slogan.png

Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

История туризма - Туризм эпохи Средневековья

Туризм эпохи Средневековья. Значение крестовых походов.

 

Начало Средневековья ознаменовалось «великим переселени­ем народов». На европейскую территорию вторглись гунны. Римс­кая империя пыталась регулировать этот процесс. С некоторыми народами заключали договоры, позволявшие тем селиться на тер­ритории империи, где для них выделялись казенные или отторгну­тые от больших поместий земли в соответствии с законами о гос­теприимстве: бургунды, вестготы. Эти миграционные процессы были столь масштабны, что им уделили внимание в своих трудах Иордан и Тацит, Прокопий Кесарийский и Маврикий. Они продолжались на протяжении нескольких столетий и окончились только к XIII в.

Римская империя все больше узнавала о варварах. Римский историк Тацит отмечал, что «ни один народ не является таким щед­рым в гостеприимстве, как германцы. Считается грехом отказать кому-либо из смертных в приюте, каждый угощает лучшими ку­шаньями, сообразно своему достатку, когда угощения не хватает, то тот, кто сейчас был хозяином, делается указателем пристани­ща и спутником, и они идут в ближайший дом без всякого при­глашения, и это ничего не значит. Обоих принимают с одинако­вой сердечностью. По отношению к праву гостеприимства никто не делает различия между знакомым и незнакомым. Если, уходя, гость чего-нибудь потребует, то обычай велит предоставить ему эту вещь. Также просто можно потребовать чего-нибудь, в свою очередь, и от него. Они любят подарки, но ни данный подарок не ставится себе в заслугу, ни полученный ни к чему не обязывает. Отношения между хозяином и гостем определяются взаимной предупредительностью». Благодаря различным формам походов: воен­ных торговых, дипломатических, а также миграционному процессу в виде великого переселения народов продолжали развивать­ся и совершенствоваться в средневековье многочисленные контакты между народами, благотворно влияя на общее поступательное развитие.

Паломничество и крестовые походы.

В эпоху Средневековья покровителями странствующих и путе­шествующих становятся волхвы: Бальтазар, Мельхиор и Каспар, совершившие в свое время небывалое, поистине священное странствие, пришедшие на поклонение явившемуся в мир Младенцу Иисусу. В эпоху Великих географических открытий их заступниче­ства и помощи просили мореплаватели и миссионеры. Они стали почитаться христианами со II–III вв.

Паломничество в средние века получило широкое распростране­ние. Странствия пилигримов в Палестину начались уже в III–IV вв. При императоре Константине были построены храмы в Иеруса­лиме, в частности над Гробом Иисуса.

В IV в. паломничество в Святую Землю сделалось настолько массовым явлением, что и среди самих паломников оно часто стало восприниматься просто как «зарубежный туризм». Это потребовало введения ограничений на данный вид странствий со стороны церкви. Известны по этому поводу выступления св. Григория Нисского, указывавшего на злоупотребления и опасности странствований на богомолье в Иерусалим. В одном из своих писем он провозглашал: «Христос и Святой Дух не обитают в одном месте более, нежели в другом.

По мере распространения христианства в Европе все больше появлялось желающих посетить Палестину. Уже в V в. для палом­ников, следовавших из Галлии, был составлен маршрут, или дорожник, который служил им путеводителем от берегов Роны и Дордоны до реки Иордан. В VI в. из Пьяченцы совершил стран­ствие в Святую Землю св. Антонин с большим количеством своих почитателей. После этого путешествия был составлен еще один дорожник, носящий его имя и обстоятельно описывавший Свя­тую Землю.

В VII в. при халифе Омаре Иерусалим был захвачен мусульма­нами. Но это не остановило паломничества.

