slogan.png

Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

История гостеприимства - Развитие индустрии гостеприимства в Новое время

Развитие индустрии гостеприимства в Новое время (ХVII–ХVIII вв.)

 

К началу Новой истории развитие гостиничной индустрии проделало качественный ска­чок. В XVII веке стало очевидным различие между городской (hotel) и сельской (auberge, inn) гостиницами. В дальнейшем эти разли­чия только углублялись. Вычленение сельских гостиниц – трактиров и постоя­лых дворов – стало первой сегментацией гостиничного продукта, основанной на наборе предоставляемых услуг и удобств, а также цене. Трактиры располагались в самых простых сельских домах и предлагали полный набор услуг, обычно включавший ночлег и завтрак. Гостиницы (отели) конкурировали в городах с меблированными комнатами и пансионами (упоминания о последних часто встречаются в XVII веке). В отличие от этих видов средств размещения, отели предлагали все удобства и полное обслуживание

Предложение гостиничных услуг эволюционировало в строгом соответствии с меняющимся спросом. На рубеже XVI–XVII вв. основные требования, определяющие потребительский спрос на услуги гостиниц, были в целом сформированы. По мере развития средств транспорта, позволяющих сочетать скорость и безопасность путешествий, а также с расширением географии распространения средств размещения, способных принять клиентов разного уровня и достатка, изменяется психология потребителя. Постепенно уходит в прошлое традиция «нести все свое на себе», «страхуясь от превратностей дальнего пути». Соответственно и возрастают требования наиболее платежеспособной клиентуры к ассортименту и качеству гостиничных услуг.

Гостиница, чтобы привлечь богатого клиента, должна была обеспечить его пребывание на таком уровне, чтобы клиент чувствовал себя «как дома». Это вызвало к жизни строительство специальных зданий, оформлявшихся не просто красиво, а роскошно. Нередко случалось так, что путешествующие снимали целые этажи, чтобы разместиться с привычным комфортом и подобающим им размахом. Предполагалось также, что гостиница должна соответствовать требованиям viр-клиентов не только роскошью номеров, но и предоставлением необходимых удобств. В отличие от средних веков, не отличавшихся большой любовью к гигиене, уже с XVI века клиенты гостиниц стали более требовательными в отношении чистоты, наличия водоснабжения и канализации. В XIX веке лучшие гостиницы были снабжены многими современными удобствами, включая горячее водоснабжение, центральное отопление и канализацию. Технические новшества, возникшие в то время, немедленно бра­лись на вооружение хозяевами отелей: так там появились лифты (в тер­минах того времени – подъемные машины), позднее – электричество в номерах. Строительство многоэтажных гостиничных зданий, в первую очередь в крупных городах и туристских центрах того времени, стало воз­можным, конечно, благодаря техническому прогрессу. В то же время этот факт стал отражением изменения психологии основного заказчика, прочно обосновавшегося в городе и не смущающегося фактом соседства с подобными себе выше или ниже этажом.

В середине 1600-х годов некоторые гостиницы стали вы­пускать неофициальные денежные знаки, которые почтенные владельцы гостиниц гарантировали выкупить за деньги коро­левства. Подобное разрешение выпускать монеты (торговые знаки) означало, что гостиницам и их владельцам в то время придавали особую важность.

Английская гостиница со второй половины XVII в. была местом занятий разнообразны­ми видами спорта. Существовали различные игры с дротика­ми и игральными костями, домино, бильярд и bagatelle (игра, похожая на бильярд); пользовались успехом и петушиные бои. Те, кто предпочитал активные виды спорта, использовали гос­тиницы как места сборищ для рыбалки, стрельбы, охоты и со­колиной охоты. Кровожадные могли наслаждаться травлей мед­ведей и быков собаками, а также киданием камней в петухов. Собачьи бои и бокс на голой земле тоже были популярны. Од­нако главным времяпрепровождением считалось употребление пива, эля, вина, а позднее джина.

Наилучшим образчиком староанглийской гостиницы слу­жит почтовая гостиница, которая процветала в XVIII веке. Эра почтовых карет в Великобритании получила свой размах в 1784 году, когда Парламент уполномочил кареты пе­ревозить правительственную почту. До этого времени ее перево­зили посыльные, передвигаясь на лошадях по плохим дорогам. Была установлена национальная почтовая система, и многие го­стиницы стали использоваться исключительно как почтовые; вскоре появились и почтовые кареты. Их легко было узнавать по ярко-красным колесам в нижней части и черному верху. Частные компании имели свои собственные почтовые кареты и набирали столько пассажиров, сколько можно было втис­нуть на крышу и внутрь кареты. Иногда таким образом путе­шествовало 13 человек: четверо внутри, четверо наверху, а пя­теро сзади, багаж был на крыше. Состоятельный путешествен­ник, желающий совершить частную поездку с комфортом, мог путешествовать в почтовом фаэтоне, в частном экипаже.

