Биржевая площадь, как и многие городские архитектурные ансамбли, строилась в расчете на вид с воды. Раньше тут находился Петербургский торговый порт, и все пространство вокруг занимали приплывшие издалека парусники. Потом водоизмещение судов увеличилось, и порт перенесли в Кронштадт, а в 1885-м — на Гутуевский остров. И сейчас смотреть на Стрелку лучше всего с Троицкого моста, с борта прогулочного кораблика или со стен Петропавловской крепости. Единственное, что может помешать лицезреть архитектурную симфонию, — плавучий фонтан, установленный на деньги городского «Водоканала» прямо в невских волнах перед носом у острова. Летом он музицирует, светится, постоянно меняет форму — в общем, всячески привлекает к себе внимание публики подобно заезжему провинциальному циркачу. На зиму фонтан убирают на чистку, и Стрелка предстает в своей незамутненной красоте.
Ансамбль, задуманный Тома де Томоном, состоит из мощного, похожего на античный храм здания Биржи, двух Ростральных колонн, южного и северного пакгаузов, башен Пушкинского Дома и Кунсткамеры, Дворцового моста через Большую Неву и Биржевого через Малую. Скругленный клин площади с пейзажным сквером вдается в акваторию в том месте, где Нева разделяется на два рукава.
Построенная в 1816 году Биржа при советской власти стала Центральным военно-морским музеем — до того лучшее в России собрание по истории флота находилось в Адмиралтействе. Вероятно, в ближайшем будущем зданию Томона вернут первоначальную функцию, разместив на Стрелке нефтяную биржу, а музей снова будет вынужден переехать. Ростральные колонны, фланкирующие Биржу, прежде служили маяками. До сих пор по специальным случаям в расположенных на их верхних площадках чашах зажигают гигантские факелы. Первые ростры (носы вражеских кораблей) были выставлены на римском форуме в знак победы при Анциуме. С тех пор их приделывают к колоннам, воздвигнутым в честь морских побед. На постаментах петербургских Ростральных колонн — аллегорические изображения четырех российских рек: на той, что ближе к Зимнему дворцу, — Нева и Волхов, на той, что у Биржевого моста, — Волга и Днепр. Прихотливый выбор обусловлен категорией рода: две реки — дамы, две — джентльмены.
В южном пакгаузе (он построен одновременно с Биржей), выходящем на площадь и Университетскую набережную, выставлены чучела и другие экспонаты Зоологического музея, который вместе с Военно-морским (пока он еще здесь) составляет идеальный аттракцион для любознательных школьников. Потому днем на Биржевой площади обычно множество детей. В северном пакгаузе, расположенном на углу Биржевой площади и набережной Макарова, оживление, наоборот, начинается ближе к ночи, когда к клубу Plaza съезжаются джипы и «мерседесы». Клуб вместе с находящимися на другой стороне Малой Невы ресторанами-поплавками «Акварель» и «Летучий голландец» и расположенными в соседнем Таможенном переулке «Старой таможней» и «Рестораном», составляет вокруг Биржи своеобразный развлекательный ансамбль для местных яппи и заезжих командировочных.
За «Плазой», на набережной Макарова, — Институт русской литературы, или Пушкинский Дом, где хранятся рукописи Александра Сергеевича и многих других писателей. Здесь же — историко-литературный музей (посещение только в составе экскурсионной группы, 328 05 02), экспонирующий стулья Гончарова, гусиные перья Тургенева, печатные машинки, на которых зарабатывали свои Сталинские премии классики советской литературы. На фронтоне института — Меркурий, Нептун и Церера, имеющие, как известно, отношение к торговле, а не к словесности. Это легко объяснимо — здание было построено для петербургской таможни.
От Пушкинского Дома можно свернуть налево, на Тифлисскую улицу, почему-то не переименованную большевиками. Справа — неоклассический дом акцизного ведомства, откуда в начале XX века контролировалась вся торговля спиртным в России. Тифлисская улица выводит к построенному Кваренги трехэтажному гостиному двору с открытой галереей первого этажа. Это так называемая Корзухина артель. Ныне здесь исторический и философский факультеты университета.
Пройдя мимо Корзухиной артели, можно попасть на имеющий форму подковы Биржевой проезд, куда выходит западный фасад томоновской Биржи. До начала XX века никакого проезда не было: вплоть до здания Двенадцати коллегий лежала дивная Биржевая площадь со сквером, где круглый год матросы торговали попугаями и обезьянками, а весной, после открытия навигации, тут же продавались первые свежие устрицы. Но в 1904 году Леонтий Бенуа построил в центре площади огромную гинекологическую клинику для лейб-акушера Дмитрия Отта, доктора, принимавшего роды у императриц и великих княгинь. Клиника Отта — ее и сейчас так называют — испортила один из лучших архитектурных ансамблей города.
По Таможенному переулку из проезда можно выйти к Кунсткамере на Университетской набережной. Со времен Анны Иоанновны и до екатерининского царствования здесь размещалась вся русская наука — Академия наук с библиотекой, анатомический театр, музеи и обсерватория. Построено здание по проекту Георга Маттарнови в 1734 году, но некоторые видят в проекте руку великого прусского архитектора Андреаса Шлютера, который, впрочем, умер до начала строительства от перенапряжения — он изобретал вечный двигатель. Трехэтажное здание венчает многоярусная восьмигранная башня со средневековым астрономическим инструментом под названием «армиллярная сфера» на небольшом куполе. Кунсткамера — несомненный шедевр петровского барокко. Сейчас в ней помещаются два музея: Антропологии и этнографии (туда входит петровская коллекция «монстров и натуралий») и мемориальный — Михаила Ломоносова.
Следующий дом по набережной, на другой стороне Таможенного переулка, — Академия наук, трехэтажное здание с восьмиколонным ионическим портиком, построенное Джакомо Кваренги. Академики собирались здесь с 1824 по 1934 год, пока главное научное учреждение страны не переехало в Москву. На площадке второго этажа — мозаика «Полтавская баталия» работы Михаила Ломоносова. Со стороны Таможенного переулка в цокольном этаже неплохое и дешевое академическое кафе.