slogan.png

Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

История гостеприимства - Развитие гостиничной индустрии в России конца XIX века

Развитие гостиничной индустрии в России конца XIX века

 

Конец XIX века начал новую страницу в гостиничной летописи: именно в это время получают распространение величественные каменные здания, возведенные специ­ально для гостиниц, которые дол­жны были соответствовать статусу города, служить его украшению и процветанию.

В 1882 году на прилавках книжных магазинов появилась новая книга «Москва и ея окрестности», предназначенная прежде всего для приезжих и носившая утилитарный характер. Приведем цитату из этого произведения, где описыва­ется интересующий нас предмет: «Поезд пошел тише; еще две-три минуты, и он, сделав несколько последних движений, остановился у дебаркадера. Первою заботой путешественника – выбор гостини­цы, если у него нет родных или знакомых, у которых он заранее предположил остановиться...». К первоклассным гостиницам Москвы принадлежат: «Дюссо» близ Театральной площади, «Славянский базар» на Никольской, «Дрезден» близ Тверской, «Париж» на углу Тверской и Охотного ряда, «Лоскутная» на Тверской. К второклассным принадлежат «Гранд-отель» на Сретенке, «Европа» против Малого театра, Ечкина на Трубе, бывшая Кокорева на набережной Москвы-реки, «Берлин» на Рождественке. О третьеклассных и так называемых меблированных комнатах мы здесь не говорим: на каждой улице Москвы их по нескольку штук, все они по большей части содержатся плохо, а ценами подчас не уступают второклассным гостиницам...

Из семи первоклассных московских гостиниц шесть находились на Тверской улице: «Англия», «Германия», «Север», «Дрезден», «Париж» и гостиница Шевалдышева. Все эти гостиницы (исключая здание, заня­тое «Дрезденом») были снесены в ходе реконструкции Тверской улицы в 1935–1937 годах. Гостиница «Дрезден», занимавшая д. № 6 по Тверской улице, была в ходе той же реконструкции передвинута, надстроена и превращена в жилой дом.

История московских гостиниц неожиданно открывается на старин­ных фотографиях столичных улиц: фотограф запечатлел городской быт конца XIX века с присущими ему чертами, а комментарии к фотосним­кам позволяют словесно дополнить зрительные ощущения.

Одна из лучших гостиниц Москвы – «Лейпциг» – была построена в первой половине XIX века и находилась на углу ул. Петровки и Рож­дественского бульвара. Дом принадлежал купцу А. Столбкову. Позднее здесь открылась гостиница «Россия», замечательная тем, что в ней в одной из первых было проведено электрическое освещение, и ряд книжных магазинов. Еще одна гостиница располагалась на противопо­ложном углу Петровки, в здании постройки архитектора Баженова. Та­кое тесное соседство гостиниц, характерное, впрочем, для многих ев­ропейских городов даже сегодня, может свидетельствовать о начале «гостиничного бума» в Москве в конце XIX века. Очевидно, высокий спрос подстегивал предпринимателей открывать гостиницы и им подобные заведения, не только строя специальные помещения, но и приспосабливая уже имею­щиеся для проживания приезжих. С другой стороны, использование приспособленных помещений ко­свенно говорит о низкой органи­зации системы обслуживания клиентов, поскольку не позволяет систематизировать и унифициро­вать процессы уборки помеще­ний, обслуживания и расселения. Гостиницы, появившиеся на вол­не высокого спроса, легко пере­страивались, в случае необходи­мости, под очередное конъюнк­турное новшество – ресторан, ка­фе, кинотеатр. Все эти превращения претерпел вышеуказанный «дом Баженова» на Петровке: гостиница была заменена рестораном, в начале XX века здесь находился кинотеатр «Мефистофель», затем знаменитое кафе «Трамбле» и фотография «Паола». В сороковых годах дом был снесен.

Респектабельная Ильинка не была «богата» на гостиницы, на ней размещались в основном банки, биржа, магазины, здесь же находились Верхние и Средние торговые ряды. В 1875 году коллекция торговых и банковских зданий была «разбавлена» гостиницей – по проекту архитектора Скоморошенко было возведено Троицкое подворье с трактиром и гостиницей.

Гостиницы, меблированные комнаты настолько тесно примыкали друг к другу в центре Москвы, что на старинных открытках попадали зачастую на один снимок, при этом «за кадром» оставалось значительное количест­во подобных заведений, не представлявших интереса с художественной точки зрения. Так, на Никольской, знаменитой своим «Славянским базаром», находились и другие гостиницы: ближе к Красной площади располагалось Алексеевское торговое подворье с гостиницей и трактиром. Недалеко, в Ипатьевском переулке (рядом с Гостиным двором), находилось здание Варваринского акционерного общества с гостиницей и меблированными комнатами (построено в 1891 году по проекту архитектора Клейна).

