Начнем нашу прогулку с Верещагинского виадука. Он соединил центр города с микрорайоном «Светлана», и часто его называют Светланинским.
Мост построили в 1936 г. по проекту архитектора Н.Б. Соколова. В начале прошлого века здесь был овраг, по дну которого протекала речка Верещагинка, мелкая и незаметная. Ее еще именовали Верещагинским ручьем и переходили вброд, но порой она широко разливалась. Когда строили гостиницу «Жемчужина», речку упрятали в трубу под землю.
Здесь же, по оврагу, проходила граница Сочи. Отсюда начинался (или здесь заканчивался) верхний город. В этом районе жили обеспеченные представители среднего класса. Постройка дома для них была и способом самовыражения. Поэтому все строения отличались друг от друга. Здания, типа загородных вилл, строили из дуба, каштана, выдержанной сосны. Тут же находилось большинство гостиниц для приезжих. В этой части города был более сухой и безопасный с точки зрения малярии климат.
Слово «дача» произошло от слова «дать, подарок». В XVII в. так называли земельный участок, подаренный царем. Такими подарками царь Петр награждал своих сподвижников за хорошую службу. Они строили на этих землях дома и приезжали туда отдыхать. Так получилась дача в сегодняшнем значении.
От моста пройдем немного по Курортному проспекту по направлению к центру города. Мимо автобусной остановки «Театральная». До постройки Зимнего театра ее называли «Калифорния». Здесь недалеко была одноименная гостиница, принадлежащая Н.А. Костареву, родному брату главы Сочи. После событий 1905 г. многие сочинские интеллигенты мечтали эмигрировать в Калифорнию, в том числе и Костарев. Уехать не получилось, и он нашел компромисс. В гостинице было два этажа и очень красивые балкончики. Когда строили Зимний театр, в ней располагались архитектор и комиссия. Затем здание снесли.
Курортный проспект пересекает ул. Театральная, когда-то – ул. Пограничная. Пройдем по ней в сторону моря.
С левой стороны сохранились корпуса бывшей гостиницы «Виржиния», построенные до революции. Их два. Внешний вид зданий изменился до неузнаваемости. В одном из них находится прокуратура, в другом – сочинское телевидение.
Чуть дальше – старинное здание с подвалами и очень красивой ковкой на крыше – ул. Театральная, 6. В нем был магазин удельного ведомства графа Г.Ф. Успенского. Каждое утро сюда привозили продукты из царского имения в Дагомысе. Продавали молоко, сметану, кефир. В полуподвале был погребок. В нем торговали винами крымских удельных имений.
На месте Зимнего театра когда-то было табачное поле. Внизу, в сторону моря, располагались турецкие ночлежки.
В начале 30-х гг. XX в. был объявлен всесоюзный конкурс архитектурных проектов здания сочинского театра. В нем победил проект К.Н. Чернопятова в соавторстве с В. Зварковским. По архитектуре здание напоминает греческий Парфенон. Его окружают 88 колонн. Скульптуры, установленные на театре, изготовлены в мастерской В.И. Мухиной (Москва). Их автор – ее ученица Надежда Венцель.
Большой зал был оформлен двадцатью колоннами с коринфскими капителями (по проекту архитектора В.А. Щуко, профессора В.Г. Гельфрейха). Он освещался большой чеканной люстрой, украшенной хрустальными подвесками. В то время хрусталь доставляли из-за границы. Мастера из Дмитровской артели (Московская область) впервые в Советском Союзе украсили люстру отечественным хрусталем. Кулисы – это подарок Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и изготовлены в его мастерских. Зрительный зал вмещает 1026 человек. Фойе устроено так, чтобы летом во время антракта можно было подышать свежим воздухом. Театр открылся в мае 1938 г. оперой «Царская невеста» Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Со стороны Курортного проспекта мы видим задний фасад здания театра. Около него находится уникальный и удивительно красивый зеленый уголок «Фитофантазия». Его создал С.В. Венчагов, лауреат Государственной премии в области садово-паркового искусства. Это его последняя работа. Для своих композиций Венчагов порой применял совершенно неожиданные материалы. В его произведениях цветы и растения гармонично сочетаются с вазами, корнями деревьев, керамзитом, стеклом, и даже бытовыми предметами. И в этом маленьком садике непрерывного цветения вы получите большое наслаждение, глядя на живописные композиции из араукарий, агав, можжевельника.
