slogan.png

Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Петербург - Петропавловский собор

Петропавловский собор

 

Со стороны Комендантского кладбища Петропавловский собор выглядит как двухмачтовый корабль, готовящийся отплыть на запад. При Петре успели возвести колокольню со шпилем, стены и крышу самого собора. Но отделан внутри и освящен он был уже после смерти императора. Архитектор Доменико Трезини взял за прототип римские барочные церкви и протестантские храмы Прибалтики. От Италии — декор, из Прибалтики — колокольня со шпилем, пристроенная к основному объему. Пока собор остается самым высоким зданием в историческом центре Петербурга: высота его 122,5 метра. Флюгер в виде ангела, ухватившегося одной рукой за крест, другую же простирающего вперед и вверх, венчает шпиль и является наряду с корабликом Адмиралтейства и Медным всадником одной из главных городских эмблем. На колокольне установлен карийон — набор стационарных колоколов, и на Соборной площади устраивают колокольные концерты. Часы-куранты в полдень и полночь отзванивают государственный гимн.

В отличие от прежних русских храмов Петропавловский собор имеет внутри форму огромного, вытянутого с запада на восток зала длиной 61 метр. Мощные пилоны членят помещение на три одинаковых по высоте (15 м) коридора (нефа). Через огромные стекла — по три с каждой стороны — в солнечные дни в собор льется поток света. По вечерам и в ненастье интерьер освещают пять вполне светских люстр из хрусталя, синего стекла и позолоченной бронзы. Оформление по-протестантски сдержанное, кирпич стен расписан под мрамор. Под сводами — восемнадцать картин на евангельские сюжеты, написанные Андреем Матвеевым (главным портретистом Петра), Игнатьевым и Георгом Гзелем. И картины (раньше в православных храмах их не водилось), и обилие света, и, наконец, сам характер церковного зала воспринимались в начале XVIII века как абсолютно революционные — на грани оскорбления чувств верующих.

Дух Киево-Печерской лавры чувствуется в барочном иконостасе работы украинского архитектора Ивана Зарудного. Сооружение высотой в 30 метров не помещается в основном объеме собора — верхняя его часть уходит в подкупольное пространство. Отдельные части иконостаса вырезаны из липы и мореного дуба московскими резчиками. В соборе они монтировались, покрывались гипсом, рыбьим клеем, позолотой. В иконостасе 43 иконы московской школы. Две большие иконы по обе стороны царских врат изображают Богоматерь с Младенцем (по преданию, имеющую портретное сходство с Екатериной I) и Иисуса в патриаршей митре и одежде московских царей. Икону с апостолом Петром, расположенную над надгробием императора, окружают четыре малые иконы с изображением князей-святых: Борис, Глеб, Александр Невский, царевич Дмитрий. Перед иконостасом кафедра, украшенная резными фигурами титульных святых собора — апостолов Петра и Павла, и царское место — возвышение, на котором стояли во время службы императоры.

Петр перенес из кремлевского Архангельского собора в еще недостроенный Петропавловский династическую усыпальницу Романовых. Первой в соборе была похоронена его двухлетняя дочь Наталья. Под колокольней, рядом с входом, захоронен запытанный в крепости насмерть царевич Алексей, его жена, кронпринцесса Шарлотта, и его тетка — Мария Алексеевна, которая тоже попала в опалу за участие в «заговоре» племянника.

В феврале 1725 года в собор внесли гроб самого Петра. Траурная церемония прошла с невиданным в России размахом: это был мрачный карнавал, в котором участвовали двор, генералитет, гвардия, высшие чиновники и князья церкви. По окончании литургии вице-президент Синода, религиозный реформатор и писатель Феофан Прокопович произнес «Слово на погребение Петра Великого»: «Что се есть? До чего мы дожили, о россияне! Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем! Не мечтание ли се?» По словам современника, слово его «беспрестанно было прерываемо плачем и воплем слушателей. Вопль и рыдание перешло вне церкви к стоящим, и казалось, что самые стены церкви и валы крепости взревели».

