Направо по Дворцовой набережной — почти копия флорентийского палаццо Строцци (№26). Это построенный в 1872 году дворец великого князя Владимира Александровича, ныне — Дом ученых. Великий князь Владимир — брат Александра III, старший дядя Николая II — стопроцентный консерватор, президент Академии художеств, покровитель Сергея Дягилева, владелец «Бурлаков на Волге», лучший знаток французской кухни в России, командующий гвардией и Петербургским военным округом, главный виновник Кровавого воскресенья. Учитывая, что цесаревич Михаил Александрович состоял в морганатическом браке, именно Владимир Александрович и его потомство наследовали бы императорский престол, если бы Николаю II бог не дал наследников. И правда, в эмиграции Кирилл Владимирович, сын Владимира Александровича, принял титул: Император Всероссийский Кирилл I. Правнук Владимира Александровича, молодой человек по имени Георгий, 1981 года рождения, тоже претендует на русский престол.
Именно потому, что дворец после революции отдали ученым, его интерьеры отлично сохранились. Их стоит посмотреть, но об экскурсии надо договариваться заранее (315 88 14). Зато запросто можно перекусить в местном кафе (не в том, что в подвале, а том, что на втором этаже) с дубовыми панелями на стенах и отличным видом на Неву и Петропавловскую крепость.
Дальше по набережной (№18) — Новомихайловский дворец, типичная для архитектора Штакеншнейдера вариация на тему ренессанса и барокко. Построен он в 1861 году для брата Александра II, великого князя Михаила Николаевича. Новомихайловским же называется потому, что еще один Михаил, брат Николая I, уже владел дворцом в Петербурге. Михаил Николаевич долго жил в Боржоми, потому что 22 года своей жизни был главноуправляющим на Кавказе. В Петербург вернулся стариком — председательствовать в Государственном совете. Сейчас в помещении дворца, где неплохо сохранились интерьеры, находятся два академических института — востоковедения и истории материальной культуры.
Дальше — радость минералога — Мраморный дворец, построенный для фаворита Екатерины Григория Орлова архитектором Антонио Ринальди. При строительстве использовались 32 породы мрамора (из Леванта и Тивдии — белый и цветной, с греческих островов — белый, с Урала — желтоватый), несколько сортов гранита с Карельского перешейка и северных берегов Ладожского озера, лазурит из Южного Прибайкалья, а также доломитовый известняк. Казна выкупила этот архитектурно-минералогический шедевр для великого князя Константина Павловича, эксцентричного брата Александра I. Бабушка Екатерина задумала сделать его византийским императором и потому заставляла зубрить греческий. Не пригодилось: цесаревич умер наместником в Варшаве.
При Николае I дворец отошел его второму сыну генерал-адмиралу Константину Николаевичу, главному российскому либералу, одному из инициаторов освобождения крестьян. Жизнь во дворце не принесла ему счастья: сын Николай влюбился в американскую цирковую наездницу Фанни Лир, девушку алчную и ненасытную, и женился на ней. Чтобы соответствовать ее высоким запросам, Николай украл драгоценный оклад с материнской иконы и заложил его в ломбард, а когда дело раскрылось, пытался свалить вину на адъютанта. Молодого человека пришлось навечно сослать в Ташкент. Да и с женой генерал-адмирал порвал, предпочтя ей балерину Кузнецову, с которой переехал жить в Крым.
Последний владелец Мраморного дворца — великий князь Константин Константинович, драматург, актер, поэт, известный под псевдонимом К.Р., и автор романса «Растворил я окно — стало грустно невмочь». Во дворе Мраморного дворца на месте стоявшего при советской власти броневика «Враг капитала» теперь — конный памятник Александру III работы Павла Трубецкого. Об этом памятнике, ранее украшавшем Знаменскую площадь (ныне Восстания), народ сложил стишок: «Стоит на площади комод,/ На комоде — бегемот,/На бегемоте — идиот,/На идиоте — шляпа». Во дворце — филиал Русского музея. Восстановлены несколько интерьеров работы Воронихина и Брюллова и личные комнаты великих князей.