Развитие гостиничной индустрии в России конца XIX века
Конец XIX века начал новую страницу в гостиничной летописи: именно в это время получают распространение величественные каменные здания, возведенные специально для гостиниц, которые должны были соответствовать статусу города, служить его украшению и процветанию.
В 1882 году на прилавках книжных магазинов появилась новая книга «Москва и ея окрестности», предназначенная прежде всего для приезжих и носившая утилитарный характер. Приведем цитату из этого произведения, где описывается интересующий нас предмет: «Поезд пошел тише; еще две-три минуты, и он, сделав несколько последних движений, остановился у дебаркадера. Первою заботой путешественника – выбор гостиницы, если у него нет родных или знакомых, у которых он заранее предположил остановиться...». К первоклассным гостиницам Москвы принадлежат: «Дюссо» близ Театральной площади, «Славянский базар» на Никольской, «Дрезден» близ Тверской, «Париж» на углу Тверской и Охотного ряда, «Лоскутная» на Тверской. К второклассным принадлежат «Гранд-отель» на Сретенке, «Европа» против Малого театра, Ечкина на Трубе, бывшая Кокорева на набережной Москвы-реки, «Берлин» на Рождественке. О третьеклассных и так называемых меблированных комнатах мы здесь не говорим: на каждой улице Москвы их по нескольку штук, все они по большей части содержатся плохо, а ценами подчас не уступают второклассным гостиницам...
Из семи первоклассных московских гостиниц шесть находились на Тверской улице: «Англия», «Германия», «Север», «Дрезден», «Париж» и гостиница Шевалдышева. Все эти гостиницы (исключая здание, занятое «Дрезденом») были снесены в ходе реконструкции Тверской улицы в 1935–1937 годах. Гостиница «Дрезден», занимавшая д. № 6 по Тверской улице, была в ходе той же реконструкции передвинута, надстроена и превращена в жилой дом.
История московских гостиниц неожиданно открывается на старинных фотографиях столичных улиц: фотограф запечатлел городской быт конца XIX века с присущими ему чертами, а комментарии к фотоснимкам позволяют словесно дополнить зрительные ощущения.
Одна из лучших гостиниц Москвы – «Лейпциг» – была построена в первой половине XIX века и находилась на углу ул. Петровки и Рождественского бульвара. Дом принадлежал купцу А. Столбкову. Позднее здесь открылась гостиница «Россия», замечательная тем, что в ней в одной из первых было проведено электрическое освещение, и ряд книжных магазинов. Еще одна гостиница располагалась на противоположном углу Петровки, в здании постройки архитектора Баженова. Такое тесное соседство гостиниц, характерное, впрочем, для многих европейских городов даже сегодня, может свидетельствовать о начале «гостиничного бума» в Москве в конце XIX века. Очевидно, высокий спрос подстегивал предпринимателей открывать гостиницы и им подобные заведения, не только строя специальные помещения, но и приспосабливая уже имеющиеся для проживания приезжих. С другой стороны, использование приспособленных помещений косвенно говорит о низкой организации системы обслуживания клиентов, поскольку не позволяет систематизировать и унифицировать процессы уборки помещений, обслуживания и расселения. Гостиницы, появившиеся на волне высокого спроса, легко перестраивались, в случае необходимости, под очередное конъюнктурное новшество – ресторан, кафе, кинотеатр. Все эти превращения претерпел вышеуказанный «дом Баженова» на Петровке: гостиница была заменена рестораном, в начале XX века здесь находился кинотеатр «Мефистофель», затем знаменитое кафе «Трамбле» и фотография «Паола». В сороковых годах дом был снесен.
Респектабельная Ильинка не была «богата» на гостиницы, на ней размещались в основном банки, биржа, магазины, здесь же находились Верхние и Средние торговые ряды. В 1875 году коллекция торговых и банковских зданий была «разбавлена» гостиницей – по проекту архитектора Скоморошенко было возведено Троицкое подворье с трактиром и гостиницей.
Гостиницы, меблированные комнаты настолько тесно примыкали друг к другу в центре Москвы, что на старинных открытках попадали зачастую на один снимок, при этом «за кадром» оставалось значительное количество подобных заведений, не представлявших интереса с художественной точки зрения. Так, на Никольской, знаменитой своим «Славянским базаром», находились и другие гостиницы: ближе к Красной площади располагалось Алексеевское торговое подворье с гостиницей и трактиром. Недалеко, в Ипатьевском переулке (рядом с Гостиным двором), находилось здание Варваринского акционерного общества с гостиницей и меблированными комнатами (построено в 1891 году по проекту архитектора Клейна).