Церемониал захоронения первого русского императора определил порядок похорон царствующих особ в Петропавловском соборе. Здесь покоятся все русские императоры за двумя исключениями: Петр II переехал с двором в Москву, умер там и погребен в Архангельском соборе Кремля, а Иоанн VI, младенцем свергнутый с престола, предан земле в Шлиссельбургской крепости, где был заточен и убит стражей при попытке освобождения его заговорщиками. Впрочем, Петр III, лишившийся трона в результате дворцового переворота, первоначально был похоронен в Александро-Невской лавре, и только в 1796 году его прах по приказанию сына, Павла I, перенесли в собор. Это произошло одновременно с погребением Екатерины II, причем корону перед гробом Петра III нес один из его убийц — Алексей Орлов.

В 2006 году была исполнена последняя воля вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матери Николая II, урожденной датской принцессы Дагмар, которая скончалась в 1928 году в эмиграции. Ее прах из Дании был перевезен в Петербург и захоронен рядом с могилой супруга, Александра III. Теперь в соборе (без придела) 43 надгробия: здесь покоятся 11 императоров и царствовавших императриц, императрицы — жены Павла I, Николая I и трех Александров плюс 26 великих князей и княгинь. Каждое захоронение — в отдельном склепе. Все надгробия (они приобрели единообразную форму в 1864 году) — из белого каррарского мрамора. Исключений только два: массивные гробницы над могилами Александра II и его супруги Марии Александровны. Саркофаг на могиле императора сделан из зеленой волнистой яшмы, императрицы — из розового орлеца. Прямыми аналогами послужили гробница, найденная при раскопках Десятинной церкви в Киеве, и саркофаг над погребением святой Ирины в Константинополе.

Великих князей и княгинь отпевали и хоронили в северо-западном углу собора, в приделе святой Екатерины, освященном в 1811 году. Это была единственная часть собора, отапливавшаяся зимой; вообще же, по словам причта, «братия немало претерпевает нужду, да и слушателей проповедей для нестерпимой стужи бывает весьма мало». В 1998 году в Екатерининском приделе были преданы земле останки жертв екатеринбургского расстрела 1918 года — Николая II, императрицы Александры Федоровны, великих княжон Ольги, Татьяны и Анастасии, семейного врача Боткина, повара Харитонова, лакея Труппа, комнатной девушки Демидовой (останки царевича Алексея и великой княжны Марии, также расстрелянных в Екатеринбурге, были обнаружены лишь в августе 2007-го). В приделе находится и захоронение царицы Марфы Матвеевны, золовки Петра I, жены его брата Ивана V; она была похоронена на этом месте еще в 1715 году.

Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей (построена в 1908 году). К 1917 году в усыпальнице было тринадцать захоронений. Прах великого князя Кирилла Владимировича (его потомство до сих пор претендует на виртуальный русский трон) и его супруги, умерших за границей, были перезахоронены в 1995 году в присутствии семейства Собчак.

 

Императорская фамилия


Петр Великий не ладил с первой женой и старшим сыном. По изданному им указу о престолонаследии император сам волен был определять себе преемника; но завещание Петр составить не успел. С этого времени в России началась череда дворцовых переворотов. Хаос, царивший в вопросах о престолонаследии, решил прервать правнук Петра — Павел I. В 1797 году он издал «Уложение об императорской фамилии», определившее статус всех членов дома Романовых. В состав императорской фамилии входили: царствующий император, его жена, мать (вдовствующая императрица), братья, дети, внуки и правнуки (великие князья). Старший сын (а если сыновей не было, то брат) назывался цесаревичем и наследовал престол. И хотя Павла убили, основанный им порядок продолжал действовать. Романовых становилось все больше, и экономный Александр III исключил правнуков императоров из числа великих князей. В Петербурге находились императорский и великокняжеские дворцы, в окрестностях — загородные резиденции. Венценосное семейство с его огромным хозяйством в значительной степени определяли архитектуру города и его уклад. Любая прогулка по Петербургу — всегда путешествие между дворцами.