Аптекарский и Петроградский острова разделяет речка Карповка. От станции метро «Петроградская» — пять минут ходу. Идти лучше по Каменноостровскому проспекту на север, мимо дома эмира Бухарского Сеид-Алима (№44б), который Степан Кричинский выстроил восточному владыке в духе палладианской архитектуры. Особенно примечательны двор и высокая лоджия. Все это великолепие облицовано желтовато-белым уральским мрамором.
Сразу за Силиным мостом, слева, уже два десятилетия строится гостиница «Северная корона». За ней видны купола Иоанновского женского монастыря, заложенного в 1900 году «всероссийским молитвенником» Иоанном Кронштадтским, а перед стройкой на Каменноостровском стоит двухэтажная вилла Покотиловой, построенная в 1909 году. Это стилизация под итальянскую архитектуру XVII века; на двух боковых ризалитах воспроизведены горельефы итальянского скульптора Луки делла Роббиа из флорентийского собора.
С Каменноостровского надо свернуть направо и идти по набережной Карповки, вдоль аллеи тополей, посаженных еще в 1898 году. Застройка здесь сплошь начала XX века, только дом №23 — современная стилизация под северный модерн, и довольно искусная. У трехэтажной старой трамвайной подстанции набережная Карповки раздваивается; дугу реки срезает по хорде коротенькая улица Литераторов. Она начинается двухэтажным домиком №19, построенным в 1905 году под богадельню для престарелых и неимущих писателей (отсюда и название улицы). В этом доме прожил большую часть жизни великий русский символист Павел Филонов, здесь он умер в блокаду от голода. Следующий дом, №21, особняк в стиле модерн, построен в 1905 году для чиновника и предпринимателя Молчанова. В окнах второго этажа сохранились витражи на темы «Калевалы». На башенке стилизованное изображение ключа, знака камергера (Молчанов носил это придворное звание). Дом Молчанов строил для своей гражданской жены — известной стервы и великой актрисы Марии Савиной (он у нее был уже четвертым мужем).
По правой стороне улицы Литераторов идет ажурная каменная ограда двора Первого дома Ленсовета, одного из лучших памятников советского конструктивизма. Раскрытое в сторону реки шестиэтажное здание с криволинейным центральным корпусом и двумя боковыми, примыкающими к главному под разными углами, сооружено в 1935 году архитекторами Левинсоном и Фоминым. В сторону Карповки обращена высокая терраса с фонтаном, цветочными вазами и массивными гранитными скамьями. Дом строился для новой советской знати: 76 отдельных квартир, некоторые — двухуровневые, с внутренними дубовыми лестницами. Встроенная мебель прилагалась. В этом доме родилась и выросла писательница Татьяна Толстая.
Если теперь перейти проспект Медиков и пройти по набережной Карповки мимо еще одного памятника конструктивизма — увенчанной башенкой с часами скругленной главной проходной завода «Ленполиграфмаш» (1938), вы выйдете к Ботаническому саду (вход в оранжереи — только с экскурсией, 234 17 64), разбитому в 1827 году на месте тех самых аптекарских огородов, что дали название всему острову. Настоящий рай здесь — поздней весной: расцветший сад заполняют готовящиеся к сессии студенты Медицинского (он на противоположном берегу реки) и Электротехнического (он примыкает к саду с севера) университетов, а также Химико-фармацевтической академии (к западу от сада); последняя — alma mater нынешней хозяйки Смольного Валентины Матвиенко.
С восточной границы сада — Аптекарской набережной — открывается великолепный вид на индустриальную Выборгскую сторону. Вдоль Большой Невки вытянулись циклопические краснокирпичные заводские корпуса: особенно впечатляет похожая на трехбашенный замок фабрика «Невка». Налево от Ботанического сада по Аптекарской набережной, в глубине участка перед новым доходным домом, небольшой обелиск. В августе 1906 года здесь было совершено покушение на тогдашнего главу мвд и по совместительству председателя Совета министров Петра Столыпина. Трое эсеров-максималистов под видом жандармов проникли на дачу, но были разоблачены еще во дворе (у одного из них отклеился накладной ус) и взорвали себя. При этом погибли еще 29 человек и была тяжело ранена дочь Столыпина. Сам глава правительства не пострадал. Обелиск в память погибших поставили в 1908 году.
По улице Профессора Попова можно вернуться на Каменноостровский проспект. На правой стороне проспекта, в сторону Каменного острова, несколько хрестоматийных памятников архитектуры начала хх века. Дом №61 с деревянными фахтверковыми конструкциями, построенный Федором Лидвалем. Дома №63 и 65 включены решительно во все путеводители по городу и учебники по истории отечественной архитектуры. Это первые образцы русского неопалладианства. Они построены Владимиром Щуко, который в 1930-е вполне органично развился в одного из основоположников сталинского ампира. Проектируя дом №65, известный как дом Маркова, Щуко впервые в России применил для доходного дома прием гигантского ордера — замкнутую систему полуколонн, вытянутых на высоту четырех этажей. Дом №63 примечателен скульптурными барельефами модного скульптора начала XX века В.Кузнецова.
Нечетная сторона Каменноостровского проспекта заканчивается домом №73–75, построенным для жилищного товарищества, как сейчас бы сказали, кондоминиума или кооператива (1914). Декор заимствован из Франции конца XVIII столетия. Этот жилой комплекс изначально отличался комфортом. Здесь к началу Первой мировой уже имелись центральное отопление, горячая вода, мусоропроводы, прачечные, лифты не только на парадных, но и на черных лестницах, и чудо тогдашнего жкх — центральная пылевысасывающая станция. В этом доме Михаил Лозинский перевел «Божественную комедию». Сейчас двор и дом охраняются.
За этим домом начинается Лопухинский сад — пейзажный парк, включающий в себя крохотный фьорд и кусочек некогда обширнейшего парка вельможи начала XIX века, министра юстиции князя Петра Лопухина. После его смерти парк перешел к миллионеру-старообрядцу Василию Громову. Построенная для него дача — единственное уцелевшее на острове деревянное здание.
Огибающая сад улица Академика Павлова ведет к Институту экспериментальной медицины, основанному в 1890 году как русский ответ французскому Институту Пастера и немецкому Институту Коха. Здесь боролись с бешенством, чумой, холерой и прочими бичами человечества. Микробиология в те времена была абсолютно авангардной и страшно модной наукой. Сохранилось главное здание института, построенное в 1892 году. В прелестной маленькой библиотеке, украшенной майоликовым порталом с вещими птицами Сирином и Алконостом, хранится погребальная урна с прахом врача Турчиновича, погибшего при экспериментах с бациллой чумы.
Налево от главного здания — памятник собаке Павлова. Нобелевский лауреат, убивший в ходе экспериментов сотни «друзей человека», инициировал установку скульптурной композиции, отмечающей заслуги лабораторных собак перед человечеством. На высоком пьедестале — бронзовый доберман-пинчер, по периметру — головы овчарки, гончей, сеттера, борзой, бульдога, ищейки, шпица и дворняги, из открытых пастей которых льют водяные струи. Под ними — четыре барельефа, посвященные открытиям, на которые Ивана Петровича натолкнули действия подопытных собак. Надписи составил сам Павлов. Одна из них: «Разломав штукатурку и сделав из нее пористую подстилку, собака показала экспериментатору прием, благодаря которому истекающий из искусственного отверстия поджелудочный сок не разъедает брюхо».