюдается динамичное развитие как внутреннего, так и зарубежного туризма. Многие высшие учебные заведения страны приступили к подготовке специалистов в области туристского бизнеса, экскурсионного дела и т. д. Вышли в свет пособия по введению в туризм, менеджменту, маркетингу, рекламе и страхованию в туризме, организации туристской деятельности и многие другие.
Однако даже у специалистов часто нет четкого понимания внутренней структуры туризма, разнообразия его видов. Во многом это происходит потому, что в отечественной литературе отсутствуют публикации по видам и разновидностям туризма. Дефицит информации в этой области в определенной степени могут восполнить статьи и книги преподавателей Института туризма и гостеприимства (Москва), в частности данное учебное пособие.
Цель материала состоит в ознакомлении с религиозным туризмом в разных странах и особенностями его практической организации. Достижению поставленной цели помогает выполнение ряда задач, основными из которых являются:
- рассмотрение сущности и структуры религиозного туризма;
- исследование религии как феномена социальной жизни, ее видов и роли в жизни общества и человека;
- изучение основ вероучения наиболее распространенных и известных религий и духовных школ;
- характеристика территорий распространения религий;
- описание святых мест, религиозных центров и маршрутов паломничества;
- раскрытие особенностей практической организации религиозного туризма.
В наше время, как и в далеком прошлом, во многих уголках мира сильны религиозные противоречия и противостояние религий. Кое-где даже льется кровь людей, считающих свое понимание истины единственно правильным. В этой связи в книге сделана попытка описать паломничество и обрядовую практику существующих религий с позиции их общности как достояние всего человечества. Религиозный туризм оказывает большое эмоциональное воздействие на человека. Многие люди после паломнических поездок возвращаются преображенными, разрешившими некоторые жизненные противоречия, отдохнувшими и в хорошем состоянии духа. Автор надеется, что данное учебное пособие позволит открыть для себя что-то новое будущим специалистам в сфере туризма, а также широкому кругу читателей.
Для специалистов туристской отрасли чрезвычайно важно не только владеть навыками практической организации поездок туристов, но и иметь четкое представление о том, что такое религия, какие мотивы побуждают людей отправиться в паломничество или на экскурсию по святым местам. Эти знания помогут им лучше осознавать потребности туристов при создании и продвижении тур-продукта, выделять целевые сегменты рынка и т.д. Им необходимо также знание географии религиозных центров, поскольку именно они служат объектами привлечения в данном виде туризма. Опыт показывает, что работающие в туризме не всегда хорошо осведомлены не только о зарубежных, но и о российских святых местах.
Условные сокращения
СНГ — Содружество Независимых Государств
ЗЕ — Западная Европа
ЦВЕ — Центрально-Восточная Европа
ЕС — Европейский Союз
ЛА — Латинская Америка
СА — Северная Америка
Аю С — Африка южнее Сахары
САСВ — Северная Африка и Средний Восток
обл. — область
шт. — штат
о-в — остров
п-ов — полуостров
an. — апостол
апп. — апостолы
вмч. — великомученик
вмчч. — великомученики
вмц. — великомученица
мц. — мученица
мцц. — мученицы
св. — святой
сев. — святые
сет. — святитель
свтт. — святители
прп. — преподобный
прпп. — преподобные
РПЦ — Русская православная церковь
РКЦ — Римско-католическая церковь
англ. — английский
инд. — индийский
кит. — китайский
монг. — монгольский
санскр. — санскрит
тиб. — тибетский
яп. — японский
букв. — буквально
Религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях — одним из важнейших.
В XX в. бурно развивалась индустрия туризма, совершенствовались средства транспорта и связи. У людей появилось больше возможностей посещать святые места своей религии. Одновременно возникло желание приобщиться к духовным достижениям народов других стран, понять суть их религии. Можно предположить, что это отчасти вызвано определенным кризисом религий, наступившим в связи с бурными изменениями всех сторон жизни человечества в последние несколько десятилетий.
В материалах будет идти речь о религиозно-экскурсионном туризме и паломническом туризме. В первом случае туристов интересуют главным образом экскурсии с посещением монастырей, храмов, музеев и выставок. Причем эти туристы могут быть, а могут и не быть приверженцами той религии, объекты которой посещают, а также могут быть вообще людьми нерелигиозными. Следует отметить, что религиозная тематика довольно часто является составляющей комбинированных туров культурно-познавательной направленности.
Паломников интересует непосредственное участие в культовых действиях. Социально-психологическая база паломнического туризма уже, чем религиозного. Паломники в основном исповедуют ту религию, святым местам которой они приехали поклониться. Экскурсии, посещение музеев, выставок для них — вторичная, сопутствующая задача или вообще мало интересны им.
Религиозные туристы и в первую очередь паломники пускаются в путешествие, когда у них возникает потребность совершить нечто большее, чем культовые действия в условиях обычной среды их проживания. Люди отправляются в поездки по святым местам с разными мотивами: помолиться, решить личные проблемы, обрести систему ценностей, утвердиться на духовном пути, познакомиться с культурным наследием страны.
Туристы отправляются в поездки:
- индивидуальные или групповые;
- организованные при посредничестве турфирм или религиозных организаций и неорганизованные;
- с различными способами размещения — гостиничным и негостиничным; в пределах своей страны или за рубеж;
- на короткий или длительный срок и т.д.
Туристы-экскурсанты пользуются услугами индустрии туризма: секторов транспортных перевозок, размещения и питания, развлечений, а также туроператоров и турагентов, реализующих туристский продукт. Паломники во многих случаях пользуются и другими услугами: живут и питаются при храмах, монастырях, ашрамах, иногда добираются до пунктов назначения средствами транспорта, предоставляемыми этими организациями. Паломники также могут выполнять определенную работу в виде послушания, служения; иногда такая работа бывает обязательна для них.
Объектами привлечения религиозных туристов являются святые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловлены культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящими в определенное время года. При международных поездках туристам следует пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности. На российском рынке туризма уже сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма.
Туризм представляет собой форму миграции людей, не обусловленную сменой их местожительства или работы. По определению А. Ю.Александровой — крупного специалиста в области туризма, туризм есть совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы [Александрова, 2002].
Туризм может быть культурно-познавательным, религиозным, развлекательным, деловым, научным, лечебно-оздоровительным, спортивным, экологическим, экзотическим, экстремальным и т.д. Всемирная туристская организация (ВТО) оперирует следующим определением понятия «турист». Турист — это лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды существования, на срок не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте.
А.Ю.Александрова, ссылаясь на материалы Международной конференции по статистике путешествий и туризма (Оттава, 1991) и рекомендации ВТО, выделяет три главных критерия, позволяющих включить туристов и экскурсантов в категорию посетителей и отличить их от других путешествующих лиц. Это, во-первых, выезд за пределы обычной среды, во-вторых, продолжительность пребывания в месте поездки и, в-третьих, цель посещения.
В статистике туризма учитываются люди, продолжительность пребывания которых в новом месте не превышает 12 месяцев. Если человек прожил где-либо больше года, он переходит в категорию постоянных жителей. Например, паломники, отправляющиеся в известный православный монастырь на неделю, считаются туристами. Что касается целей поездки, то в отличие от других путешественников (сезонных рабочих, мигрантов, военнослужащих, дипломатов и т.д.) подобными посетителями движут туристские мотивы. По рекомендации ВТО туристские цели были объединены в несколько блоков. Среди блоков, выделенных ВТО, — отдых, посещение родных и близких, деловые и профессиональные цели, лечение и др. Нас интересует посещение святых мест и поклонение религиозным святыням.
Места, которые человек посещает регулярно, даже если они находятся сравнительно далеко от места его проживания, являются элементами его обычной среды. Сюда можно отнести также объекты, находящиеся в непосредственной близости от места проживания человека независимо от частоты их посещения (например, какой-нибудь музей или храм, расположенные в данном городе). Психологически они воспринимаются как элемент каждодневности.
В религиозном туризме поездка в достаточно удаленный город или район для поклонения какой-нибудь святыне, участие в культовых действиях или посещение музеев и выставок будет считаться выездом за пределы обычной среды. Концепция обычной среды существования вызывает споры среди специалистов: какое расстояние должен проехать человек и как часто посещать те или иные места, чтобы считаться туристом. Очевидно, что понятие обычной среды различается по странам и может различаться для людей разной мобильности, социального и имущественного положения, мировосприятия и мотивации поездок.
Итак, мы можем сказать, что туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы обычной среды на срок не более года для посещения святых мест и центров религий. Под, религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.
Религиозный туризм — это самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: паломнический туризм и религиозно-экскурсионный туризм, или, другими словами, экскурсионный туризм религиозной тематики.
Религиозный туризм, как уже было сказано, имеет две основные разновидности. Это паломнический туризм и экскурсионный туризм религиозной тематики. Разновидностью паломнического туризма является духовно-паломнический туризм.