Наиболее благоприятные условия для паломничества сложи­лись во времена правления халифа из династии Аббасидов – Гаруна аль-Рашида (786–809). В это время в Иерусалиме по указу Карла Великого был построен специальный странноприимный дом для паломников. В IX в. по воспоминаниям французского монаха Бернарда, это странноприимное учреждение состояло «из двенадцати домов или гостиниц; тут для паломников была открыта библиотека, как и в других странноприимных домах, ос­нованных в Европе Карлом Великим. В пользовании этого благо­честивого учреждения были поля, виноградники и сад, располо­женный в долине Иосафатовой».

Начиная с IX в. паломничество стало налагаться в виде публичной кары и средства к искуплению вины. В 868 г. знатный и богатый бретонец Фротмонд, убивший своего дядю и одного из братьев, был присужден на трехразовое «путешествие» в Святую Землю для получения полного искупления своих грехов. В XI в. католическая церковь заменила паломничеством цер­ковное покаяние. Согрешившие осуждались оставить отечество и должны были скитаться, подобно Каину. Но такая форма покаяния вполне соответствовала деятельному и беспокойному харак­теру западноевропейских народов. Надо отметить, что паломни­чество существовало и поощрялось всеми религиями, начиная с глубокой древности. Оно является одной из сторон внутренней мотивации туризма и близко самым естественным чувствам че­ловека, помноженным на религиозный порыв. В Средневековье не было страны в Европе, которая бы не имела «своего» мучени­ка или апостола, к которому обращались за помощью и поддерж­кой люди.

Странствия с миссионерскими целями, наоборот, всячески поощрялись. Одним из первых миссионеров, распространявших христианство еще в IV в. в европейских странах, был Мартин Турский. Начав проповедническую деятельность в районах северо-за­падной Галлии, он затем отправился в Британию. Там его дея­тельность была настолько успешна, что многие бритты, став хри­стианами, в свою очередь занялись миссионерской деятельностью. Они распространили христианство в Ирландии и далее, вплоть до Исландии.

В Ирландии начинают основываться монастыри, которые со временем превращаются в крупнейшие европейские культурные центры. В IV–VIII вв. ирландская церковь по уровню культуры занимала лидирующее положение в Европе, храня достояние ан­тичности. В школах при монастырях изучался греческий язык. Монахи читали, переводили и переписывали про­изведения латинских поэтов и прозаиков. Многие из ирландских монахов стали основными проповедниками христианства, а также и культурных достижений на материковой Европе. Наиболее прославленным из них является св. Колумбан, живший на рубеже VI–VII вв. Колумбан был очень образованным человеком. Главным его жела­нием было «странствовать за Христа». И, подобно Христу, он пустился в путь с двенадцатью товари­щами-монахами. Первый монастырь был им создан в 575 г. в пу­стынных Вогезах. Он как миссионер путешествовал по Галлии, Алеманнии и Лангобардии, основывая монастыри. Наиболее известным и крупным культурным центром становится монастырь недалеко от Генуи – Боббио. Сюда стекалось огромное количество палом­ников. Известно, что в обязанности части монахов стал входить прием гостей и паломников.

Уже в раннее Средневековье паломничество к святым мощам носило массовый характер. Со временем объектами поклонения паломни­ков становятся гробницы епископов.

В Византии первые итинерарии (путеводители) для пилигримов, написанные на греческом языке, относят ко второй полови­не VIII в. Самый ранний из них – «Повесть Епифания Агиополита о Сирии и Св. Граде». На всем протяжении своего труда Епифаний следует определенной целевой установке – дать в руки других паломников предельно краткий и информативный путево­дитель «по святым местам». Он достаточно редко выходит за рам­ки церковно-исторической и библейско-евангельской тематики. Стиль его предельно лаконичен. Все его указания отличаются боль­шой точностью, по всей вероятности, во время своего путеше­ствия он вел дневниковые записи.

