slogan.png

Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

История гостеприимства - Гостеприимство в Древней Руси и средневековой России

Гостеприимство в Древней Руси и средневековой России

 

Гостиничное дело в России возникло с появлением и развитием потребностей людей в общении, становлением торговых отношений с соседними государствами, необходимостью совер­шения всевозможных поездок.

С XI века в древнерусском языке прочно закрепляется слово «гость», означающее «приезжий купец». Именно зарубежные купцы, временно оказавшиеся в древнерусских княжествах, нуж­дались в объектах временного проживания. Путешествиям «ино­странных гостей» придавалось на Руси большое значение. Так, киевский князь Владимир Мономах в своем «Поучении» давал наставление своим сыновьям хорошо принимать «гостей», забо­титься о них и следить, чтобы «никакой нужды ни в чем они не имели». Он вполне справедливо полагал, что эти «мимоходящие» люди могут разнести по свету любые вести о стране и о князе.

В эпоху раннего Средневековья (в домонгольское время) Русь вела торговлю с рядом стран Европы, Ближнего и Среднего Востока, а также Средиземноморья.

Почти во всех летописях отдается должное гостеприимству славян. Как пишет русский историк Н. М. Карамзин, «всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с ласкою, угощали с радостию, провожали с благословением и сдавали друг другу на руки. Хозяин ответствовал народу за безопасность чуземца, и кто не умел сберечь гостя от беды или неприятности, тому мстили соседи за сие оскорбление, как за собственное. Славянин, выходя из дому, оставлял дверь отворенную и пищу готовую для странника. Купцы, ремесленники охотно посещали славян, между которыми не было для них ни воров, ни разбойников; но бедному человеку, не имевшему способа хорошо угостить иностранца, позволялось красть все нужное для того у соседа богатого: важный долг гостеприимства оправдывал и самое преступление».

Прочные традиции культурного наследия закрепились в быту Древней Руси. От отца к сыну передавались «словеса душеполезные», заветы и наставления молодым, как жить, «как себя блюсти». В древнерусской рукописной книге, в «Изборнике 1076 г.», можно найти «Слово некоего отца к сыну своему» – в нем родитель обучает свое чадо жизни праведной и смиренной. Здесь же есть и другие тексты нравственно-поучительного содержания.

Среди них особый интерес вызывает поучение Василия Великого «Как подобает человеку быти». Религиозно-этический характер подобных текстов обусловливает их особый стиль, когда наставления даются с позиций непририкаемого авторитета, вобравшего в себя всю жизненную мудрость.

Примерно с середины XI в. на Руси представители знатных родов, отцы семейств, умудренные жизненным опытом, давали советы, которыми, осмысливая пережитое ими, напутствовали своих детей. Одним из значительных памятников этого периода является «Поучение» Владимира Мономаха, написанное им незадолго до смерти. С именем Владимира Мономаха связаны блестящие победы и на поле боя, и в дипломатических сферах. «Поучение», адресованное детям князя, охватывает широкий круг вопросов. Оно построено по определенному плану. Во вступлении князь Владимир обращается к детям с характерным для русского писателя самоунижением.

Наставления даются детям не для беспрекословного исполнения, а как советы, наставления старшего по возрасту, и дело каждого принять их по своему усмотрению. Наряду с советами как управлять государством, «Поучение» содержит и нравственные рекомендации – как должны вести себя юноши. Владимир Мономах ссылается на слова известного церковного мыслителя Василия Великого, который, наставляя юношей говорил, что должно иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу короткую и соблюдать слово Господне:

«Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любови иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать к низу, а душу ввысь, избегая суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, не во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим пользу принести, от Бога на воздание пусть надеется и вечных благ насладиться».

Подобное кроткое, смиренное поведение в обществе надо сочетать, как поучал Владимир Мономах, с трудолюбием и гостеприимством. В своем наказе сыновьям он рекомендовал хорошо принимать иностранных купцов, или «гостей», как их тогда называли. Моральные наставления, практические советы, как править государством, как усердно, без лени трудиться, храбро воевать – все это, подкрепленное примерами из личной жизни царя, полной забот и тревог о родной земле и ее сыновьях, делает «Поучение» важнейшим документом истории становления российской бытовой культуры.

С XI века в древнерусском языке прочно закрепляется слово «гость», означающее «приезжий купец». Именно зарубежные купцы, временно оказавшиеся в древнерусских княжествах, нуж­дались в объектах временного проживания. Путешествиям «ино­странных гостей» придавалось на Руси большое значение. Так, киевский князь Владимир Мономах в своем «Поучении» давал наставление своим сыновьям хорошо принимать «гостей», забо­титься о них и следить, чтобы «никакой нужды ни в чем они не имели». Он вполне справедливо полагал, что эти «мимоходящие» люди могут разнести по свету любые вести о стране и о князе.

В эпоху раннего Средневековья (в домонгольское время) Русь вела торговлю с рядом стран Европы, Ближнего и Среднего Востока, а также Средиземноморья.

В ХV–ХVI вв. обычаи гостеприимства были закреплены в другом памятнике русской бытовой культуры, в «Домострое».

В «Домострое» даются и рекомендации хозяину дома и его домочадцам, как надо встречать и потчевать гостей. «Если случится приветить приезжих людей, торговых ли, или иноземцев, иных гостей, званных ли, Богом ли данных: богатых или бедных, священников или монахов, – то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. С любовью и благодарностью ласковым словом каждого из них почтить, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с добрым приветом, а иным и послать чего-нибудь, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать».