slogan.png

Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Петербург - Таврический сад

Таврический сад

 

Улица Чайковского ведет к Таврическому саду — самому большому в центре города. Некогда аристократический дворцовый парк при советской власти стал официально именоваться Городским детским парком. От того времени остался памятник пионерам-героям. За последние годы судьба парка, где еще сохраняется обаяние первоначальной планировки с огромным прудом, каналами, горками, не определилась окончательно. Здесь появился памятник Сергею Есенину, один из самых уродливых в городе: крайне неуверенного вида поэт сидит на клумбе и как бы чего-то стесняется. По соседству — памятник Ленину и бюст Чайковского. На месте прелестной оранжереи хотят построить очередной «элитный жилой комплекс», реконструируемый киноцентр «Ленинград» должен превратиться в развлекательный центр с картингом и боулингом, а рядом вместо площадки архаичных аттракционов вскоре соорудят новое здание детского катка.

Таврический сад можно обойти с юга по Кирочной улице. Отсюда начинается огромный комплекс полкового городка Преображенского полка (часть казарм снесли под возведение малоэтажного жилого комплекса «Парадный квартал»). Здесь же, на Кирочной, Музей Суворова. Его здание было построено архитектором Гогеном на деньги, собранные по подписке в 1904 году. Слева и справа от входа, над которым высится какая-то почти древнерусская крепостная башня, два мозаичных панно: «Отъезд Суворова в Итальянский поход» и «Переход Суворова через Альпы». Среди прочих мозаичистов в их создании принимал участие и Михаил Зощенко-старший. Маленький Михаил Зощенко, будущий писатель, помогал отцу выложить елочку на левом панно, там, где будущий генералиссимус прощается с дворней и домашними в селе Кончанском, отправляясь бить французов.

Таврическая улица (восточная граница сада) до последнего времени считалась в Петербурге самой дорогой. Застраивалась она перед революцией, когда в Таврическом дворце открылся первый русский парламент. Поэтому дома здесь изначально возводились с учетом требований наступающего автомобильно-электрического века: металлические перекрытия, лифты, гаражи. Здесь ходишь — как будто пересекаешь пограничный контроль под камерами видеонаблюдения и присмотром охранников. Даже на утреннюю пробежку в Таврическом здешних квартировладельцев сопровождают телохранители.

На углу Таврической и Тверской улиц стоит «Башня» Вячеслава Иванова (№35; 1905). На последнем этаже круглого эркера («башни») с лета 1905 года жил поэт Вячеслав Иванов с супругой — беллетристкой Лидией Зиновьевой-Аннибал. На «Ивановских средах» бывали многие литераторы, художники, философы. Собрания отличались богемно-артистическими развлечениями и занятиями оккультными практиками. С «башни» был выход на крышу. Корней Чуковский вспоминал: «В белую петербургскую ночь мы, художники, поэты, артисты, опьяненные стихами и вином, — а стихами опьянялись тогда, как вином, — вышли под белесоватое небо, и Блок, медлительный, внешне спокойный, молодой, загорелый, забрался на большую железную раму и по нашей неотступной мольбе уже в третий, в четвертый раз прочитал эту бессмертную балладу своим сдержанным, глухим, монотонным, безвольным, трагическим голосом». Шел май 1906 года, читалась «Незнакомка».

Добрую часть домов на Таврической (№3, 5, 7, 17) строил архитектор Александр Хренов, мастер средней руки, стиль которого определялся заказчиком. Специализировался он на дорогих и комфортных доходных домах и всякий раз отмечал свое авторство специальной мраморной доской на фасаде. Тут тебе и неоклассика, и модерн, и поздняя эклектика. А вот №37 — работа Алексея Бубыря, классический модерн с асимметрической планировкой, гранитной облицовкой нижних этажей, светлой плиткой на третьем-пятом этажах. Герб владельцев Обольяновых — под крышей на срезанном углу фасада, выходящем на Таврическую и Тверскую улицы.

Таврический дворец занимает северную часть Таврического сада и выходит на Шпалерную улицу. Построен он архитектором Иваном Старовым; Екатерина II подарила его своему многолетнему фавориту и ближайшему другу князю Григорию Потемкину-Таврическому за то, что тот присоединил к России Крым (Тавриду). Вместе с дворцом Потемкин получил графский титул. Главный двухэтажный корпус увенчан плоским куполом на невысоком барабане и объединен одноэтажными галереями с боковыми двухэтажными корпусами. Таврический дворец служил прототипом для барских помещичьих усадеб по всей России. Одна из их особенностей, восходящая к творению Ивана Старова, — контраст между благородной сдержанной архитектурой фасада и роскошью интерьеров. Но почувствовать этот контраст большинству смертных не дано — историческое здание всегда занимали официальные учреждения: Государственная дума, Временное правительство, Петроградский совет рабочих депутатов, Учредительное собрание. Сейчас здесь заседает Межпарламентская ассамблея стран снг, и красоту Большой колонной галереи, Гобеленовой гостиной и Зимнего сада делят между собой парламентарии Азербайджана, Белоруссии, киргизские и казахские политики. Великолепный парадный двор Таврического дворца прежде был распахнут к Неве, с которой дворец соединялся каналом. В 1863 году архитектор Мерц построил между ним и Невой водонапорную башню. В 2003 году в ней открылся отличный Музей воды.

 

Петербург Путина

Литейная часть и особенно Пески представляют особый интерес для почитателей нынешнего российского президента. Здесь в Басковом переулке, 12, Владимир Путин провел детство. До 8 класса ходил в 193-ю школу, которая тогда находилась в том же переулке, в доме №8, дрался во дворе, решил заняться самбо, занялся самбо, посетил приемную КГБ на Литейном, 4, где и сказал, что хочет быть разведчиком. Рядом со Смольным находился в 1970-е годы юридический факультет, который он закончил, чтобы поступить на работу в Большой дом. Наконец в Смольном он стал вначале одним из министров в мэрии, а потом и первым заместителем Анатолия Собчака. Тут он познакомился и подружился с коллегами-министрами Алексеем Кудриным, Германом Грефом, повстречал Илью Клебанова, Валентину Матвиенко, Сергея Миронова, Анатолия Чубайса и других людей, которыми гордится наша страна.