slogan.png

Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

История гостеприимства - ГОСТИНИЦЫ НА СРЕДНЕВЕКОВОМ ВОСТОКЕ

Прием гостей и паломников в эпоху Средневековья

 

ГОСТИНИЦЫ НА СРЕДНЕВЕКОВОМ ВОСТОКЕ

Развитие гостиничного дела на Востоке в Средние века связано прежде всего с развитием караванной торговли, так как мусульманские паломники, как правило находили приют в монашеских обителях, дервишских орденах и т. п.

Караван представлял собой большое общество путешественни­ков, особенно купцов, объединявшихся для взаимной помощи и имевших основной целью торговлю или паломничество. В кара­ване насчитывалось иногда более тысячи верблюдов или иных вьючных животных, исходя из условий рельефа или местности. Наиболее известны маршруты караванов из Африки и Си­рии в Мекку. Первый формировался в Каире или Александ­рии, последний – в Дамаске.

В мусульманских странах в караван-сараях путникам и их вьючным животным предоставляли кров и пищу в течение трех дней за счет казны (об этом сообщает, в частности, Афанасий Никитин в своем «Хождении за три моря»). По истечении этого срока путник должен был или платить за проживание и предо­ставленное ему обслуживание, или отправляться далее.

Караван-сараи или караванные дома служили временным приютом участникам караванов. Они стали предшественниками постоялого двора для почтовых карет, а позднее мотеля и предоставляли услуги караванам и другим путешественникам еще в V веке до н. э. Караван-сараи были расположены на территории современной Турции, Ирана, Афганистана и северной Индии на расстоянии одного дня пути друг от друга. Типичный караван-сарай состоял из внутреннего дворика для животных и простых комнат для путешественников. По дороге от современного Стамбула до столицы Агры Могхула в северной Индии (Дворец Тадж-Махал) путешественник мог отдохнуть и найти защиту от бандитов. Помещение можно было снять за определенную плату.

Турки-сельджуки, построившие много караван-сараев, ис­ходили из социальных соображений. Каждый путешественник независимо от национальности и религии получал на три дня ночлег с питанием, медицинским уходом, а бедняки получали и новую обувь, и все это – за счет государства.

Учитывая наличие большого количества вьючных животных, перевозимый груз, строились караван-сараи в форме больших общественных строений не только в городах, но и на доро­гах, в населенных пунктах. Караван-сарай – это постоялый и торговый двор одновременно. Особенно широкое распространение получили они в IX–XVIII веках в связи с ростом городов и усилением транзитной караванной торговли. Наиболее распространены два типа кара­ван-сараев: зальные и с внутренним двором. Зальные караван-сараи (встречаются в Армении) – это прямоугольные здания, разделенные на нефы. Средний неф предназначался для людей и товаров, в боковых нефах находились животные.

Во втором типе караван-сараев для размещения людей и хранения товаров служили открытые во внутренний двор небольшие помещения, расположенные в один или несколько ярусов, животные находились во дворе. Караван-сараи на доро­гах укреплялись оборонительными стенами либо присоединя­лись к ремесленно-бытовым предместьям и культовым учреждениям. На транзитных путях караван-сараи стали терять свое значение с развитием железных дорог и других современных видов транспорта.

Один из сохранившихся до сегодняшнего времени караван-сараев находится в Испании в Гренаде. Вокруг внутреннего двора расположены на трех этажах номера. Такие караван-сараи встречаются и в Стамбуле.

В Турции сохранилось более ста караван-сараев, однако они не функционируют, хотя доступны экскурсантам как музеи.