slogan.png

Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Петербург - Нарвская застава

Нарвская застава

 

Станция метро «Балтийская» выходит на Балтийский вокзал (1857). В десяти минутах от него находится недействующий Варшавский вокзал (1860), изуродованный внутри и снаружи обосновавшимся здесь торгово-развлекательным комплексом «Варшавский экспресс». Рядом с Варшавским вокзалом — церковь Воскресения Христова, в архитектуре которой сочетаются черты модерна и традиции русского церковного зодчества. Она принадлежала Всероссийскому Александро-Невскому обществу трезвости и была центром борьбы с пьянством — бичом близлежащего рабочего района.

Оба вокзала выходят на Обводный канал — прилегающие к нему районы издавна имеют в Петербурге репутацию трущоб. Мощь и жуть пролетарской окраины особенно зримы, если идти по каналу от вокзалов налево, на запад. Впечатляет, в частности, монументальный комплекс главного отечественного производителя галош — Российско-американской резиновой мануфактуры, ныне фабрики «Красный треугольник» — огромное мрачное строение из покрытого вековой грязью красного кирпича (наб. Обводного канала, 136–138).

Станция метро «Нарвская» выходит на площадь Стачек, названную так в память стачечного движения рабочих Нарвской заставы — обширного промышленного района с самым большим в городе Путиловским (ныне Кировским) заводом. В память Отечественной войны 1812 года на въезде в город были сооружены триумфальные ворота. Возвращавшаяся после двухлетней войны из побежденной Франции русская гвардия прошла тогда через деревянную триумфальную арку. Нынешние Нарвские триумфальные ворота создал в 1834 году архитектор Василий Стасов. На колонне высечены названия полков и частей, принимавших участие в Наполеоновских войнах, и названия семи важнейших битв. Шестерка коней, несущих на воротах колесницу Марса, отлита по проекту Петра Клодта.

9 января 1905 года на площади Стачек была расстреляна часть рабочей процессии, направлявшейся к Зимнему дворцу, чтобы вручить императору петицию о своих нуждах. На площади находился и священник Григорий Гапон, организатор шествия, ставшего Кровавым воскресеньем. Для большевиков место было сакральным, поэтому в 1920–1930-е площадь решили украсить большим архитектурным ансамблем в стиле конструктивизма. Рядом со станцией метро — Кировский универмаг и фабрика-кухня на 15000 обедов в день (1931) и Дворец культуры имени Горького (архитекторы Александр Гегелло и Давид Кричевский, 1927). Здесь начинается Тракторная улица, на которой в 1927 году было возведено 16 домов для рабочих. Это был первый в Ленинграде опыт воплощения идеи города-сада: в домах нет закрытых дворов, свободные пространства превращены в скверы. На другой стороне проспекта Стачек, напротив Тракторной улицы, образцовая Школа имени 10-летия Октябрьской революции (1927). Два корпуса здания образуют в плане серп и молот. В серпе — старшие классы, в молоте — младшие. В высокой башне помещается школьная обсерватория. К западу от площади Стачек — запущенный, но оттого еще более живописный Екатерингофский парк, единственная уцелевшая часть усадьбы, заложенной Петром для Екатерины I.

Дальше к югу проспект Стачек вливается в Кировскую площадь с памятником вождю ленинградских большевиков Сергею Мироновичу Кирову (скульптор Николай Томский). По периметру постамента расположены барельефы. Их темы: цитата из речи Кирова, счастливое детство ленинградских детей, рабочие у станков, Киров на Гражданской войне. За памятником и партерным сквером — здание Кировского райсовета, ныне районная администрация (архитектор Ной Троцкий, 1934). Здание состоит из трех объемов: низкого вытянутого главного корпуса, примыкающего к нему цилиндрического помещения и 50-метровой башни.

За Кировской площадью имеются еще два любопытных объекта. Дом №45 по проспекту Стачек — дача Екатерины Дашковой, ближайшей подруги Екатерины II, ключевой фигуры государственного переворота 1762 года, президента Российской академии. Дача первоначально называлась Кирьяново, по имени святых Кира и Иоанна, — именно в день этих святых, 28 июня 1762 года, Алексей Орлов и Екатерина Дашкова привезли Екатерину из Петергофа в Петербург, где она провозгласила себя императрицей. Дача, построенная, скорее всего, Джакомо Кваренги в 1780-е годы и служащая теперь Дворцом бракосочетаний, открывает цепь императорских и великокняжеских резиденций, которая тянется до самого Ораниенбаума.

Второй объект — детский Парк имени 9 января, вокруг которого в 1920-х установили решетку (архитектор Роман Мельцер, 1901), перенесенную от Зимнего дворца. В свое время эта решетка получила Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Выкованные из мягкой листовой стали прихотливо изгибающиеся цветы и стебли обрамляли медальоны с двуглавыми орлами и императорскими вензелями. Их, естественно, уничтожили, дабы они дурно не влияли на пролетарских детей. Сейчас решетку медленно восстанавливают.

По красной линии метро любителю сталинской архитектуры следует добраться до станции «Автово». Здесь находится самый пышный из подземных вестибюлей ленинградского метрополитена (архитекторы Евгений Левинсон и Андрей Грушке, 1955). Здесь же можно сесть на маршрутное такси и доехать до одного из самых крупных в городе блошиных рынков.