Паломнический туризм
Эта разновидность религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с паломническими целями. Слово «паломничество» происходит от слова «пальма»: паломники-христиане, совершавшие поездки на Святую землю в Средние века, привозили оттуда пальмовую ветвь. Паломничество мы можем понимать как странствие людей для поклонения святым местам. Совершать паломничество людей побуждает много различных мотивов. Это может быть желание исцелиться от физических или душевных недугов, помолиться за родных и близких, обрести благодать, набраться сил, сделать какую-нибудь работу (строительство, уборка территории монастыря, храма, ашрама — духовного центра и т.д.). Паломничество может быть обусловлено также стремлением выразить благодарность высшим силам за блага, ниспосланные ими, проявить преданность вере, испытать собственные намерения и способности к подвижничеству, обрести смысл жизни.
Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Психологические особенности паломников очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев — глубоко религиозный человек с уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием — для достижения своих духовных и нравственных целей. Идея паломничества подразумевает действия в условиях определенных трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать временным и преходящим материальным во имя вечного духовного. В индуизме, буддизме, христианстве и других конфессиях получило развитие пешее паломничество, особенно по уже существующим маршрутам. Люди отправляются в паломничество, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды их проживания. Они едут или идут в святые места, более значимые для них.
История паломничества
Традиции паломничества уходят корнями в далекую древность. Так, в Индии испокон веков люди совершали поездки в святые места, наполненные энергией того или иного божества. В Бхагава-та-пуране, написанной много веков назад, сказано, что святые места, в которых почитаются божества, нужно посещать и в них нужно молиться, чтобы достичь духовных результатов. Посещение таких мест и участие в ритуальных церемониях даст результаты в тысячу раз лучшие, чем те, что будут достигнуты при выполнении тех же действий в других местах. В буддийском каноне Трипитака указаны места, которые сам Будда назвал как свои памятные: те, где он родился, получил состояние просветления, прочитал свою первую проповедь и ушел в иной мир.
В Древней Греции к прорицательнице-пифии, жившей в храме в Дельфах, съезжались представители всего греческого мира для получения предсказаний. В Средние века сложилась традиция поездок христиан к Гробу Господню в Иерусалим. Эпоха крестовых походов стимулировала развитие паломничества. Крестовые походы проходили под флагом освобождения Святой земли от неверных. Паломническое движение в Святую землю приобретает еще больший размах в XV—XVI вв. Наряду с глубоко верующими людьми под видом паломников в путешествие отправлялись купцы, ученые (например, Ю.Тенеллус и В. Постель, собиравшие в Палестине рукописи для парижской библиотеки), политические и военные агенты.
В России в Средние века и Новое время правители совершали паломничества, часто пешие, в различные монастыри и храмы. Когда во время пеших походов монарх уставал идти, его увозили на отдых в близлежащий путевой дворец. Затем его привозили на то же место, и он продолжал свой поход.
В XX в. в связи с развитием туризма, современных средств транспорта, связи, информационным бумом возросли интенсивность и географическое разнообразие паломничества. По имеющимся данным, более 200 млн человек ежегодно совершают паломничества .
В современной России произошло возрождение интереса к религиям и церкви. В советское время религия не оказывала большого влияния на туризм. Религиозные святыни рассматривались лишь как интересные в историческом отношении и привлекательные с эстетической точки зрения объекты.
Виды и особенности паломничества
Можно выделить различные виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности различают индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности можно обозначить паломничества длительные и короткие. Раньше, по русским православным канонам, паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней. В зависимости от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые паломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные.
Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к Уровню и качеству обслуживания, питания, размещения. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик, и она более скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии — вегетарианская.
Паломничества связаны с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы, природные объекты — горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто паломничества бывают приуроченными к определенным праздникам. Скажем, в христианстве паломничество в тот или иной храм или монастырь может быть приурочено к дню празднования памяти местночтимого святого. В Ватикан собирается много паломников послушать пасхальную проповедь папы римского.
Духовно-паломнический туризм
Духовно-паломнический туризм пока имеет довольно узкую социально-психологическую базу. И все-таки о нем можно говорить как о разновидности паломнического туризма. Имеются в виду поездки туристов из Северной и Южной Америки, Западной Европы, России и стран СНГ на различные духовные практики в страны Востока, в первую очередь в Индию, а также в Китай, Тибет, Непал, Японию. Например, одна из мусульманских организаций Казахстана планировала направить своих членов в межконфессиональный поход в Тибет. Тибет, хотя там нет мусульманских святынь, является очень значимым в духовном отношении местом.
В Индии системами привлечения таких туристов служат ашрамы — центры медитации, йоги, философии, руководимые духовными учителями, многие из которых известны далеко за пределами Индии, в том числе в России. Практики и наставления, дающиеся во многих ашрамах, а также в Золотом Городе (см. гл. 7, 8) часто выходят за рамки религии или не имеют непосредственной (видимой) религиозной подоплеки. Подчеркивается их универсальный характер для людей разных вероисповеданий, национальностей, пола, возраста и профессии. Цель таких практик — помочь человеку в решении его проблем, а также в его духовном и нравственном самосовершенствовании, познании своей внутренней духовной природы.
Следует отметить близость духовно-паломнического туризма другим видам туризма. Возьмем два примера, также связанных со странами Востока. В Индии существуют аюрведические курорты, куда приезжают на лечение как индийцы, так и иностранцы. Аюр-веда как комплексная наука лечения, омоложения организма и предотвращения заболеваний утверждает, что болезни являются следствием нарушения гармонии энергий человека и Вселенной.
В аюрведе для лечения могут использоваться мантры, а на философском уровне аюрведа провозглашает необходимость осознания человеком своего единства с Богом. Так что поездки на лечение по аюрведе будут содержать элементы религиозного туризма. Другой пример. Каждый год организуются поездки из России в Китай для занятий цигун. Цигун помогает человеку набрать большой запас жизненных сил. Следовательно, такая поездка включает элементы религиозного, спортивного и лечебно-оздоровительного туризма.
Макрорегионы паломничества
На основании работ ряда ученых, в частности А. Ю.Александровой, можно выделить следующие макрорегионы паломничества:
- православные страны мира: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Греция, Болгария, Румыния и др.;
- большая часть Зарубежной Европы с доминированием католицизма и протестантизма, с его многочисленными течениями;
- Северная Америка (СА) с доминирующим положением христианства;
- Латинская Америка (ЛА) с преобладанием христианства и традиционными народными верованиями коренного населения;
- Северная Африка с преобладанием ислама;
- Восточная и частично Западная Африка с преобладанием ислама и наличием центров христианства и традиционных народных верований;
- Западная Азия с доминированием ислама и анклавами христианства и иудаизма;
- Южная Азия с распространением индуизма, буддизма и ислама, а также центрами христианства, сикхизма и джайнизма;
- Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама, наличием христианства и анклавами индуизма;
- Восточная Азия с господством буддизма, конфуцианства, синтоизма, участками христианства и ислама;
- Средняя Азия с господством ислама; Центральная Азия (Тибет) с преобладанием буддизма.
Экскурсионный туризм религиозной тематики
В рамках экскурсионного туризма религиозной тематики предполагается посещение религиозных центров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты — действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках.
Туристы посещают богослужения, принимают участие в крестных ходах, медитациях, других религиозных мероприятиях. Следует иметь в виду, что туристы-экскурсанты, в том числе представители других религий, могут попасть не на все мероприятия. Так, в некоторые индусские храмы пускают только индусов. Мекка является священным городом для мусульман, немусульманам туда въезд запрещен. Все это следует учитывать при планировании туров.
В экскурсионно-познавательных турах туристы используют имеющиеся элементы туристской инфраструктуры — селятся в гостиницах и т. д. Экскурсионно-познавательные туры в отличие от паломнических более короткие, они не приурочены к религиозным праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы могут посещать и во время комбинированных туров, в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы. Для паломников экскурсия имеет вторичное значение по отношению к определенным культовым действиям. Тем не менее в некоторых турах могут участвовать как паломники, так и экскурсанты.
Экскурсионным группам необходим опытный, хорошо знающий тему экскурсовод, а по прибытии на место их должен сопровождать и представитель религиозной организации.
С точки зрения туристских центров религиозному туризму близок научный туризм религиозной тематики. Такие поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное наследие — рукописи, различные культовые предметы, найденные в том числе благодаря археологическим раскопкам, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое. Исследователи направляются в центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. На Западе и в России имеется интерес к странам Востока — Китаю, Индии, Японии. Посещаются места исчезнувших религий — Египет, Месопотамия, Греция и Италия, Центральная Америка.
Религиозный туризм и его разновидности представлены различными формами. По особенностям организации поездок религиозный туризм может быть организованным или неорганизованным.
