Понимание феномена религии учеными и богословами
Многие философы, ученые и мыслители, выражая свое понимание религии, давали ей свою оценку, как положительную, так и отрицательную. В европейской философской мысли одними из первых религию как общественное явление осмыслили просветители XVIII в. — Вольтер, П. Гольбах, Д.Дидро. Они считали, что религия возникла как следствие необразованности и невежества людей и с приходом просвещения она исчезнет. Родоначальник немецкой классической философии И. Кант описывал религию как явление трансцендентное, выходящее за пределы возможностей опытного и теоретического изучения. Он говорил, что религии присуща вера в Бога, в существование души и в бессмертие души.
Выдающийся немецкий философ Г.Гегель отмечал, что для религии характерны:
- диалог духа человека и Абсолютного Духа и формирующиеся на его основе религиозные идеи;
- чувства и переживания, возникающие от этих идей;
- религиозный культ как выражение этих идей и чувств.
Материалистическая философия XIX в. дает секулярные интерпретации религии. Марксизм утверждает, что религия есть следствие несовершенства человеческого общества и социальной несправедливости и как иллюзорное мировоззрение играет в обществе компенсаторную роль. Религия — это «опиум народа», «превратное мировоззрение превратного мира», «дух бездушных порядков», «сердце бессердечного мира». С построением справедливого коммунистического общества религия исчезнет сама собой.
Интересна точка зрения Ф. Энгельса на причины возникновения христианства. Ф. Энгельс в ряде своих статей утверждал, что в период наивысшего могущества Римской империи, сопровождавшегося порабощением провинций, тяжелыми поборами, всеобщим бесправием, чувство апатии и деморализации было характерно для значительной части населения империи. В этих условиях назрела необходимость в новой религии, выходящей за узконациональные рамки и способной удовлетворять чаяния людей из совершенно разных слоев общества. У людей должна была появиться уверенность в обретении освобождения, если не на земле, то хотя бы на небесах. К тому же народы, сильно страдавшие от порабощений и иноземных владычеств, в частности евреи, в среде которых зародилось христианство, с нетерпением ожидали пришествия Спасителя (Мессии).
Если К. Маркс и Ф. Энгельс давали резко отрицательную трактовку религии, то Л. Фейербах, представитель «антропологической» философии, писал, что Бог является проекцией человеческих нравственных представлений. Бог — то, кем хотел бы себя видеть нравственный человек, освобожденный от своих недостатков. «Бог как существо нравственно совершенное есть не что иное, как осуществленная идея, олицетворенный закон нравственности, обращенная в абсолютную сущность собственная моральная сущность человека» [цит. по: Томпсон, 2000].
Русские философы и мыслители (Ф.Достоевский, Н.Бердяев, В. Соловьев и др.) видели в религии стержень культуры, понимали ее как основу и оправдание нравственности. Все существовавшие цивилизации и культуры были религиозными по своему духу, и безрелигиозная культура, по их мнению, невозможна. Истинность подобной точки зрения подтверждается тем, что при отрицании в обществе и государстве Бога и религии их место занимает что-то другое. Так, в Советском Союзе борьба с религией вылилась в возникновение своеобразной квазирелигии — марксизма-ленинизма, которому были присущи основные атрибуты любой религии: личность основателя, идейная доктрина, культ (культовые действия — прием в пионеры, комсомол и т. п.) и община (компартия с ее низовыми ячейками).
Современные гуманистические трактовки религии являются развитием идей Фейербаха и представляют собой светский, секу-лярный подход к ней. Наш современник профессор Р. Ферт пишет, что «в каждом обществе религиозные представления и религиозная практика создаются по образцу светских представлений, желаний, интересов, страхов и поведения. Все это религия усиливает, поднимая на более высокий уровень, придавая этим вещам внешний освященный авторитет и легитимность, поскольку в своей абстрактной, образной, часто символической форме они в конечном итоге являются результатом положения людей и попыткой найти избавление от тягот этого положения» [цит. по: Томпсон, 2000].
Богословы западных религий дают совсем другую трактовку этого явления. Абстрагируясь от частностей, можно сказать, что богословы утверждают, что религия служит средством общения человека с Богом, задана свыше и абсолютно объективна. По мнению православных богословов, все верующие составляют единую Церковь Христову, главой которой является Иисус Христос.