На месте гостиницы «Жемчужина» находилась маленькая гостиница «Эйренэ», построенная в 1902 г. В переводе с турецкого «Эйрене» означает «мир».
На ул. Театральную выходят две улицы – ул. Приморская, которая сохранила свое прежнее название, и ул. Орджоникидзе, бывшая ул. Московская. На ней стоит корпус санатория «Черноморье». Здание хорошо видно от Зимнего театра. В старом здании санатория раньше находился музей истории города и во время войны располагался военный госпиталь. В музее жил ручной медведь. У него были ошейник и кольцо, за которое он пристегивался. Раненые баловали мишку и иногда подкармливали медом, поэтому когда он сбегал к ним, утянуть обратно его было непросто.
С дореволюционных времен на ул. Орджоникидзе практически ничего не сохранилось. Мы пройдем по ул. Приморской. Она пешеходная. Вдоль нее расположен Приморский парк, точнее, остатки. Его заложили в конце XIX в. как бульвар-парк на средства министра земледелия и государственных имуществ А.С. Ермолова, поэтому его долгое время называли Ермоловским.
Он тянулся вдоль моря от ул. Пограничной до Турецкого оврага (на его месте сейчас – киноконцертный зал «Фестивальный»). Выбранную территорию расчистили от дикого леса, проложили дорожки и посадили экзотические растения. Построили музыкальную раковину, площадку для детских игр и гимнастики и павильоны, в которых продавали фрукты и прохладительные напитки.
Одна из версий происхождения выражения «бархатные сезоны» такова. Осенью, когда в Москве и Санкт-Петербурге появлялись первые заморозки, дачники съезжались в Сочи. Как правило, это была богатая и именитая публика. И Приморский бульвар в Сочи им заменял Невский проспект. Они надевали свои лучшие наряды и шли себя показать и на других посмотреть. Жары уже не было, и дамы прогуливались в бархатных платьях. Поэтому этот период времени стали называть бархатным сезоном.
В начале ул. Приморской сохранились два старых дерева – кипарис крупноплодный и сосна приморская. Это все, что осталось от дачи «Ариадна». Она принадлежала О.В. Верещагиной, вдове одного из пионеров заселения Сочи. Здесь стояли рядом два дома. Большой двухэтажный особняк, в котором жила сама хозяйка с двенадцатью болонками и прислугой. Другой, маленький одноэтажный, она назвала дачей «Ариадна» и сдавала внаем. Позднее в нем жили жены отставных генералов. Когда началась Первая мировая война, О.В. Верещагина продала маленький домик. Двенадцать болонок, скрепя сердце, тоже. И отдала вырученные деньги детям участников войны.
Далее, из старых построек – здание гостиницы «Приморская», сооруженное в 1936 г. Самыми престижными в ней были номера верхних этажей с балкончиками, на которые ставили откидные кресла. Отдыхающие, сидя в них, вдыхали приморский воздух, насыщенный ароматами парка, и любовались прекрасным видом на море.
Пройдем немного вперед и справа увидим памятник А.С. Пушкину. Бюст отлили в Одессе в 1937 г. по посмертной маске поэта к столетию со дня его смерти и установили на пересечении Курортного проспекта с проспектом Пушкина (напротив канатной дороги). В 1949 г. А.С. Пушкина заменили на И.В. Сталина. Памятник поэту перенесли в Приморский парк, на то место, где он стоит и сейчас. Автор бюста – скульптор С.З. Мограчев.