Деревенские гостиницы в большей степени зависели от обы­чаев своих постояльцев, и немалая доля их бизнеса заключа­лась в предоставлении лошадей для карет.

Когда в 1838 году Парламент разрешил перевозить почту по железной дороге, завершилась эра почтовых карет. А с 1900-х годов деревенские гостиницы были открыты заново велосипе­дистами, а затем мотоциклистами, и красивые гостиницы де­ревень Англии, Уэльса и Шотландии вновь обрели былую зна­чимость для путешественников.

Интересно также отметить, что путешественник мог встретиться с разными уровнями ци­вилизации в гостинице, не покидая Европы. К примеру, в Европе того времени разительно различались лощеные английские отели с вымуштрованным персоналом и множеством разных удобств, и грязные испанские «фонды» (гостини­ца, постоялый двор).

В конце XVIII века названия стали содержать слово arms (оружие), например, «King's Arms» («Оружие короля»). Выставленное напоказ оружие лорда в гостинице часто означало, что гостиница находилась на территории, принадлежавшей определенному знатному роду, и была под его защитой. Некоторые геральдические знаки принадлежали изначальным владель­цам земли, на которой располагалась гостиница, или же быва­ло, что владелец гостиницы, вышедший из слуг, должен был использовать оружие или знаки отличия своего бывшего хозяина. Даже сейчас существуют 400 пивных, названных «Голова короля», 300 с названием «Голова королевы» и более тысячи со словом «корона» в названии.

Особая роль в развитии предприятий индустрии гостеприимства принадлежит США. По мнению историков, первый постоялый двор здесь появился значительно позже, чем в Европе, лишь в 1607 году. Американские постоялые дворы продолжали свою родословную от английских постоялых дворов, и их число увеличивалось, по мере того как европейские переселенцы осваивали все но­вые и новые территории. Все это были однотипные строения, назначение которых можно было узнать еще издали. Как и в Европе, постоялые дворы в Америке строились и как жилище для хозяев, и как временное пристанище для путешественников, но это еще не были коммерческие предприятия. Качественные изменения стали происходить лишь в конце XVIII века. В 1794 году появилась первая коммерческая гостиница, по­строенная исключительно с целью обслуживания клиентов. Открытие гостиницы «Сити Отель» в Нью-Йорке было началом строительства очень скромных по сегодняшним меркам гостиниц и в других городах. Все помещения – как для отдыха, так и для принятия пищи – носили коммунальный характер.

Одна из первых таверн была открыта в Бостоне в 1634 году. В 1642 году в Нью-Йорке (тогда он назывался Новый Амстердам) голландской компанией Dutch East India была открыта таверна Stadt Huys. Хотя имеются свидетельства, что таверна появилась уже в первые годы колонизации в Джеймстауне (штат Вирджиния). С этого времени таверны стали центрами общественной жизни, местом встреч для солдат и бизнесменов. Они процветали не только в городах, но и вдоль больших дорог, и особенно на перекрестках.

Вступившие на землю Американского континента европейские переселенцы принесли с собой тот опыт строительства и управления постоялыми дворами и тавернами, который был накоплен ими за столетия. Американские постоялые дворы и таверны часто копировали английские, так как в те годы именно английский тип организации услуг гостеприимства в Западном мире считался лучшим. С точки зрения архитектуры, расположения, предлагаемого обслуживания американские постоялые дворы и таверны во многом напоминали европейские, отличаясь незначительно. Например, при размещении людей здесь отсутствовала дискриминация по классовому признаку. В отличие от европейских предприятий, которые во многом выполняли социальную функцию, американские таверны с самого начала своего существования в большой степени имели коммерческую направленность, то есть создавались с целью извлечения прибыли.

Американские постоялые дворы и таверны колониального периода отражают не только развитие сферы гостеприимства, но и историю страны в целом. Через год после того, как голландская компания открыла Stadt Huys, в поселении Боулинг-Грин появилась еще одна таверна – Кrеigers Таvеrn, В годы Американской революции она, называвшаяся тогда Кings,Arms была превращена в штаб английского генерала Гейджа.

Еще более знаменитая таверна Fraunces Таvеrn стала штабом генерала Джорджа Вашингтона и местом, где он произнес свое знаменитое «Прощальное слово». Это заведение действует до сих пор. Таверны в Америке всегда оставались центрами общественной жизни, местами политических сборищ.