Основания религии
Религия — явление очень многомерное. Она связана с глубинными чаяниями человека — быть свободным от страданий, обрести спасение, жить в гармонии с внешним миром и самим собой. Религия представляет собой определенный способ взаимоотношения людей с высшими силами, обществом, государством, друг с другом. Религия является элементом общественной системы и феноменом культуры.
Религия — неотъемлемый атрибут жизни многих людей. Она имеет глубокие основания. Ошибались К. Маркс и 3. Фрейд, полагая, что вера лишится силы, если ее объяснить, что религия исчезнет, если раскрыть психологические и политические причины ее возникновения. Религия имеет четыре глубоких антропологических основания.
1. Онтологические основания (онтология — теория бытия в философии) базируются на понимании природы бытия, на концепции вечности и вечного. Смертность физического тела человека очевидна. Бессмертие души или элементов тонкого тела возможно, хотя пока научно труднодоказуемо. Каждая религия отвечает по-своему на вопрос о бессмертии, но по существу эти ответы похожи: это вечная жизнь «во Христе», или то, что мы все станем Буддами, или то, что индивидуальная душа — Атман осознает свое тождество с Вселенским духом — Брахманом.
2. Гносеологические основания религии (гносеология — философская теория познания) коренятся в познавательном отношении человека к миру, бесконечности, вечности. Существует противоречие между потенциальной возможностью познания человеком мира и практической невозможностью такого познания через чувственный опыт и интеллектуально вследствие ограниченности возможностей этих методов. Религиозная картина мира является целостной, здесь даются описания сущности процессов, происходящих в мире, и ответы на вопросы: «Кто мы?», «В чем смысл земной жизни?», «Есть ли жизнь после смерти?».
3. Социологические основания имеют отношение к реальным условиям человеческой жизни, в которых наблюдается разрыв между желаемым и действительным, между долгом и свободой. Цель религий — объединить людей на основе благородных ценностей и указать путь духовного самосовершенствования через любовь, бескорыстную взаимопомощь и ненасилие. К сожалению, об этом забывают многочисленные религиозные фанатики, стремящиеся навязать всем исключительность своих концепций. Они часто проявляют по отношению к другим людям психологическое, а то и физическое насилие.
4. Психологические основания религии коренятся в проблемах внутреннего мира человека. Люди часто страдают: болеют физически и душевно, не могут найти себе применения или не знают, как и зачем жить дальше. У них возникает желание быть просветленными, т. е. жить в радости и любви, без страданий, быть понятыми и принятыми другими, обрести устойчивость, найти возможности самовыражения.
Существует много определений религии. Религию можно охарактеризовать как мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил. Латинское слово «религия» является синонимом санскритского слова «йога» [Горохов, 2004].
Структура религии
Любая религия представляет собой единство религиозного сознания, культа и религиозных организаций. Религиозное сознание имеет два уровня: религиозная доктрина и религиозная психология людей. Религиозные идеи основаны на вере в сверхъестественные силы. Эта вера поддерживается священными писаниями — Библией, Кораном, Талмудом. В западных религиях сильна роль религиозных деятелей по внедрению в массовое сознание религиозных концепций, что влияет на религиозное самосознание масс. Религиозная доктрина включает в себя учение о Боге (теология), учение о строении мира (космология), теорию человека (антропология).
Религиозный культ связан с отношением людей к высшим силам и проявляется через богослужение, жертвоприношения, обряды, праздники, паломничества и т.д.
Объект культовой деятельности — те высшие силы, которых любят или боятся люди, в которые верят, которым поклоняются, которых просят о чем-нибудь. Это Будда и бодхисаттвы в буддизме, боги в индуизме, Бог в западных (авраамических) религиях, духи — ками в синтоизме, тиртханкары в джайнизме и т.д.
Предметом культа становятся различные силы, осознаваемые в качестве религиозных образов. Предметами культа в разных религиях служат материальные предметы, животные, растения, горы, реки, Луна, Солнце и т.д.