Одни туристы предпочитают организованные поездки. Они строго регламентированы и обычно осуществляются на условиях предварительной оплаты. Продавец и клиент заранее обсуждают маршрут поездки, сроки пребывания, набор предоставляемых услуг (полный пакет или лишь ряд услуг).
При неорганизованных поездках туристы не прибегают к помощи фирм-посредников, реализующих свой туристский продукт. Они планируют и самостоятельно осуществляют свою поездку. Неорганизованные поездки имеют большое преимущество в том, что путешественник не привязан к определенной программе мероприятий и может уже на месте спонтанно корректировать свой маршрут в зависимости от внутренних и внешних обстоятельств. К внутренним обстоятельствам можно отнести психологические мотивы, влияющие на принятие решения посещать или не посещать те или иные места, внести корректировки в маршрут. К внешним обстоятельствам можно отнести финансовое состояние туриста, от которого зависят его возможности в оплате тех или иных услуг, поступление новой информации о различных объектах привлечения его интереса тогда, когда он уже находится в поездке. Сюда можно включить изменения погодных условий, а также возникновение или обострение различных религиозных и (или) политических конфликтов.
В зависимости от числа участников путешествия выделяют туры индивидуальные и групповые. Число участников индивидуального тура 1 — 5 человек, группового — от 6 и более. Некоторые туристские фирмы считают групповым путешествие, в которое отправляются 2 человека и более. Частным случаем индивидуального тура может быть поездка одного человека. Часто это можно наблюдать в паломнических поездках, которые в отличие от экскурсионных могут длиться по нескольку месяцев. Человек имеет огромное желание уединиться для молитвенного общения, размышлений о своих внутренних проблемах, сложных жизненных ситуациях. И он отправляется один в паломническую поездку в монастырь или другое место.
В зависимости от продолжительности можно выделить поездки однодневные, длящиеся несколько дней и многодневные. Однодневные поездки можно подразделить на длящиеся: менее 3 часов, 3 — 5 часов, 6—8 часов, 9—11 часов, более 12 часов (однодневные). Путешествия с ночевкой бывают продолжительностью 1 — 3, 4—7, 8-28, 29-91, 92-365 ночей.
Путешественниками в зависимости от их возраста могут быть дети, путешествующие с родителями, молодежь (15 — 24 года), достаточно молодые, экономически активные люди (25 — 44 года), экономически активные люди среднего возраста (45 — 64 года), путешествующие обычно без детей, пенсионеры (от 65 лет).
Туристы во время путешествий пользуются различными средствами транспорта. Они могут добираться до мест назначения авиационным, железнодорожным, автомобильным, морским, речным транспортом. На различных этапах поездки могут использоваться разные виды транспорта. Например, если паломничество или экскурсия проводится далеко от места проживания путешественника, он может воспользоваться авиационным или железнодорожным транспортом. А на местных маршрутах и (или) при перемещении на небольшие расстояния — автомобильным. Следует также учесть, что на определенных этапах паломничества или на частях маршрута паломники могут не пользоваться никаким транспортом, перемещаясь пешком. Это, как уже отмечалось, является подвижничеством, обусловлено сознательным намерением взять на себя тяготы, для того чтобы укрепиться на духовной стезе. При этом возможности для пользования определенными средствами транспорта могут быть или не быть.
Религиозный туризм может быть разных типов в зависимости от территориально-страновых особенностей поездок. Если паломники или экскурсанты путешествуют в пределах своей страны, то это — внутренний туризм. К въездному туризму относятся посещения той или иной страны гражданами других государств. Выездной туризм представляет собой отбытие граждан соответствующей страны в туристскую поездку по другим странам.
Сочетания этих типов приводят к формированию категорий туризма. Так, путешествия по территории страны ее граждан, а также посетителей из других стран (т. е. внутренний и въездной туризм) называются туризмом в пределах страны. Всю совокупность поездок экскурсантов и паломников какой-нибудь страны как в ее пределах, так и по другим государствам (внутренний и выездной туризм) определяют понятием национальный туризм. Въездной и выездной религиозный туризм наряду с другими видами туризма войдет в понятие международный туризм).
Определение и сектора индустрии религиозного туризма
Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дает определение туристской индустрии. Применительно к исследуемому нами религиозному туризму можно сказать, что индустрия религиозного туризма — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, различных религиозных объектов, а также организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Индустрия религиозного туризма является составной частью индустрии туризма в целом. В индустрии религиозного туризма можно выделить следующие четыре сектора.
1. Сектор «Размещение». Это совокупность средств размещения — гостиниц, кемпингов, общежитий и т.д.
2. Сектор «Питание» — рестораны, столовые, кафе, предприятия питания на транспорте и т.д.
3. Сектор «Транспорт» — транспортные предприятия и услуги разных видов транспорта.
4. Сектор «Религиозные объекты». В этот сектор входят:
- культовые сооружения — монастыри, святилища, храмы и храмовые комплексы, капеллы, часовни, ступы;
- природные объекты — святые источники, колодцы, горы, водоемы (реки, пруды), рощи;
- небольшие объекты культа — придорожные кресты, алтари божеств на обочинах дорог, троп и т.д.
Следует иметь в виду, что эти объекты могут быть расположены вместе. Например, святой источник может находиться в православном монастыре или отдельно. Многие святилища синтоизма включают культовые сооружения и природные объекты (храм в священной роще у воды). В учебном пособии будет идти речь о святых местах религий и религиозных центрах. Эти понятия перекликаются друг с другом. Можно сказать, что святое место — это место, имеющее очень большое значение для представителей определенной религиозной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. В таких пунктах стоит храм с чудотворной иконой, или раньше жил, например, известный святой, духовный учитель (гуру), аскет, или имели место исторические религиозные события. Религиозный центр — понятие более широкое, чем «святое место». Сюда наряду со святынями входят образовательные учреждения и (или) административные органы религиозных организаций. На самом деле дать определения этим понятиям, учитывая воззрения всех религий, невозможно. Например, понятие святого места для ислама практически неактуально, как, впрочем, и нахождение какого-либо священного предмета в религиозном центре. Определения святого места и религиозного центра подходят для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни.
Средства размещения
ВТО выделяет две группы средств размещения: коллективные и индивидуальные. Коллективные средства размещения подразделяются на три группы:
1) гостиницы и их аналоги (мотели, клубы с проживанием,
меблированные комнаты и т.д.);
2) специализированные средства размещения (кемпинги, наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства
размещения, и т.д.);
3) прочие средства размещения (комплексы домов и бунгало, палаточные городки для паломников, монастырские, ашрамов-ские и прочие общежития и т.д.).
Н.А. Юркина дает следующее определение гостиницы. Гостиница — объект, состоящий из номеров, число которых превышает некоторый минимум (7—10); в соответствии с услугами и стандартами страны гостиницы разделяются на классы и категории, имеющие единое руководство и предоставляющие различные гостиничные услуги [Юркина, 2002]. Основным признаком гостиницы следует назвать наличие в ней номеров. Существует много классификаций гостиниц в зависимости от различных критериев классификации. По качеству и количеству предоставляемых услуг самой распространенной является французская, или звездная (от * до *****), система. По данным ВТО, в 1997 г. в мире насчитывалось 29 млн гостиничных мест.
Индивидуальными средствами размещения являются квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые внаем, и т.д.
Питание
Туристы, отправляющиеся в поездки по святым местам и религиозным центрам, пользуются услугами предприятий общественного питания. Это могут быть:
1. Рестораны, кафе, закусочные и т.д. В религиозных центрах, ряде святых мест паломники и экскурсанты могут пользоваться услугами этих заведений и имеют возможность выбора блюд.
2. Монастырские, ашрамовские и прочие столовые и т.д., в которых готовится еда для посетителей. Ассортимент блюд здесь отличается от предлагаемого в кафе и ресторанах. В ряде случаев пища может быть более простой, постной во время православного поста, вегетарианской (острой или неострой) в индийском ашраме. Паломникам часто подается пища в определенное время, часто также без возможностей выбора блюд. Однако мы уже знаем, что добровольные самоограничения лишь идут на пользу и способствуют духовному росту человека.
Транспортное обслуживание туристов
Туристам, отправляющимся в паломническую и экскурсионную поездки, необходимо использовать различные средства транспорта для достижения пункта (пунктов) прибытия. Средствами используемого транспорта являются: 1) авиационный, 2) железнодорожный, 3) автомобильный (автобусный), 4) водный (речной, морской) транспорт, 5) другие его виды. В паломническом туризме практикуются пешие перемещения на определенной части маршрута, от одного пункта до другого. Это, с одной стороны, добровольно взятые на себя трудности, с другой стороны, тот факт, что многие объекты (вершины священных гор, пещеры) труднодоступны для большинства или всех средств транспорта.
Инфраструктура религиозного туризма
Понятие «туристская инфраструктура» перекликается с понятием «туристская индустрия». Инфраструктуру религиозного туризма можно понимать как систему объектов и организаций обслуживания паломников и экскурсантов (религиозные объекты; перевозки, размещение, питание). Туристская инфраструктура включает коммуникации, средства связи, системы поставки и очистки воды, отопления и кондиционирования воздуха, источники энергии.
