ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И МЕТОДИКА ЕГО ОЦЕНКИ
Историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры.
Культурное наследие – это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории. |
Каждая эпоха оставляет свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках. Практически каждая местность может представлять интерес для познавательного туризма. Но места, где долго жили люди, хранят больше следов материальной культуры.
В целом среди памятников культурного наследия можно выделить:
- памятники археологии;
- культовую и гражданскую архитектуру;
- памятники ландшафтной архитектуры;
- малые и большие исторические города;
- типичные сельские поселения;
- музеи, театры, выставочные залы и другие объекты социокультурной инфраструктуры;
- объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства;
- технические комплексы и сооружения.
В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы в целом.
В культурные комплексы составной частью входит и природа: в городах это и парки и скверы, зеленые насаждения во дворах и на улицах; в сельской местности – приусадебные участки; в старинных усадьбах и монастырях – ландшафтные рукотворные пейзажные парки и сады. Нарушение исторического ландшафта негативно влияет на аттрактивность культурного объекта.
Существует множество форм включения культурно-исторических ресурсов в систему рекреационного туристского обслуживания. Наиболее распространенная форма – организация музеев и экскурсионно-исторических маршрутов. Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса.
Оценка культурных комплексов для рекреационных целей производится двумя основными методами:
1) ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре. Производится экспертным путем: устанавливаются объекты мирового, федерального, регионального и местного значения;
2) необходимым и достаточным временем для осмотра. Этот метод позволяет сравнивать различные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.
Для культурных комплексов, также как и для природных, важными характеристиками являются надежность и емкость.
Надежность культурных комплексовобусловливаются двумя факторами: устойчивостью к рекреационным нагрузкам и стабильностью его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения.
Первый фактор определяет, какой поток туристов может выдержать данный культурный комплекс. Это особенно важно для музеев, где необходимо поддерживать определенный температурно-влажностный режим для сохранения экспонатов. Остро стоит вопрос о применении современных технических средств для повышения устойчивости культурных комплексов к рекреационным нагрузкам и о регулировании потоков экскурсантов.
Второй фактор связан с долговременностью интереса туристов к данному культурному объекту. Сохраняется стабильность их интереса к объектам мирового наследия (египетским пирамидам, античной архитектуре Афин, архитектурным и историко-культурным памятникам Парижа, Санкт-Петербурга и пр.).
Емкость культурного комплексаопределяется продолжительностью периода, в течение которого туристы могут воспринимать содержащуюся в нем информацию, и зависит от двух факторов: аттрактивности объекта осмотра и психофизиологических возможностей человека, которые отличаются значительной индивидуальностью и имеют определенный предел.
Культурное наследие – часть туристско-рекреационного потенциала территории
В последнее десятилетие в странах бывшего СССР происходит угасание интереса граждан к истории, культурным традициям, фольклору. Это можно объяснить следующими причинами. Во-первых, с развалом СССР ухудшилась экономическая ситуация в новообразовавшихся странах, упала платежеспособность населения. Вследствие этого население не может позволить себе тратить много денег на экскурсионный туризм. Во-вторых, граждане вынуждены тратить больше времени на работу (приработок, подсобное хозяйство), домашнее хозяйство (сократились либо подорожали бытовые услуги), следствием чего стало сокращение свободного времени населения. В-третьих, значительно, уменьшилось количество самих экскурсий, а также обеднела их тематика. Все это привело к деградации культурного потенциала страны, к тому же сократилось финансирование государством реставрационных и охранных мероприятий, а денег, заработанных проведением экскурсий, недостаточно для финансирования подобных работ.
Одним из возможных способов повышения эффективности использования потенциала культурного наследия в туристском освоении может стать создание территориальных образований (культурно-исторические территории, национальные или рекреационные парки, представляющие собой целостную экономическую структуру), где в комплексе сочетались бы культурно-исторические объекты, культурные ландшафты, умения ремесленников, поваров, а также национальные праздники, традиции. Деятельность этих территориальных структур должна быть направлена на сохранение, возрождение, туристское освоение памятников и их естественной среды, воссоздание традиционного природопользования, циклов обыденной жизни и всего бытового уклада с одновременным органическим вхождением в современные хозяйственные и социальные процессы. Экономическая деятельность в данном случае является важной частью комплексного процесса, включающего сохранение и использование туристско-рекреационного потенциала культурного наследия.
Туристское освоение культурного наследия имеет не только экономическое значение, но и воспитательное. Экскурсионный туризм является специфическим средством духовного самообогащения личности, эстетического наслаждения, экологического просвещения, патриотического воспитания поколений. Поэтому возрождение экскурсионного туризма, школьного туризма является государственной задачей и приоритетным направлением развития туризма в России.