slogan.png

Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Рекреационное районообразование. Туристические центры - География международного туризма

География международного туризма

Распространение современного международного туризма отличается значительной территориальной неравномерностью. В самом общем виде она отражает разные уровни социально-экономического развития Севера и Юга (Центра и Периферии мирового хозяйства). Так, согласно имеющимся расчетам, на постиндустриальные страны ныне приходится 57% всех туристских прибытий, на развивающиеся страны – 30% и на страны с переходной экономикой – 13%.

За основу регионального анализа международного туризма лучше всего принять то членение мира на туристские макрорегионы, которого придерживается Всемирная туристская организация, выделяющая 6 таких регионов:

1. Европейский (все страны Европы, страны бывшего СССР + Турция, Кипр и Израиль).

2. Американский (все страны Северной и Южной Америки).

3. Азиатско-Тихоокеанский (АТР, все страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия и Океания).

4. Ближневосточный (страны Юго-Западной Азии + Египет и Ливия).

5. Африканский (все страны Африки за исключением Египта и Ливии).

6. Южноазиатский (страны Южной Азии).

Статистика ВТО позволяет не только оценить современное положение макрорегионов в мировом туризме, но и проследить динамику изменений, при характеристике которой ограничимся последними десятилетиями (табл. 2).

Таблица 2.

 

Сдвиг в региональной структуре международного туризма в 1970-1998 гг.

Туристские макрорегионы

1970

1975

1980

1985

1990

1998

Европа

113/12

154/26

190/62

215/61

287/140

375/225

Америка

42/5

50/10

62/25

66/33

93/67

120/120

АТР

5/1

9/2

21/8

30/13

52/39

85/75

Африка

2/0,5

5/1

7/3

10/3

15/5

25/10

Ближний Восток

2/0,5

3/1

6/3

6/5

7/5

15/10

Южная Азия

1/0,1

2/0,5

2/1,5

3/1,5

3/2

5/5

 

Из данных табл. 2 со всей очевидностью вытекает, что для всех шести туристских макрорегионов мира характерна поступательная динамика развития, не обнаруживающая на протяжении последних десятилетий ни одного сильного «сбоя». И, тем не менее, темпы роста прибытий (и доходов от туризма) в перечисленных макро регионах не были одинаковыми. Поэтому их рейтинг в общемировых показателях подвергался изменениям, что наглядно демонстрирует рисунок. В результате, если в 1970 г. в мире было только два крупных туристских макрорегиона – Европа и СевернаяАмерика, которые принимали 94% всех международных туристов, то в 90-х гг.к ним добавился третий, Азиатско-Тихоокеанский регион, где темпы роста туристских потоков оказались наиболее высокими. В результате ныне уже на три этих макрорегиона приходится 92% всех мировых туристских прибытий, тогда как на остальные три региона – всего 8%. Соответственно они обеспечивают и 95% всех

АТР – самый бурно развивающийся туристский макрорегион мира, в котором число международных туристов с 1970 г. увеличилось в 17 раз, а доходы от этой отрасли выросли в 75 раз! Средние темпы роста туристских прибытий здесь также самые высокие, они уменьшились только в 1997-1998 гг. в связи с азиатским финансовым кризисом, из-за которого, по некоторым оценкам, Азиатско-Тихоокеанский регион лишился как минимум 3 млн. приезжих. Такой скачок АТР в области мирового туристского бизнеса объясняется общим ускоренным социально-экономическим развитием региона, углублением интеграционных процессов, улучшением геополитической обстановки, успехами индустрии туризма. В этом макрорегионе так-же преобладает внутрирегиональный туризм (около 4/5), а из отдельных его субрегионов ведущее место принадлежит Восточной Азии – в первую очередь благо- даря Японии (средние расходы на одного туриста в этой стране достигают 1000-2000 дол.), Китаю, Республике Корея и Тайваню. На втором месте – Юго-Восточная Азия (особенно Малайзия, Сингапур), тогда как роль Австралии и Океании пока еще сравнительно невелика. А из внешних туристских рынков, куда выезжают граждане из стран АТР, наибольшей популярностью пользуются США, Европа и Индия.

Африка, несмотря на то, что темпы роста международного туризма в этом регионе в последнее время заметно ускорились, все еще остается в числе аутсайдеров мирового туризма. Это объясняется сильной социально-экономической отсталостью африканских стран, неразвитостью индустрии туризма и туристской инфраструктуры, политической нестабильностью, сохраняющейся еще угрозой разного рода заболеваний, Здесь туристов, прибывающих в основном из Европы, интересуют только некоторые страны Северной (Тунис и Марокко), Западной (Мавритания), Восточной (Кения, Танзания) и Южной (Зимбабве, ЮАР) Африки. Туристские потоки между самими африканскими странами, а тем более выезд туристов в другие регионы мира, большого развития не получили.

Пока еще сильно отстает в предоставлении туристских услуг (за исключением религиозного паломничества) и макрорегион Ближнего Востока. Здесь отсутствует должная государственная поддержка туризма, ему мешает политическая неустойчивость, провоцирующая как военные конфликты, так и отдельные вспышки экстремизма (достаточно вспомнить террористическую акцию в египетском Луксоре в 1997 г., когда террористы убили и ранили многие десятки ни в чем не повинных западных туристов). На Ближнем Востоке развитие получил и межрегиональный и внутрирегиональный туризм, а принимающими странами стали Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Иордания, Сирия и Кувейт.