Туристский продукт представляет собой совокупность туристских услуг, работ, сопровождающих процесс потребления туристских услуг, и товары, потребляемые в туре и вне его.
Туристская услуга в религиозном туризме является результатом деятельности туристской организации или индивидуального предпринимателя по удовлетворению потребности туристов в устройстве туров: 1) экскурсионных, 2) паломнических, 3) комбинированных или отдельных составляющих этих туров.
Тур — комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию религиозных туристов, услуги экскурсионные, гидов-переводчиков и другие, предоставляемые в зависимости от цели путешествия (паломничество, экскурсия, научная деятельность). Программа тура — расписанный по дням план поездки с указанием дат посещения религиозных центров на маршруте.
В экскурсионном туризме религиозной тематики основной формой подачи материала является экскурсия. Экскурсионные услуги направлены на удовлетворение познавательных интересов туристов. К ним относятся разработка и внедрение программ экскурсионного обслуживания, организация и проведение экскурсий.
Трансфер представляет собой услуги по доставке туристов (на автобусе, автомобиле и т.д.) от места прибытия в определенный пункт (аэропорта, вокзала) до места проживания (гостиницы, монастыря, ашрама — духовного центра, лагеря) и обратно в дни приезда и отъезда, другие перевозки (к месту начала экскурсии
и т. д.).
Услуги, предоставляемые туристам, могут быть основными и дополнительными. Основные услуги включены в тур и оплачены заранее. Обычно тур должен включать не менее двух основных услуг: размещения и перевозки. Дополнительные услуги приобретаются туристом во время тура за дополнительную плату. Они не включены в состав тура. Дополнительными услугами могут быть размещение в гостиничных номерах более высокого класса, дополнительные экскурсии и т.д.
Во время своей поездки туристы следуют по тому или иному маршруту. Маршрут — определенный путь следования туристов, предусматривающий посещение святых мест религий, различных религиозных объектов в соответствии с целью поездки. В маршруте указаны все пункты, посещаемые туристами. В понятие маршрута также входят транспортные коммуникации, используемые туристами для перемещения между пунктами остановок на маршруте.
Классификации маршрутов
Маршруты классифицируются по нескольким классификационным признакам.
По сезонности действия маршруты бывают следующие.
Круглогодичные — многие экскурсионные и паломнические, когда тот или иной объект религиозного поклонения посещается в течение года. Например, это поездки в Троице-Сергиеву лавру под Москвой или в ашрам Учителя Сатья Саи Бабы в Индии.
Сезонные — экскурсионные и паломнические в места, на посещение которых серьезно влияют климат, другие факторы. Например, паломнический сезон для въездных паломников и других туристов по святым местам Тибета и Гималаев — несколько месяцев в году. Экскурсии и паломничества в Валаамский и Соловецкий православные монастыри проходят в основном летом.
Разовые (событийные) — паломнические поездки, приуроченные к празднованию определенного церковного праздника, дню почитания местночтимого святого. Это всплеск паломнических прибытий на пасхальную проповедь папы римского в Ватикане. Сюда можно отнести и хадж в Мекку, когда один раз в году в паломничество устремляются до 2 млн человек одновременно. Также паломнические и экскурсионные поездки осуществляются для участия в ряде праздников, церемоний и карнавалов. К примеру, поездки в августе в Канди на Шри-Ланку на праздник Эсала Пе-рахера.
По построению трассы существуют маршруты кольцевые, линейные, радиальные, комбинированные.
Кольцевой маршрут — путь следования, при котором начало (А) и конец (Б) маршрута совпадают. Например, туристы прибыли в Индию в город Ченнаи (Мадрас) и посетили храмовые города юга страны — Канчипурам, Чидамбарам, Танджавур, Мадурай, Рамеш-варам, Махабалипурам — и вернулись обратно в Ченнаи.
Линейный маршрут — путь следования, при котором начало (А) и окончание (Б) маршрута не совпадают. Скажем, православные паломники из Москвы прибыли в украинский город Тернополь, посетили Лавру в Почаеве, отбыли в Киев и уже оттуда вернулись домой.
Радиальный маршрут — путь следования, когда начало (А) и окончание (Б) маршрута совпадают, но при этом туристы совершают перемещения в другие пункты, возвращаясь затем в начальный пункт пребывания. Например, паломники и экскурсанты могут, прибыв в Москву, совершать однодневные поездки по городу и его окрестностям (Троице-Сергиева лавра, Саввино-Сторожев-ский, Новоиерусалимский монастыри), возвращаясь на ночлег в Москву. Схематично построение этих маршрутов приводится на рисунке 2.
Комбинированный маршрут — путь следования, который содержит в себе элементы кольцевого, линейного и радиального маршрутов в различных вариациях.
По виду основного транспорта маршруты бывают:
- авиационные;
Радиальный маршрут Комбинированный маршрут
Рис. 2. Виды маршрутов:
А - начало маршрута; Б - конец маршрута; ПП1-ПП4 - промежуточные пункты пребывания на маршруте
- автомобильные (автобусные);
- круизные (речные, морские);
- железнодорожные.
Следует отметить, что многие паломнические прибытия осуществляются всего в одно место с последующим возвращением
людей домой.
При внутренних паломнических и экскурсионных поездках по России во многих случаях используются железнодорожный и автомобильный (автобусный) транспорт.
При зарубежных (внешних) поездках из России по святым местам индуизма и буддизма в Индии, Непале, Тибете, путешествиях по христианским святым местам дальнего зарубежья (Израиль Египет, Греция, Кипр, Италия, Франция), поездках на хадж в Мекку мусульман со всего мира используются авиационный и автомобильный (автобусный) транспорт.
Разработка и продвижение туристского продукта
Разработка туристского продукта, т.е. создание и организация путешествий является чрезвычайно сложным процессом. Он требует от специалистов, работающих в туризме, профессионализма глубоких знаний туристских ресурсов, организационно-правовых особенностей поездок, психологии и мотиваций потребителя. Создание турпродукта обычно начинается с появления идеи и принятия решения разработать тур и завершается процессом продвижения его на рынке с последующими продажами. После того как решение о создании тура принято, следуют обобщенно несколько этапов разработки турпродукта.
1. Изучение спроса на туристском рынке и определение базовых составляющих тура.
2. Расчет стоимости и установление цены тура.
3. Продажа (реализация) тура, т.е. продвижение его на рынке.
На первом этапе происходит создание концепции тура, изучение основных тенденций в паломническом туризме и экскурсионном туризме религиозной тематики. Исследуются качественно-количественные характеристики тура: вид транспорта, предполагаемые средства размещения, пункты питания, объекты экскурсионного показа (при экскурсионной поездке) — культовые сооружения и т.д. Наряду со спросом исследуется также предложение с целью поиска и отбора для предстоящего тура первичных туристских услуг и их производителей и поставщиков. Изучаются религиозные центры, в которые прибудут туристы. Важны транспортная доступность этих центров, степень развитости инфраструктуры, качество услуг и т.д. При практической организации паломнических поездок исследуются особенности проведения культовых мероприятий в храмах, монастырях и т. д. При создании тура важно учитывать все нюансы. Так, например, отдельные мужские православные монастыри принимают только паломников-мужчин и т.д. В некоторые индусские храмы в Индии (или их части) пускают только индусов, а духовные учителя могут отсутствовать в своих ашрамах некоторое время в году. В Мекку не разрешен въезд немусульман.
После того как завершено изучение спроса и предложения на рынке, составляется рабочий проект (вербальная модель) тура. Туроператор выбирает контрагентов, устанавливает с ними контакт и начинает переговоры. Таким образом, когда более определенными становятся параметры будущего тура, создаются основы для расчета его цены.
Цена продажи вычисляется на основе учета суммы расходов, прибыли и налогов. Сумма расходов включает прямые расходы (затраты на перевозку, размещение, питание туристов, их экскурсионное обслуживание) и косвенные расходы туроператоров (затраты по менеджменту туристской организации — арендные платежи, зарплата сотрудникам, затраты на решение организационных вопросов работы фирмы и т.д.). Следует особо подчеркнуть, что, например, в России в православном туризме при практической организации поездок паломнические службы не ставят своей целью извлечение прибыли. Как сообщили автору в фирме «Радонеж», прибыль нужна для обеспечения работы паломнической службы, но сама по себе прибыль, выгода здесь не является приоритетной. Главное — служение паломникам. Есть некоммерческие паломнические службы.
