Объект исследования рекреационной географии
Объект исследования рекреационной географии определяется независимо от типа социокультурного образования, но сам по себе он не определяет направлений развития рекреации в практическом плане и исследований рекреационных процессов. Все это обретает конкретные формы только в рамках определенного социокультурного образования, то есть в рамках одной из СКС, социокультурных сред или регионов смешанного социокультурного освоения. Помимо того, что объект реализуется в конкретных предметах исследования, он в целом может быть не актуализирован, что также зависит от типа социокультурного образования. Рекреационные процессы и их пространственные проявления серьезно зависят от особенностей социокультурного освоения территорий.
Географическая наука занимается изучением пространства. Она не единственная наука, которая изучает пространство, но единственная, изучающая его комплексно, и единственная, для которой пространство является основным объектом исследования. Существует большое количество разных географий – промышленности, населения, сферы обслуживания и так далее. Рекреационная география – только одна из областей географического познания.
Пространство социокультурных систем изменчиво. В рамках каждого этапа делается очередной шаг к его формированию. В соответствии с этим меняется и предмет исследования географической науки. Рекреационная география также проходит соответствующую эволюцию. Ее предмет меняется в зависимости от изменения самого объекта (то есть рекреации) и его состояния в различных СКС.
С самого начала своего возникновения рекреационная география при небольшом и хорошо скоординированном научном сообществе специалистов имела очень четкий объект исследования – территориальные рекреационные системы. На ТРС было сконцентрировано основное внимание специалистов. Все книги и статьи недавнего прошлого с поразительным единодушием называют ТРС предметом исследования рекреационной географии.
Важнейшей отличительной особенностью советской рекреационной географии является то, что она имела жесткую практическую ориентацию и была, вероятно, наиболее конструктивной из всех географических дисциплин. Разработки по рекреационной географии реально использовались на практике, что было делом не вполне тривиальным.
Почти до конца 1980-х годов рекреационная география действительно могла определяться как общественно-географическая дисциплина, занимающаяся изучением территориальных рекреационных систем. В конце 1990-х годов давать такое определение уже немыслимо. В период "смутного времени" после исчезновения СССР ТРС серьезно деградировали и для восстановления нуждаются в колоссальных инвестициях. В современных условиях ни одно государство, образовавшееся на месте распавшегося СССР, пойти на такие инвестиции не может.
С конца 1990-х годов и на перспективу предметом исследования рекреационной географии является изучение пространственных закономерностей и особенностей поведения людей в процессе рекреационной деятельности (преимущественно квартального и годового циклов) и размещения рекреационных объектов. В определении предмета исследования рекреационной географии очень важно отказаться от узкой ориентации на ТРС. Она была приемлема в советский период, с его целевыми инвестициями в избранные регионы, и категорически не соответствует реальности российской СКС после 1991 года.
Рекреационная география должна ориентироваться на более широкий предмет. Она изучает реальность, связанную с рекреацией в рамках различных СКС. Конструктивный аспект, практические приложения играют в ней только ограниченную роль, как частное приложение общего знания. Рекреационная география – фундаментальная географическая дисциплина. Она не занимается только узким аспектом летнего отдыха у теплого моря: это одно из важных, но очень частных проявлений рекреационной деятельности и ее исследования в географической науке. Очень велик познавательный аспект рекреационной географии. Такую точку зрения на объект, предмет и содержание рекреационной географии пропагандируют Д.В. и Т.В. Николаенко.
***
Представленная выше точка зрения отражена в их многочисленных работах, затрагивающих вопросы рекреационной географии и теории социокультурных систем и миров. Все работы указанных авторов можно прочитать на персональном сайте Д.В. Николаенко (www.nikolaenko.ru.) В частности, на данной Интернет-странице «выставлены» избранные главы курса лекций по рекреационной географии. Особую ценность здесь представляет, по нашему мнению, солидный библиографический список, содержащий более 400 источников. На порталах «Рекреационные ресурсы Острова», «Русский архипелаг» и «Остров Крым» представлены оригинальные учебные пособия Т.В. и Д.В. Николаенко «Введение в рекреационную географию», «История и региональные особенности мирового туризма» и некоторые другие, а также ряд научных публикаций по проблемам рекреационной географии.
Среди других порталов сети, затрагивающих проблематику рекреационной географии и туризма следует отдельно отметить сайт Таврического национального университета (представлены электронные публикации по рекреационной географии в журнале Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия «География») и сайт www.itravel.ru. Некоторые учебные материалы можно найти на официальном (и неофициальном) сайте МГУ им. М.В. Ломоносова. Некоторые учебные и научные работы студентов представленного университета можно посмотреть на сайте Ю. Росича «Учебные материалы по экономической географии» (www.rosich.ru). В частности на данном сайте представлены работы по природно-культурным комплексам, а также вопросам, касающимся понятий «бюджет времени», «свободное время», «рекреационные ресурсы» и др. Достаточно показателен и информативен пример неофициального сайта Омского государственного университета сервиса (www.ogis.ru), на котором представлены учебные и методические работы по вопросам рекреационной географии и туризма (в частности, работа доцента П.В. Большаника «Региональные туристические центры России»).
Отметим, что, совместно с другими науками, рекреационная география разрабатывает предложения по оптимальному функционированию систем; проектированию систем с заданными свойствами; определяет рекреационные потребности; прогнозирует последствия создания и функционирования систем; разрабатывает территориально-дифференцированные нормы, а также систему методов изучения и проектирования ТРС, снабжает общественную практику информацией о региональных особенностях ТРС.
Следовательно, рекреационная география принадлежит к семейству общественных специальных географических наук, в которых целевая функция объекта и предмета изучения может быть определена как социальная.
Рекреационная география широко использует такие общепризнанные научные методы системы географических наук как исторический, сравнительный, картографический, аналитико-статистический, экспедиционных исследований, математического моделирования. Социальный характер предмета исследования обусловливает применение в рекреационной географии способов и приемов, сложившихся в других общественных и медико-биологических науках (балансовый, социологических исследований и другие).
Главной задачей рекреационной географии считается выявление объективных закономерностей формирования и развития ТРС и механизма их действия в конкретных социально-экономических и природных условиях определенных стран и районов. Среди других задач рекреационной географии особую важность имеет изучение отдельных ТРС различных видов и рангов с целью обоснования их специализации и уровня концентрации, установления оптимальных взаимосвязей и взаимозависимостей между их подсистемами в интересах надежного удовлетворения требований рекреантов и создания комфортных условий для рекреационной деятельности. Кроме того, немаловажная задача рекреационной географии состоит в том, чтобы дать представление о видах и формах рекреационной деятельности, о конкретных рекреационных системах и туристских центрах России и зарубежных государств.
Задачи развития теории науки можно свести к 2 направлениям:
1) выявление закономерностей территориальной организации рекреационного обслуживания и составляющих ее таксономических уровней территориально-системных образований.
2) дальнейшая разработка рекреационной районологии: исследование условий и факторов, закономерностей и признаков районообразования, обоснование таксономической структуры рекреационных образований, составление плана характеристики рекреационных районов, установление существенных признаков их типологии.