Рядом с Кокушкиным мостом, на углу Столярного переулка и канала Грибоедова, стоит один из самых больших в Петербурге середины XIX века доходных домов — дом Зверкова (№69/18). Зверков — ростовщик, кредитор Пушкина. Молодой Гоголь жил в этом доме с 1829 по 1833 год. Его он вспомнил в монологе Поприщина, героя «Записок сумасшедшего»: «Этот дом я знаю, — сказал я сам себе, — это дом Зверкова. Эка машина. Какого в нем народа не живет: сколько кухарок, сколько приезжих, а нашей братьи чиновников — как собак, один на другом сидит». Где-то здесь, по-видимому, обитал и Акакий Акакиевич, герой «Шинели».
Если повернуть по набережной канала направо и выйти к Казначейской улице, откроется дом №1/6, где Достоевский прожил с 1861 по 1863 год с первой женой и пасынком. Здесь же квартировал старший брат Достоевского Михаил со своим многочисленным семейством и помещалась редакция журнала «Время», который издавали братья Достоевские.
В доме Олонкина (Казначейская, 7) Достоевский написал «Преступление и наказание», «Игрока» и второй раз женился. В те времена дом был трехэтажным. Квартира Достоевского находилась во втором этаже над воротами. Преследуемый кредиторами, он обязался за год написать новый роман объемом не менее 10 печатных листов. В случае просрочки все права на сочинения Достоевского в течение 9 последующих лет переходили к издателю. Одновременно он взял аванс под роман «Преступление и наказание». С работой Достоевский категорически не успевал. Ему посоветовали взять стенографистку. Лучшая выпускница стенографических курсов девятнадцатилетняя Анна Сниткина пришла в дом Олонкина. До сдачи романа — это был «Игрок» — оставалось 26 дней. Роман существовал только в заметках и планах. 29 октября, к сроку, роман об игроке был закончен.
Между писателем и стенографисткой обнаружилась взаимная симпатия. Как вспоминала Анна Сниткина, Достоевский сказал ей, что задумал новый роман о «художнике, человеке уже немолодом… моих лет». По его словам, «герой был преждевременно состарившийся человек, больной неизлечимой болезнью, хмурый, подозрительный. Возможно ли, чтобы молодая девушка, столь различная по характеру и по летам, могла полюбить моего художника?» Анна Григорьевна отвечала: «Почему же невозможно? Неужели же любить можно только за внешность да за богатство?» Тогда Достоевский и говорит: «Представьте, что этот художник — я, что я признался вам в любви и просил быть моей женой. Скажите, что вы бы мне ответили?» — «…Я бы вам ответила, что вас — люблю и буду любить всю жизнь». Свадьба была решена.
На углу Гражданской улицы и Столярного переулка, что отходит от Казначейской, стоит дом Раскольникова (№19/5). В 1970 году он претерпел капитальный ремонт — уничтожили полуподвал; дом из пяти- превратился в четырехэтажный, заасфальтировали мощеный булыжником двор. Если войти через подворотню с Казначейской, лестница Раскольникова будет в правом углу. Обычно она закрыта на кодовый замок, так что следует дождаться жильцов, измученных посетителями. Изогнутая лестница с нависающими сводами сплошь исписана почитателями Достоевского и его героя-убийцы. На площадке четвертого этажа находилась квартира хозяйки, у которой и нанимал комнатку герой романа. До капитального ремонта тут была дверь черного хода, которая вела на кухню, имелось окно, выходившее на лестничную площадку. Нынче окна нет, вместо двери — проем. Но на чердак ведут все те же тринадцать ступенек. Одиннадцать раз выходит в романе Родион Романович из своей «каюты», десять раз возвращается в нее. Последний раз он вышел отсюда навсегда.
Третий спуск по лестнице — завязка романа. Герой идет к старухе-процентщице, идет, чтобы убить. «Он бросился к двери, прислушался, схватил шляпу, стал сходить вниз свои тринадцать ступеней, осторожно, неслышно, как кошка». Раскольников спускается во двор, входит в подворотню. До ремонта справа здесь была маленькая дверь, ведшая в дворницкую. «Из каморки дворника, бывшей от него в двух шагах, из-под лавки направо что-то блеснуло ему в глаза… Он бросился стремглав на топор и вытащил его из-под лавки, где он лежал между двумя поленьями».