Продвижение турпродукта на туристском рынке — система мероприятий, направленная на создание спроса и стимулирование сбыта туристских услуг, т. е. на увеличение продаж. Существуют прямые и косвенные каналы сбыта продукции. Прямой канал сбыта представляет собой продажу туров или отдельных услуг их производителем напрямую потребителю. Такой способ дает ряд преимуществ как производителям, так и покупателям. Это относительная простота процесса продажи (не требуются посредники), более высокая прибыль производителя в расчете на одного покупателя (не нужно делиться выгодой с посредниками). Это также возможность неорганизованным туристам приобретать необходимые услуги в процессе их поездки, возможность проверить качество той или иной услуги (например, размещения) перед ее покупкой. Но такая система имеет и ряд недостатков.
Косвенный канал сбыта предполагает наличие посредника между производителем и потребителем. Турист приобретает отдельные услуги или туры у посредника. Посредники владеют информацией, которая длительное время собиралась и обобщалась и которую будущему туристу крайне сложно собрать и изучить самостоятельно. У производителя расширяются возможности сбыта своего товара.
Туристские предприятия
Туроператоры — туристские предприятия, занятые деятельностью по созданию турпродукта. Прерогатива их деятельности — практическая организация поездок. В Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дается определение туроператорской деятельности. Туроператорская деятельность — деятельность по формированию, продвижению и реализации тур-продукта. Туроператор — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность на основании лицензии.
Доведением туристского продукта до потребителя занимается турагент. В соответствии с законом под турагентской деятельностью подразумевается деятельность, направленная на продвижение и реализацию туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Выделим основные элементы деятельности турагентства.
Предоставление полной и достоверной информации клиентам (к сожалению, на практике приходится часто сталкиваться с недобросовестной работой некоторых турагентств).
Консультации туристам, когда самому туристу трудно определить, в какое место поехать, в каких гостиницах останавливаться, что посетить. В этом случае работники турагентства являются экспертами, консультирующими туриста на основании имеющейся у них информации и помогающими ему принять решение. Это более важно для туристов-экскурсантов с религиозной направленностью поездок. Паломники часто уже имеют представление о святынях, которые они хотят посетить, датах тех или иных религиозных праздников, фестивалей, проповедей и т.д.
Продвижение услуг — использование маркетинговых коммуникаций (реклама, стимулирование продаж и т.д.). В религиозном туризме очень важна концепция рекламы. Посещение тех или иных религиозных центров, святых мест сопряжено с глубокими душевными чувствами и переживаниями людей, в первую очередь паломников. Поэтому важны этические стандарты в рекламе туров религиозной тематики. Информация должна быть представлена в корректной форме и благопристойных выражениях, никоим образом не оскорбляющих чувств верующих. Она помещается преимущественно в авторитетных изданиях с хорошей нравственной репутацией.
В странах с развитой рыночной экономикой, уже сложившейся системой отношений между различными экономическими субъектами появились туроператоры, специализирующиеся на создании туров по религиозной тематике, и турагенты, продающие их потребителям. Есть туроператоры, которые могут направить в паломнические поездки в разные страны и по святым местам религий людей (паломников) разной конфессиональной принадлежности. В России рынок туризма находится в процессе становления. Здесь зачастую одни и те же туристские фирмы занимаются туроператорской и турагентской деятельностью всех видов.
Потенциал религиозного туризма
Рассмотрение туристского потенциала (турпотенциала) требует больших усилий. Теория турпотенциала находится в стадии становления, и исследователи предлагают совершенно разные концепции и точки зрения. По мнению автора, наиболее четкое и последовательное описание того, что такое туристский потенциал, дает Е. Н. Сапожникова.
Туристский потенциал включает две основные составляющие — условия и ресурсы. Применительно к религиозному туризму мы можем сказать, что условия — это возможности и предпосылки для благоприятного развития этого вида туризма. Можно привести следующий состав условий: природа, история, население, культура, экономика и политика. Каждое условие разделяется на виды и разновидности. Условия определяют как развитие туризма, так и особенности пребывания (проживания) туристов в том или ином месте. Однако они непосредственно не задействованы в различных видах туристской деятельности.
Условия могут, как способствовать, так и препятствовать развитию туризма. Возьмем для примера природу. Большинство христианских святынь Зарубежной Европы находятся в условиях достаточно благоприятного климата, что позволяет посещать их большему количеству людей. Вместе с тем природные условия накладывают определенные ограничения на Посещения, скажем, многих буддийских монастырей Тибета и высокогорных районов Индии. Причина этому — сложные погодные условия и специфические особенности рельефа. Следует напомнить, что паломники, готовые на определенные испытания, меньше берут в расчет возникающие в поездках трудности, но и на них влияют природные особенности, которые естественным образом ограничивают их возможности.
Экономика как условие включает в себя: 1) общее состояние экономики; 2) туристскую инфраструктуру; 3) отрасли производственной и непроизводственной сферы связанные с туризмом; 4) ремесла и промыслы; и т.д. Общее состояние экономики влияет на благосостояние людей, а это в свою очередь, на туризм.
Политическая ситуация влияет как на внутренний, так и международный туризм. При политической стабильности туризм, в том числе религиозный, получает стимулы к развитию. Политическая нестабильность, различные конфликты оказывают негативное влияние на туризм. Типичный пример — Иерусалим в условиях арабо-израильского противостояния. Например, когда в церкви Рождества Христова держат оборону засевшие там палестинские боевики, очень трудно говорить о развитии туризма.
Условия в ряде случаев могут одновременно являться ресурсами развития туризма. Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристские ресурсы как природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов содействовать восстановлению и развитию физических сил. Можно выделить пять основных типов туристских ресурсов: природно-рекреационные, экскурсионные, экономические, инфраструктура и информационные. Каждый из этих типов включает также группы, виды и разновидности. Для примера рассмотрим экскурсионные ресурсы, инфраструктуру и информационные ресурсы.
Экскурсионные ресурсы состоят из следующих групп: культурно-историческое наследие, социальные, социокультурные и этнографические ресурсы.
Большое значение имеют экскурсионные ресурсы для развития религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности. В группу культурно-исторического наследия входят памятники культовой архитектуры и скульптуры; в группу социальных ресурсов — религиозные праздники, а также традиции, обычаи, обряды людей. Из социально-культурных ресурсов туристов-экскурсантов могут заинтересовать те учреждения культуры, которые обладают значительным собранием экспонатов религиозного значения. Это могут быть выставки, музеи при монастырях. В разных странах мира существуют музеи религий, паломничества.
Инфраструктура как ресурс включает следующие группы: транспортное обеспечение, система размещения, система питания, система производства сувенирной продукции.
Естественно, что функционирование индустрии религиозного туризма напрямую зависит от состояния туристской инфраструктуры. Однако паломнический туризм в меньшей степени зависит от этого, чем религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности. Паломники готовы считаться с возможными трудностями, так как ими движет осознанная мотивация. В Индии миллионы паломников совершают пешеходные переходы и могут остановиться на ночлег под открытым небом.
Туристский терминологический словарь говорит также об информационных ресурсах. К ним относятся данные Интернета, литературных и художественных произведений, научные сведения из различных областей знаний. Кроме того, информационный потенциал веками складывался и отображен в народном эпосе, мифах, преданиях, сказках народов мира. Весомая часть этого материала содержит данные по религиозной жизни народов и людей. Носителями информации могут быть: 1) материальные объекты — люди и вещи; 2) нематериальные объекты — различные источники информации.
В религиозном туризме материальными объектами будут светские экскурсоводы, священники и монахи, проводящие экскурсии. Это также многочисленные фотографии, карты, схемы святых мест и городов, храмов и храмовых комплексов, монастырей, ступ, ашрамов, святилищ, мечетей, синагог, посещаемых с целью паломничества и (или) экскурсий.
Нематериальными объектами являются индивидуальные и коллективные базы данных, сайты Интернета, интерактивные сети и т.д., в которых рассказывается о святых местах, паломнических центрах религий, существующих турах и паломнических поездках.
Правила и формальности международных туристических поездок
Туристские формальности
Под туристскими формальностями понимаются процедуры, связанные с соблюдением туристами, пересекающими государственную границу, определенных условий, правил и требований, установленных государственными органами страны въезда и пребывания.
Таможенные формальности — это процедура проверки соблюдения туристами, пересекающими государственную границу, правил и условий ввоза и вывоза вещей, товаров и валютных средств. Таможенные формальности осуществляет таможенная служба в пунктах прибытия туристов в страну (аэропорты, железнодорожные, морские и речные вокзалы), местах пересечения границы на автодорогах. Туристы обязаны сообщить о перевозимых товарах и денежных средствах устно или письменно, заполнив таможенную декларацию. Таможенные формальности меняются довольно часто, и фирмам — организаторам поездок — следует информировать об этом туристов. В мире существуют ограничения на ввоз-вывоз редких видов животных и растений, исторических и художественных ценностей и т.д.
Паспортные и визовые формальности. Паспорт (заграничный паспорт) является официальным документом, удостоверяющим личность человека. В паспорте содержатся основные сведения о гражданине. Виза — специальное разрешение правительства страны на въезд-выезд, проживание и транзитный проезд в пределах территории этой страны. Визы могут быть нескольких видов: одноразовые и многоразовые, индивидуальные и групповые, транзитные и т.д.