Меблированные комнаты, которых, как уже упоминалось в путево­дителе по Москве, было множество, концентрировались в районах по­вышенного спроса: в богатых деловых кварталах их было меньше, чем в разночинских районах, зна­мениты были меблированные комнаты «Россия» на Страстной площади. Множество дешевых меблированных комнат находи­лось на Моховой улице, рядом со зданием Московского универси­тета. Это не удивительно, ведь основной контингент этих комнат студенты и абитуриенты. Однако соседство у студентов было весьма респектабельным: в доме № 21 по Моховой (бывший музей Калинина) находилась одна из лучших гостиниц того времени – «Петергоф». Она примечательна тем, что в 1905 году в ней оста­навливался А. Горький, а его но­мер стал одной из баз народных дружин во время московских со­бытий 1905 г. Другой центр рево­люционной борьбы 1905 года рас­полагался в гостинице «Люкс» на Тверской, там, где сейчас нахо­дится гостиница «Центральная». Гостиницы, построенные в по­следней четверти XIX века, принимали европейский вид как внешне (с архитектурной точки зрения), так и внутренне (обслуживание и оснащение). Номерной фонд делил­ся на номера различной категории: люксы состояли из четырех и бо­лее комнат, обязательной принадлежностью была ванная комната (во­допровод был пущен в Москве в 1892 году, в том же году начаты рабо­ты по проведению канализации, закончившиеся в 1898 г.; тогда были охвачены все центральные районы города). Стоимость люксов доходи­ла до 40 рублей в сутки в гостиницах первого класса (для сравнения, на эти деньги можно было месяц жить и питаться в городе, снимая трехкомнатную квартиру «со столом»). На противоположном конце «ценового ряда» были ночлежные дома, стоимость ночлега в которых составляла 5 копеек за ночь. Номер в средней гостинице обходился примерно в три рубля с человека в сутки. Стандартный номер (двух­местный, одноместный) по оборудованию примерно соответствовал современным с тем различием, что не имел ванной комнаты, а располагал умывальным столиком в уг­лу (воду приносил обслуживаю­щий персонал), камином или гол­ландской печью для отопления (центральное отопление стало распространяться после 1879 года, когда появились первые отапли­ваемые и освещаемые торговые помещения).

Но, конечно главной гостиницей Москвы на рубеже ХIХ и ХХ веков по праву считается гостиница «Метрополь». Своим рождением отель обязан известному меценату С. И. Мамонтову, который для ее возведения собрал талантливых молодых художников и архитекторов: Врубеля, Валькотта, Кекушева, Чехонина. Здание, несмотря на пожары и изменения и по сию пору является одной из достопримечательностей нашей столицы.

Здание построено в модном в то время стиле «модерн», его украшением являются знаменитые майоликовые панно, барельефы, башенки, ажурные решетки и стеклянные купола «Метрополь» был оснащен по последнему слову техники: холодильники, лифты, телефоны, горячая вода, – редкость для того времени. Изысканная публика заполняла роскошные номера и рестораны «Метрополя». В кабинетах «Метрополя» заключали миллионные сделки крупные российские промышленники Морозов и Рябушинский. Часто в «Метрополь» заезжали поужинать люди искусства: В. Брюсов, З. Комиссаржевская, С. Рахманинов, мощный бас Шаляпина сотрясал стеклянный купол ресторана: «Эх, дубинушка, ухнем...».

В 1917 году «Метрополь» с его утонченной архитектурой, с роскошными номерами и ресторанами, превратился в военный объект. Он стал центром ожесточенных боев между юнкерами, верными Временному правительству, и отрядами революционной Красной гвардии. Не выдержав артобстрела, юнкера отступают, и приходят новые хозяева – суровые люди в черных кожанках. Теперь «Метрополь» называется Вторым Домом Советов, где неоднократно выступает В. И. Ленин, живут и работают большевики: Г. Чичерин, Я. Свердлов, Н. Бухарин... В годы НЭПа в Москве опять появляются солидные зарубежные гости, и «Метрополю» возвращают прежний статус – отель высшего разряда. Здесь останавливались Б. Шоу, Б. Брехт и другие известные иностранцы.

Советские граждане попадали в «Метрополь» нечасто, даже большая часть ресторанов и баров была, как тогда называли, «валютной».

Шли годы, Москва росла и строилась, а «Метрополь» старел и ветшал, и в 1986 году его закрыли на ремонт. Решено было восстановить гостиницу по старым эскизам и чертежам и в то же время оборудовать по последнему слову техники: спутниковая связь, кондиционеры, компьютеры, огромный конференц-зал, бизнес-центр, сауна, бассейн, тренажерный зал – все это было вписано в старинные интерьеры гостиницы...