Меблированные комнаты, которых, как уже упоминалось в путеводителе по Москве, было множество, концентрировались в районах повышенного спроса: в богатых деловых кварталах их было меньше, чем в разночинских районах, знамениты были меблированные комнаты «Россия» на Страстной площади. Множество дешевых меблированных комнат находилось на Моховой улице, рядом со зданием Московского университета. Это не удивительно, ведь основной контингент этих комнат студенты и абитуриенты. Однако соседство у студентов было весьма респектабельным: в доме № 21 по Моховой (бывший музей Калинина) находилась одна из лучших гостиниц того времени – «Петергоф». Она примечательна тем, что в 1905 году в ней останавливался А. Горький, а его номер стал одной из баз народных дружин во время московских событий 1905 г. Другой центр революционной борьбы 1905 года располагался в гостинице «Люкс» на Тверской, там, где сейчас находится гостиница «Центральная». Гостиницы, построенные в последней четверти XIX века, принимали европейский вид как внешне (с архитектурной точки зрения), так и внутренне (обслуживание и оснащение). Номерной фонд делился на номера различной категории: люксы состояли из четырех и более комнат, обязательной принадлежностью была ванная комната (водопровод был пущен в Москве в 1892 году, в том же году начаты работы по проведению канализации, закончившиеся в 1898 г.; тогда были охвачены все центральные районы города). Стоимость люксов доходила до 40 рублей в сутки в гостиницах первого класса (для сравнения, на эти деньги можно было месяц жить и питаться в городе, снимая трехкомнатную квартиру «со столом»). На противоположном конце «ценового ряда» были ночлежные дома, стоимость ночлега в которых составляла 5 копеек за ночь. Номер в средней гостинице обходился примерно в три рубля с человека в сутки. Стандартный номер (двухместный, одноместный) по оборудованию примерно соответствовал современным с тем различием, что не имел ванной комнаты, а располагал умывальным столиком в углу (воду приносил обслуживающий персонал), камином или голландской печью для отопления (центральное отопление стало распространяться после 1879 года, когда появились первые отапливаемые и освещаемые торговые помещения).
Но, конечно главной гостиницей Москвы на рубеже ХIХ и ХХ веков по праву считается гостиница «Метрополь». Своим рождением отель обязан известному меценату С. И. Мамонтову, который для ее возведения собрал талантливых молодых художников и архитекторов: Врубеля, Валькотта, Кекушева, Чехонина. Здание, несмотря на пожары и изменения и по сию пору является одной из достопримечательностей нашей столицы.
Здание построено в модном в то время стиле «модерн», его украшением являются знаменитые майоликовые панно, барельефы, башенки, ажурные решетки и стеклянные купола «Метрополь» был оснащен по последнему слову техники: холодильники, лифты, телефоны, горячая вода, – редкость для того времени. Изысканная публика заполняла роскошные номера и рестораны «Метрополя». В кабинетах «Метрополя» заключали миллионные сделки крупные российские промышленники Морозов и Рябушинский. Часто в «Метрополь» заезжали поужинать люди искусства: В. Брюсов, З. Комиссаржевская, С. Рахманинов, мощный бас Шаляпина сотрясал стеклянный купол ресторана: «Эх, дубинушка, ухнем...».
В 1917 году «Метрополь» с его утонченной архитектурой, с роскошными номерами и ресторанами, превратился в военный объект. Он стал центром ожесточенных боев между юнкерами, верными Временному правительству, и отрядами революционной Красной гвардии. Не выдержав артобстрела, юнкера отступают, и приходят новые хозяева – суровые люди в черных кожанках. Теперь «Метрополь» называется Вторым Домом Советов, где неоднократно выступает В. И. Ленин, живут и работают большевики: Г. Чичерин, Я. Свердлов, Н. Бухарин... В годы НЭПа в Москве опять появляются солидные зарубежные гости, и «Метрополю» возвращают прежний статус – отель высшего разряда. Здесь останавливались Б. Шоу, Б. Брехт и другие известные иностранцы.
Советские граждане попадали в «Метрополь» нечасто, даже большая часть ресторанов и баров была, как тогда называли, «валютной».
Шли годы, Москва росла и строилась, а «Метрополь» старел и ветшал, и в 1986 году его закрыли на ремонт. Решено было восстановить гостиницу по старым эскизам и чертежам и в то же время оборудовать по последнему слову техники: спутниковая связь, кондиционеры, компьютеры, огромный конференц-зал, бизнес-центр, сауна, бассейн, тренажерный зал – все это было вписано в старинные интерьеры гостиницы...