Страхование туристов
При практической организации поездок туристов важную роль играют гарантии их безопасности. Выезжая за границу, туристы оказываются в другой социальной обстановке, другом климате, изменяются условия питания, состав воды, могут возникать непредвиденные ситуации в процессе поездок. Им бывает не всегда легко адаптироваться к инокультурной среде. Программы страхования туристов, выезжающих за границу, имеют цель — предупредить подобные риски или справиться с их последствиями.
Под страхованием туристов, согласно В. С. Сенину, понимается система экономических отношений по защите имущественных интересов физических или юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых рисков или случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых или уплачиваемых из страховых взносов путем выплаты страхового возмещения [Сенин, 2004]. Страхование может быть обязательным или добровольным, индивидуальным или групповым и осуществляется на основании соответствующих правил. Заключается договор страхования. В сфере туризма существуют различные виды страхования: страхование туриста, в том числе жизни и здоровья (медицинское страхование), и его имущества, страхование риска турфирм и др. Законодательства большинства стран мира требуют страхования гражданской ответственности водителей и владельцев автотранспорта (автотуристов).
При заключении договора страхования застрахованный получает полис страхования. Под безопасностью путешествия понимают личную безопасность туристов, сохранность их имущества, отсутствие ущерба окружающей среде во время поездки. Страхование туриста является частью мер по обеспечению его безопасности. Безопасность туриста зависит от ситуации в стране (экономической, политической, характера погоды), от мер, принимаемых турагентами и туроператорами (в том числе от донесения ими правдивой информации до потребителя), а также от действий самого туриста.
Лицензирование и сертификация
Лицензирование международной туристской (гостиничной) деятельности является одним из видов правового механизма государственного регулирования этой деятельности. Согласно B.C.Сенину, лицензия — это разрешение, выдаваемое государственным органом юридическим или физическим лицам на осуществление международной туристской (гостиничной) деятельности в течение определенного времени при соблюдении ряда условий [Сенин, 2004]. Сертификация туристских услуг является механизмом управления качеством обслуживания, дающим возможность оценить качество услуг и подтвердить их безопасность для потребителя (туриста). Орган по сертификации должен подтвердить соответствие продаваемых туристских услуг требованиям законодательных и нормативных документов, принятых в стране. Сертификация может носить обязательный и добровольный характер.
Субъекты религиозного туризма
Субъектами религиозного туризма являются люди, принадлежащие к той или иной конфессии и отправляющиеся в паломнические и экскурсионные поездки за пределы обычной среды своего существования. В учебном пособии автор употребляет слово «верующие» по отношению к представителям западных религий (классификация религий дается в гл. 2). Этот термин не совсем применим к людям, принадлежащим к восточным религиям.
Именно потоки туристов и паломников определяют ситуацию в религиозном туризме. Они могут быть потребителями туристского продукта, создаваемого фирмами, в той или иной степени специализирующимися на религиозной тематике. Чрезвычайно важно знать численность приверженцев той или иной религии в странах, макрорегионах, частях света; их конфессиональную структуру (т.е. соотношение и взаимоотношения исповедующих разные религии) и т.д. Некоторые данные приводятся в таблицах 1 и 2, другие будут даны далее по тексту.
Следует иметь в виду, что данные одного источника могут отличаться от данных другого. Вести конфессиональную статистику сложно, тем более что иногда трудно провести границу между религиозным (верующим) человеком или атеистом. Кого считать верующим — того, кто регулярно посещает религиозные мероприятия, или просто человека, назвавшего себя принадлежащим к той или иной конфессии?
Таблица 2. Численность приверженцев религий и атеизма в регионах мира на середину 1990-х гг., тыс. чел.
Религия |
Африка |
Азия |
Европа |
Латинская Америка |
Северная Америка |
Океания |
Всего |
% |
Количествостран итерриторий |
Христианство |
348 176 |
306762 |
551892 |
448 006 |
249 277 |
23840 |
1927953 |
33,7 |
260 |
Католицизм |
122 108 |
90041 |
270677 |
402691 |
74243 |
8265 |
968025 |
16,9 |
249 |
Протестантизм |
109726 |
42836 |
80000 |
31684 |
123257 |
8364 |
395 867 |
6,9 |
236 |
Православие |
29645 |
14881 |
165795 |
481 |
6480 |
666 |
217948 |
3,8 |
105 |
Англиканство |
25362 |
707 |
30625 |
1153 |
6819 |
5864 |
70530 |
1,2 |
158 |
Другиехристиане |
61335 |
158297 |
4795 |
11997 |
38478 |
681 |
275 583 |
4,8 |
118 |
Атеизм |
427 |
174 174 |
40085 |
2977 |
1670 |
592 |
219925 |
3,8 |
139 |
Бахаизм |
1851 |
3010 |
93 |
719 |
356 |
75 |
6104 |
0,1 |
210 |
Буддизм |
36 |
320691 |
1478 |
569 |
920 |
200 |
323 894 |
5,7 |
92 |
Китайскиеверования |
12 |
224828 |
116 |
66 |
98 |
17 |
225 137 |
3,9 |
60 |
Конфуцианство |
1 |
5220 |
4 |
2 |
26 |
1 |
5254 |
0,1 |
12 |
Этническиерелигии |
72777 |
36579 |
1200 |
1061 |
47 |
ИЗ |
111777 |
2 |
104 |
Индуизм |
1535 |
775252 |
1522 |
748 |
1185 |
305 |
780547 |
13,7 |
94 |
Джайнизм |
58 |
4804 |
15 |
4 |
4 |
1 |
4886 |
0,1 1 |
11 |
Иудаизм |
163 |
4294 |
2529 |
1098 |
5942 |
91 |
14117 |
0,2 |
134 |
Маздеизм |
0 |
44 |
0 |
0 |
0 |
0 |
44 |
Около 0 |
2 |
Ислам |
300317 |
760181 |
31975 |
1329 |
5450 |
382 |
1009 634 |
19,2 |
184 |
Сикхизм |
36 |
18130 |
490 |
8 |
490 |
7 |
19161 |
0,3 |
21 |
Синтоизм |
0 |
2840 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2844 |
Около 0 |
4 |
Спиритизм |
4 |
1100 |
17 |
8768 |
300 |
1 |
10190 |
0,2 |
30 |
Другиерелигии |
88 |
98 |
443 |
184 |
1068 |
42 |
1923 |
Около 0 |
182 |
Новыерелигии |
19 |
118591 |
808 |
913 |
956 |
10 |
121 297 |
2,1 |
27 |
Безрелигий |
2573 |
701 175 |
94330 |
15551 |
25050 |
2870 |
841 549 |
14,7 |
226 |
Всего |
728 074 |
3457957 |
726 999 |
482005 |
292841 |
28549 |
5716425 |
100 |
262 |
Понимание феномена религии учеными и богословами
Многие философы, ученые и мыслители, выражая свое понимание религии, давали ей свою оценку, как положительную, так и отрицательную. В европейской философской мысли одними из первых религию как общественное явление осмыслили просветители XVIII в. — Вольтер, П. Гольбах, Д.Дидро. Они считали, что религия возникла как следствие необразованности и невежества людей и с приходом просвещения она исчезнет. Родоначальник немецкой классической философии И. Кант описывал религию как явление трансцендентное, выходящее за пределы возможностей опытного и теоретического изучения. Он говорил, что религии присуща вера в Бога, в существование души и в бессмертие души.
Выдающийся немецкий философ Г.Гегель отмечал, что для религии характерны:
- диалог духа человека и Абсолютного Духа и формирующиеся на его основе религиозные идеи;
- чувства и переживания, возникающие от этих идей;
- религиозный культ как выражение этих идей и чувств.
Материалистическая философия XIX в. дает секулярные интерпретации религии. Марксизм утверждает, что религия есть следствие несовершенства человеческого общества и социальной несправедливости и как иллюзорное мировоззрение играет в обществе компенсаторную роль. Религия — это «опиум народа», «превратное мировоззрение превратного мира», «дух бездушных порядков», «сердце бессердечного мира». С построением справедливого коммунистического общества религия исчезнет сама собой.
Интересна точка зрения Ф. Энгельса на причины возникновения христианства. Ф. Энгельс в ряде своих статей утверждал, что в период наивысшего могущества Римской империи, сопровождавшегося порабощением провинций, тяжелыми поборами, всеобщим бесправием, чувство апатии и деморализации было характерно для значительной части населения империи. В этих условиях назрела необходимость в новой религии, выходящей за узконациональные рамки и способной удовлетворять чаяния людей из совершенно разных слоев общества. У людей должна была появиться уверенность в обретении освобождения, если не на земле, то хотя бы на небесах. К тому же народы, сильно страдавшие от порабощений и иноземных владычеств, в частности евреи, в среде которых зародилось христианство, с нетерпением ожидали пришествия Спасителя (Мессии).