В XII в. византийским паломником Иоанном Фокой составля­ется еще один итинерарии. Он озаглавлен «Краткое сказание о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, а также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины». Автор в молодые годы был воином, потом стал священником, предпринял путешествие в Святую Землю. По возвращении он решил описать свои палом­нические впечатления, при этом не предполагая, что его сочине­ние будет использоваться как путеводитель. Он предназначал свой труд «тем, которые сами не видели этих прекрасных мест, а слу­чайно от кого-либо слыхали о них, так как мое изложение дает, я думаю, более ясное о них представление, да и видевшим доста­вит кое-какое удовольствие; ибо, на что с удовольствием смотре­лось, о том приятно и послушать». Особенно Иоанну Фоке удавались описания памятников ис­кусства и пейзажей. Иногда даже он позволял себе запечатлеть поразивший его воображение ландшафт, не содержащий сакраль­ных достопримечательностей.

Мотивация паломничества была разной. Это могла быть и бла­годарность Всевышнему после одержанной победы, выздоровле­ния или избежания опасности. Иногда поводом для похода было сновидение или явление во время сна. Некоторые родители еще в колыбели предназначали детей к богомолью. Когда те вырастали, они вынуждены были совершить паломничество. Пилигримов при­нимали везде и вместо платы за проживание просили, чтобы они молились за хозяев. Странники часто не имели никакой другой «защиты», кроме креста, и путеводителями своими считали анге­лов, «которым Бог предписал охранять детей своих и наставлять их на всех их путях».

Следующей после паломничества заслугой считалась помощь паломникам. Для приема странников устраивались гостиницы – госпитали (hospes). Они располагались в самых разных местах: и по берегам рек, и на вершинах гор, и в многолюдных городах, и в пустынных местностях. В XI в. особенно славился своим приемом паломников, следующих из Бургундии в Италию, монастырь на горе Денисе. И в Венгрии, и в малоазийских государствах пили­гримы всегда считались привилегированными лицами среди про­чих христиан.

Особую «сервисную службу» для паломников представлял со­бой рыцарский Орден госпитальеров (иоаннитов). Он берет свое начало от госпиталя, расположенного в Иерусалиме при монастыре Девы Марии, где еще задолго до арабских завоеваний принимали и лечили пилигримов, пришед­ших в Святую Землю.

Первоначальной задачей братства была помощь больным, па-зимникам и купцам, а также защита паломников от разбоя не­верных, что и вызвало боевой дух рыцарей этого Ордена. Особо славились среди пилигримов гостиницы, расположенные прямо против Гроба Господня. Но постепенно госпитальерами была создана целая сеть гостиниц в городах и местечках не только Святой Земли, но и по всему Ближнему Востоку, в паломнических центрах. Госпитальеры называли странствующих «господами», а себя, их «слугами». Часто они помогали путешественникам деньгами. Известны случаи, когда в Иерусалиме госпитальеры приносили

Дневную выручку в гостиницы, оставляя ее паломникам.

Но постепенно на первое место стали все больше выдвигаться военные цели, помощь паломникам стали оказывать лишь отдельные рыцари Ордена. В 1259 г. римский папа даже специальным указом утвердил три вида членов Ордена: рыцари, священники и братья-госпитальеры.

Паломнический «туризм» был необыкновенно прибыльным. У Ордена было множество земельных владений, полученных, главным образом, в результате дарений, как на Востоке, так и в Европе: во Франции, Италии, Англии, Германии, Кастилии и Арагоне. Защитой паломников занимались и другие рыцарские ордена, например, Орден тамплиеров.

По окончании своего странствия в Святую Землю странник приобретал особую святость, его отправление, как и возвраще­ние, сопровождалось определенными церковными обрядами. Паломником мог стать не каждый. Для этого требовалось не только согласие родственни­ков, но и дозволение своего епископа. Священнослужители до­тошно интересовались жизнью и нравами будущего паломника. Главное, что их интересовало, – «не вследствие ли пустого любо­пытства видеть чужие страны» собирается верующий в это путе­шествие.

Паломнику выдавался паспорт, которым его рекомендо­вали духовным и светским властям, а также всем христианам.