Субъектом культа выступает религиозная группа или отдельный человек. Мотивом участия в культе выступает потребность в духовном освобождении, преодолении страданий, удовлетворении религиозных чаяний. Средствами культа являются храмы, мечети, святилища, религиозное искусство (архитектура, скульптура, живопись), различные культовые предметы (религиозные символы — ОМ, крест и т.д., церковно-храмовая утварь — кадила, сосуды для причастия и др.).
Способы культовой деятельности — определенная система и последовательность проведения религиозно значимых мероприятий на уровне общества, группы людей, семьи или отдельного человека; в храме, церкви или дома. Способы культовой деятельности сильно зависят от религиозного сознания людей.
Религиозные организации — очень сложные образования. Они могут занимать господствующее положение в определенной стране или конфессии, играть второстепенную роль или подвергаться гонениям. Религиозные организации, возникшие в недрах одной конфессии, могут со временем оформиться в самостоятельные религии. Религиозные организации могут образовывать альянсы, входить в объединения, советы и т.д.
В отечественном религиоведении выделяют три вида религиозных организаций, например: в христианстве — церковь, секта и деноминация. Следует иметь в виду, что это деление довольно условно. Церковь включает большинство или значительную часть населения определенной страны и территории. В православии и католицизме имеется иерархия служителей культа. Секта возникает из числа верующих, противостоящих основному религиозному течению. В секте священство, как правило, отсутствует, лидерство является харизматическим. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли. В секте резко выражено стремление к духовному возрождению членов, признаком которого считается соблюдение определенного нравственного кодекса и религиозных предписаний.
Идейные, культовые и организационные принципы деноминации противостоят церкви и секте. Для деноминации характерно принятие разноплановых идей, культовых практик и решений. Противопоставление членов деноминации остальному миру не является обязательным. Для деноминации, как и для церкви, характерна четкая организация по горизонтали (координация деятельности общин) и по вертикали (четкая иерархия управления). Руководители выборные и наделены широкими полномочиями. Имеются авторитетные служители культа. Члены деноминации, однако, не делятся на священников и мирян.
У восточных религий в ряде случаев отсутствуют четкие рамки религиозных организаций. Многие религиозные люди в Китае исповедуют даосизм, конфуцианства и буддизм одновременно, а в Японии — буддизм и синтоизм. В разных жизненных ситуациях, при решении различных задач они обращаются к разным религиям. В индуизме вообще отсутствует четкая религиозная организация. В Индии имеется целый ряд духовных школ и движений, не отвечающих критериям ни одного из трех видов религиозных организаций. Так, движение Золотой Век Учителя Кальки Бхагавана рассчитано на людей совершенно разных вероисповеданий, пола, возраста и профессий. Для Бхагавана главное, чтобы они хотели быть Просветленными, т. е. жить в любви и гармонии, без страданий, а также помогать другим в их работе над собой, духовном самосовершенствовании (см. гл. 7, 8).
Функции религии в обществе
Религия выполняет в обществе ряд функций.
Мировоззренческая функция заключается в том, что религия предлагает последователям свою картину мира, нравственные ценности и ориентиры, концепции Бога, добра и зла.
Компенсаторная функция. В обществе существует имущественное и социальное неравенство. Однако религия специфическим образом уравнивает людей: перед Богом все равны, учение Христа, Будды, Мухаммеда доступно каждому и т.д.
Коммуникативная функция. Люди вместе собираются для различных религиозных и светских мероприятий, в том числе молитв, медитаций, богослужений и т.д. Это связано с их общением с высшими силами и друг с другом. Люди сознательно объединяются и взаимодействуют.
Регулятивная функция. Религиозные идеи и ценности, культовая деятельность и организации регулируют поведение людей. Религия в определенных рамках упорядочивает мысли, стремления и поступки людей.
Интегративная функция. Религия стабилизирует ситуацию в обществе, внедряя идеи, ценности и стереотипы поведения.
Культурно-транслирующая функция заключается в переносе религией элементов культуры тех народов и мест, где она возникла и откуда начала распространяться. Так, христианство принесло в Европу, Россию и обе Америки элементы иудейской, греческой и римской культур, ислам — элементы арабской культуры в Центральную, Среднюю, Южную и Юго-Восточную Азию, Северную Африку, буддизм — элементы индийской культуры в Восточную и Юго-Восточную Азию.