Если К. Маркс и Ф. Энгельс давали резко отрицательную трактовку религии, то Л. Фейербах, представитель «антропологической» философии, писал, что Бог является проекцией человеческих нравственных представлений. Бог — то, кем хотел бы себя видеть нравственный человек, освобожденный от своих недостатков. «Бог как существо нравственно совершенное есть не что иное, как осуществленная идея, олицетворенный закон нравственности, обращенная в абсолютную сущность собственная моральная сущность человека» [цит. по: Томпсон, 2000].
Русские философы и мыслители (Ф.Достоевский, Н.Бердяев, В. Соловьев и др.) видели в религии стержень культуры, понимали ее как основу и оправдание нравственности. Все существовавшие цивилизации и культуры были религиозными по своему духу, и безрелигиозная культура, по их мнению, невозможна. Истинность подобной точки зрения подтверждается тем, что при отрицании в обществе и государстве Бога и религии их место занимает что-то другое. Так, в Советском Союзе борьба с религией вылилась в возникновение своеобразной квазирелигии — марксизма-ленинизма, которому были присущи основные атрибуты любой религии: личность основателя, идейная доктрина, культ (культовые действия — прием в пионеры, комсомол и т. п.) и община (компартия с ее низовыми ячейками).
Современные гуманистические трактовки религии являются развитием идей Фейербаха и представляют собой светский, секу-лярный подход к ней. Наш современник профессор Р. Ферт пишет, что «в каждом обществе религиозные представления и религиозная практика создаются по образцу светских представлений, желаний, интересов, страхов и поведения. Все это религия усиливает, поднимая на более высокий уровень, придавая этим вещам внешний освященный авторитет и легитимность, поскольку в своей абстрактной, образной, часто символической форме они в конечном итоге являются результатом положения людей и попыткой найти избавление от тягот этого положения» [цит. по: Томпсон, 2000].
Богословы западных религий дают совсем другую трактовку этого явления. Абстрагируясь от частностей, можно сказать, что богословы утверждают, что религия служит средством общения человека с Богом, задана свыше и абсолютно объективна. По мнению православных богословов, все верующие составляют единую Церковь Христову, главой которой является Иисус Христос.
Основания религии
Религия — явление очень многомерное. Она связана с глубинными чаяниями человека — быть свободным от страданий, обрести спасение, жить в гармонии с внешним миром и самим собой. Религия представляет собой определенный способ взаимоотношения людей с высшими силами, обществом, государством, друг с другом. Религия является элементом общественной системы и феноменом культуры.
Религия — неотъемлемый атрибут жизни многих людей. Она имеет глубокие основания. Ошибались К. Маркс и 3. Фрейд, полагая, что вера лишится силы, если ее объяснить, что религия исчезнет, если раскрыть психологические и политические причины ее возникновения. Религия имеет четыре глубоких антропологических основания.
1. Онтологические основания (онтология — теория бытия в философии) базируются на понимании природы бытия, на концепции вечности и вечного. Смертность физического тела человека очевидна. Бессмертие души или элементов тонкого тела возможно, хотя пока научно труднодоказуемо. Каждая религия отвечает по-своему на вопрос о бессмертии, но по существу эти ответы похожи: это вечная жизнь «во Христе», или то, что мы все станем Буддами, или то, что индивидуальная душа — Атман осознает свое тождество с Вселенским духом — Брахманом.
2. Гносеологические основания религии (гносеология — философская теория познания) коренятся в познавательном отношении человека к миру, бесконечности, вечности. Существует противоречие между потенциальной возможностью познания человеком мира и практической невозможностью такого познания через чувственный опыт и интеллектуально вследствие ограниченности возможностей этих методов. Религиозная картина мира является целостной, здесь даются описания сущности процессов, происходящих в мире, и ответы на вопросы: «Кто мы?», «В чем смысл земной жизни?», «Есть ли жизнь после смерти?».
3. Социологические основания имеют отношение к реальным условиям человеческой жизни, в которых наблюдается разрыв между желаемым и действительным, между долгом и свободой. Цель религий — объединить людей на основе благородных ценностей и указать путь духовного самосовершенствования через любовь, бескорыстную взаимопомощь и ненасилие. К сожалению, об этом забывают многочисленные религиозные фанатики, стремящиеся навязать всем исключительность своих концепций. Они часто проявляют по отношению к другим людям психологическое, а то и физическое насилие.
4. Психологические основания религии коренятся в проблемах внутреннего мира человека. Люди часто страдают: болеют физически и душевно, не могут найти себе применения или не знают, как и зачем жить дальше. У них возникает желание быть просветленными, т. е. жить в радости и любви, без страданий, быть понятыми и принятыми другими, обрести устойчивость, найти возможности самовыражения.
Существует много определений религии. Религию можно охарактеризовать как мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил. Латинское слово «религия» является синонимом санскритского слова «йога» [Горохов, 2004].
Структура религии
Любая религия представляет собой единство религиозного сознания, культа и религиозных организаций. Религиозное сознание имеет два уровня: религиозная доктрина и религиозная психология людей. Религиозные идеи основаны на вере в сверхъестественные силы. Эта вера поддерживается священными писаниями — Библией, Кораном, Талмудом. В западных религиях сильна роль религиозных деятелей по внедрению в массовое сознание религиозных концепций, что влияет на религиозное самосознание масс. Религиозная доктрина включает в себя учение о Боге (теология), учение о строении мира (космология), теорию человека (антропология).
Религиозный культ связан с отношением людей к высшим силам и проявляется через богослужение, жертвоприношения, обряды, праздники, паломничества и т.д.
Объект культовой деятельности — те высшие силы, которых любят или боятся люди, в которые верят, которым поклоняются, которых просят о чем-нибудь. Это Будда и бодхисаттвы в буддизме, боги в индуизме, Бог в западных (авраамических) религиях, духи — ками в синтоизме, тиртханкары в джайнизме и т.д.
Предметом культа становятся различные силы, осознаваемые в качестве религиозных образов. Предметами культа в разных религиях служат материальные предметы, животные, растения, горы, реки, Луна, Солнце и т.д.
Субъектом культа выступает религиозная группа или отдельный человек. Мотивом участия в культе выступает потребность в духовном освобождении, преодолении страданий, удовлетворении религиозных чаяний. Средствами культа являются храмы, мечети, святилища, религиозное искусство (архитектура, скульптура, живопись), различные культовые предметы (религиозные символы — ОМ, крест и т.д., церковно-храмовая утварь — кадила, сосуды для причастия и др.).
Способы культовой деятельности — определенная система и последовательность проведения религиозно значимых мероприятий на уровне общества, группы людей, семьи или отдельного человека; в храме, церкви или дома. Способы культовой деятельности сильно зависят от религиозного сознания людей.
Религиозные организации — очень сложные образования. Они могут занимать господствующее положение в определенной стране или конфессии, играть второстепенную роль или подвергаться гонениям. Религиозные организации, возникшие в недрах одной конфессии, могут со временем оформиться в самостоятельные религии. Религиозные организации могут образовывать альянсы, входить в объединения, советы и т.д.
В отечественном религиоведении выделяют три вида религиозных организаций, например: в христианстве — церковь, секта и деноминация. Следует иметь в виду, что это деление довольно условно. Церковь включает большинство или значительную часть населения определенной страны и территории. В православии и католицизме имеется иерархия служителей культа. Секта возникает из числа верующих, противостоящих основному религиозному течению. В секте священство, как правило, отсутствует, лидерство является харизматическим. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли. В секте резко выражено стремление к духовному возрождению членов, признаком которого считается соблюдение определенного нравственного кодекса и религиозных предписаний.
Идейные, культовые и организационные принципы деноминации противостоят церкви и секте. Для деноминации характерно принятие разноплановых идей, культовых практик и решений. Противопоставление членов деноминации остальному миру не является обязательным. Для деноминации, как и для церкви, характерна четкая организация по горизонтали (координация деятельности общин) и по вертикали (четкая иерархия управления). Руководители выборные и наделены широкими полномочиями. Имеются авторитетные служители культа. Члены деноминации, однако, не делятся на священников и мирян.
У восточных религий в ряде случаев отсутствуют четкие рамки религиозных организаций. Многие религиозные люди в Китае исповедуют даосизм, конфуцианства и буддизм одновременно, а в Японии — буддизм и синтоизм. В разных жизненных ситуациях, при решении различных задач они обращаются к разным религиям. В индуизме вообще отсутствует четкая религиозная организация. В Индии имеется целый ряд духовных школ и движений, не отвечающих критериям ни одного из трех видов религиозных организаций. Так, движение Золотой Век Учителя Кальки Бхагавана рассчитано на людей совершенно разных вероисповеданий, пола, возраста и профессий. Для Бхагавана главное, чтобы они хотели быть Просветленными, т. е. жить в любви и гармонии, без страданий, а также помогать другим в их работе над собой, духовном самосовершенствовании (см. гл. 7, 8).
Функции религии в обществе
Религия выполняет в обществе ряд функций.
Мировоззренческая функция заключается в том, что религия предлагает последователям свою картину мира, нравственные ценности и ориентиры, концепции Бога, добра и зла.
Компенсаторная функция. В обществе существует имущественное и социальное неравенство. Однако религия специфическим образом уравнивает людей: перед Богом все равны, учение Христа, Будды, Мухаммеда доступно каждому и т.д.
Коммуникативная функция. Люди вместе собираются для различных религиозных и светских мероприятий, в том числе молитв, медитаций, богослужений и т.д. Это связано с их общением с высшими силами и друг с другом. Люди сознательно объединяются и взаимодействуют.
Регулятивная функция. Религиозные идеи и ценности, культовая деятельность и организации регулируют поведение людей. Религия в определенных рамках упорядочивает мысли, стремления и поступки людей.
Интегративная функция. Религия стабилизирует ситуацию в обществе, внедряя идеи, ценности и стереотипы поведения.
Культурно-транслирующая функция заключается в переносе религией элементов культуры тех народов и мест, где она возникла и откуда начала распространяться. Так, христианство принесло в Европу, Россию и обе Америки элементы иудейской, греческой и римской культур, ислам — элементы арабской культуры в Центральную, Среднюю, Южную и Юго-Восточную Азию, Северную Африку, буддизм — элементы индийской культуры в Восточную и Юго-Восточную Азию.
Типология современных религий
Ученые разрабатывают классификации религий в зависимости от различных классификационных признаков.
По наличию или отсутствию Бога-творца религии делят на метафизические и эмпирические. В метафизических религиях утверждается, что Бог-творец создал наш мир, в том числе человека. К метафизическим религиям относят иудаизм, христианство, ислам, сикхизм, некоторые направления индуизма.
В эмпирических религиях наличие Бога-творца или отрицается, или этот вопрос не является первостепенным. Так, Будда часто отвечал на вопросы о Боге «благородным молчанием». В буддизме считается, что вера или неверие в Бога (богов) не должны быть препятствием на духовном пути человека. Эмпирическими религиями являются буддизм, даосизм, джайнизм, синтоизм, некоторые течения индуизма, конфуцианство.
По территориально-этническому признаку религии делятся на племенные, национально-территориальные и мировые. Племенные религии обычно очень ограничены территориально и, по сути, представлены традиционными народными верованиями.
Национально-территориальные религии принадлежат одному народу (иудаизм) или нескольким, близким друг другу социокультурно (индуизм). Поэтому, по мнению автора, эти религии следует называть национально-территориальными, хотя в религиоведческой литературе они называются просто национальными.
Мировые религии имеют большой территориально-страновой охват и большое число приверженцев. Мировыми религиями являются христианство, ислам, буддизм. Интересно отметить, что ислам изначально был национальной религией арабов. Но очень быстро, за несколько десятилетий, ислам стал мировой религией, завоевав пространства от Атлантического океана до Индии.
По количеству богов религии бывают: монотеистическими и политеистическими. В монотеистических религиях имеется лишь один Бог — верховный Бог. К ним относятся христианство, ислам, иудаизм, сикхизм. Политеистическими религиями являются языческие верования. В них поклоняются большому количеству богов, божеств и духов. Индуизм можно назвать супрамонотеистической религией, его многочисленные божества служат проявлениями Вселенского Духа — Брахмана.
По наличию ряда общих черт религии можно разделить на западные и восточные. К западным относятся христианство, ислам, иудаизм, зороастризм (парсизм). К восточным — индуизм, буддизм, джайнизм (табл. 3), а также даосизм, конфуцианство, синтоизм.
Таблица 3. Сходство и различие восточных (индуизм, буддизм) и западных (христианство, ислам, иудаизм) религий
Мировоззренческие вопросы |
Восточное воззрение |
Западное воззрение |
1 |
2 |
3 |
Сходство |
||
О Боге и божественных существах |
Вера в Бога, творца душ и материальных объектов, а также его проявления — девов (в индуизме) |
Вера во Всевышнего Бога-творца, ангелов и небесные силы |
О спасении и воле Бога |
Спасение достигается благодаря стремлению к единству с Богом и нисхождению Его милости через просветленного духовного наставника |
Спасение достигается строгим подчинением воле Бога, выражаемой через Мессию, пророков, священников |
О предназначении души и благом поведении |
Цель жизни есть реализация нашего духовного предназначения. Неправедная жизнь не дает нам возможности осознать наше единство с Богом (или осознать природу Будды в себе) |
Предначертанное человеку лежит за пределами этого (феноменального) мира, который лишь дает возможность попасть в рай или ад. Религия должна основываться на этическом и нравственном поведении |
О природе реальности |
Реальность гораздо больше того, что мы можем пережить с помощью пяти органов чувств. По индуизму, душа (атман) вечна и бессмертна и в конце концов вливается в Бога. По буддизму махаяны, мы все откроем в себе природу Будды, станем буддами |
Реальность гораздо больше материальных вещей этого мира. Душа бессмертна и вечна и будет жить всегда в присутствии Бога или отделенная от Него |
Различие |
||
О творении |
Существуют бесконечные циклы возникновения, существования и разрушения Вселенной. Нет двойственности мира и Бога — они едины |
Мир был создан Богом и будет Им навсегда разрушен. Бог отличен от мира и управляет им свыше. Подчеркивается двойственная природа мира |
Об истинном Боге
|
О едином Боге говорят все религии Всем душам суждено получить милость Бога в соответствии с их пониманием, темпераментом и зрелостью. Бог — чистая Любовь и Сознание
|
Есть лишь одна истинная религия Принимающие ее получат милость Бога Остальные смогут получить спасение только если придут к моему Богу Бог не только любящий, но и гневный
|
О доказательстве существования Бога
|
Это доказательство можно найти в прямом союзе или единении с Богом Косвенное доказательство — наличие просветленных гуру, богореализованных людей, приходивших в мир во все эпохи и являвших писания
|
Доказательство любви Бога и обещание человеку—в личности Его пророка и в Его неизменном и уникальном откровенном писании |
О догматике |
Религиозные догмы тонки, сложны и парадоксальны Преобладает свобода вероисповедания и духовных исканий Восток — это универсализм и терпимость
|
Религиозные догмы просты, ясны и рациональны. Догматика и культ формализованы Утверждается, что «наш» путь самый правильный и только он может привести человека к спасению. Запад — это эксклюзивность и догматизм
|
О зле |
Изначального онтологического зла не существует Все есть добро, все есть Бог. То, что воспринимается как зло, есть следствие омраченного ложными воззрениями ума
|
В мире есть подлинное зло, реальная сознательная сила, которая противостоит воле Бога. Это зло воплощено в сатане, демонах, частично в человеке как одна из его склонностей
|
О добродетели и спасении |
Добродетельное поведение и праведная вера — первый шаг к высшему мистическому союзу с Богом Освобождение требует знания и личных достижений, а не одной лишь веры
|
Подчинение воле Бога и вера в него и его пророка гарантируют спасение человеку
|
Об освобождении и просветлении |
Цели просветления и освобождения должны быть найдены в этой жизни, в контексте времени, внутри самого человека. Религиозно-философские школы могут быть дуалистическими (двайта) или недуалистическими (адвайта) |
Спасение придет в конце мира, в конце времен. Отсутствуют восточное понимание просветления. Строгий дуализм (отделенность человека от Бога). Исключение составляют мистические секты |
О происхождении религии |
Религия — явление космическое, вечное, запредельное по отношению к циклической человеческой истории. Человеку особенно важно обнаружить присутствие Бога здесь и сейчас |
Религия — явление историческое. Она начинается с некоторого пророка или события. Особенно важно в религии прошлое, а также воздаяние или наказание в будущем |
Садгуру Шивайя Субрамуниясвами, проводя сравнение западных (авраамических) религий, замечает, что у них больше сходств, чем различий, хотя именно различиям придается решающее значение: «Все они верят в одну-единственную жизнь, за которой следует рай или ад. Они соглашаются в том, что Богу противостоит зло в лице Сатаны, который искушает и губит грешников, заставляя их не повиноваться закону Бога. Все эти религии ориентированы на пророков, причем только в христианстве пророк становится божественным. Каждая из этих религий считает себя единственно истинной религией и утверждает, что неверующих ждет осуждение. Все три библейские религии основаны на монотеизме и дуализме и вере в то, что человек вечно отделен от Бога и его высочайшее предназначение — достичь рая. Все они полагаются не столько на внутренний опыт или мистический контакт или руководство, сколько на священные ритуалы, веру и труд, которые ведут человека к Богу... Верующие всех авраамических религий хоронят своих мертвых в земле в предвидении того, что физическое тело будет однажды воскрешено на земле, встав из могилы в судный день».