Поезда в голландии: как не быть съеденным железными дорогами

Железные дороги и поезда в Нидерландах

Сердце железнодорожного сообщения Нидерландов — центральный вокзал Амстердама (www.amsterdamcentraal.nl), откуда отправляются международные и междугородние поезда. Узнать расписание и спланировать свое передвижение по стране можно на сайте Нидерландских железных дорог: www.ns.nl.

Путешествие из Амстердама до Роттердама займет 45 минут и обойдется в €14,5 или €24,7 в зависимости от выбранного класса вагона. До Харлема можно добраться всего за четверть часа и €4 или €6,8.

Вагоны первого класса просторнее и немного комфортабельнее, чем вагоны второго класса, также, благодаря 70% наценке, они менее заполнены.

Внутреннее железнодорожное сообщение

Голландская железная дорога считается самой загруженной в мире. Из Амстердама можно уехать буквально в любую точку страны, поезда ходят каждые 10-60 минут, в зависимости от направления. Железнодорожное сообщение не прекращается даже ночью: каждый час из Роттердама в Утрехт (захватывая по пути Гаагу и Амстердам) отправляется рейс Nachtnet.

Главным железнодорожным перевозчиком королевства Нидерланды является компания Nederlandse Spoorwegen (NS, www.ns.nl), она предлагает четыре вида поездов:

  • Stoptrein — обычный пассажирский поезд, следующий со всеми остановками;
  • Sneltrein — поезд, пропускающий некоторые станции и потому прибывающий в пункт назначения чуть быстрее, чем предыдущий вариант;
  • Intercity — экспресс, делающий остановки только на самых крупных станциях;
  • Sprinter — поезд, «разгружающий» наиболее востребованные маршруты, следует со всеми остановками.

На каждой голландской платформе указано, для какого именно типа поездов она предназначена, другие составы на этой станции останавливаться не будут.

Кроме NS, в стране функционируют также компании Arriva, Syntus, Connexxion, Veolia и некоторые другие мелкие перевозчики.

Внешнее железнодорожное сообщение

Нидерланды соединены разветвлённой сетью железных дорог с бельгийскими и немецкими городами. При пересечении границы нередко приходится менять локомотив из-за разницы в напряжении на железных дорогах других стран.

Для международных путешествий по голландским железным дорогам действуют европейские ж/д-билеты Eurail, Inter-Rail, Europass и Flexipass. Узнать стоимость проезда и спланировать поездку можно на сайте www.nsinternational.nl, за раннее бронирование взимается дополнительный сбор в размере 3,5 евро.

Из Амстердама в южном направлении курсируют два поезда: Intercity и высокоскоростной Thalys.

Intercity идет до Антверпена с остановками в Гааге и Роттердаме (2 часа 15 минут, €28), Брюгге (3,5 часа, €39,4), Брюсселя (3 часа, €33,4) и Люксембурга (6 часов 15 минут, €63,6).

Экспресс Thalys ходит шесть раз в день, соединяя Амстердам с Антверпеном (2 часа 15 минут, €28), Брюсселем (2,5 часа, €33,4) и Парижем (4 часа 15 минут, €97,5). Молодежь до 26 лет имеет право на 50% скидку, пожилые путешественники с проездным Rail Europe Senior получают 25% льготу. Количество билетов со скидкой ограничено, поэтому, если вы намерены сэкономить, лучше бронировать заранее.

Билеты

Дешевле всего покупать железнодорожные билеты в автоматической кассе на вокзале. В автоматах могут предлагаться билеты с 40% скидкой, но воспользоваться этим предложением можно только со специальной дисконтной картой, без нее проездной документ будет недействителен.

Если приобретать билеты у кассира, стоимость поездки увеличится на 50 центов, зато сотрудник вокзала сможет проконсультировать вас, какой маршрут и тариф вам лучше подобрать.

Например, летом существует специальный билет Zomertoer, позволяющий нескольким людям неограниченно путешествовать на поезде в течение двух дней (не обязательно подряд) с любым количеством пересадок в пределах оплаченной зоны.

Для группы из 6 человек можно приобрести общий билет с хорошей скидкой Meermans Kaart.

Осенью действует «билет выходного дня» Herfsttoer с теми же опциями, что и его летний аналог.

Самым дорогим способом оплатить проезд является покупка билета непосредственно у кондуктора в вагоне, так поездка выйдет вдвое дороже, чем при приобретении проездного билета в кассах.

Стоимость поездки не зависит от того, насколько заранее куплен или забронирован документ, а только от расстояния, но билет в оба конца (retour) будет дешевле. Правда, купить такой обратный проездной можно только в день отъезда или на уикенд.

Также в поездах действует единая транспортная карточка OV chipkaart.

На платформе перед посадкой «на борт» поезда необходимо приложить карту к специальному терминалу, и со счета спишется фиксированная сумма в размере €20.

При выходе из поезда нужно снова прикоснуться к автомату, и на карту вернется неизрасходованный остаток, из расчета, что путешествие стоило 12 центов за 1 км. Так в Нидерландах исключают вероятность безбилетного проезда.

Билет Eurail Pass позволяет неограниченно передвигаться по железной дороге в пределах всего Бенилюкса, однако приобрести такой проездной документ удается не каждому, и некоторым аналогом может служить Inter Rail Pass.

Voordeel-urenkaart — билет, действующий не в часы пик и дающий своему владельцу 40% скидку на проезд. Получение этого документа может занять несколько недель, поэтому такой вариант подходит только тем, кто остается в Нидерландах надолго.

Будьте внимательны: в нидерландских поездах курение строго запрещено, за нарушение этого правила полагается серьезный штраф.

Источник: http://guide.travel.ru/netherlands/transport/railways/

Поезда Голландии (Нидерландов)

Голландские железные дороги (Nederlandse Spoorwegen) объединяют все города Нидерландов, от самых крупных до самых маленьких. Поэтому путешествовать поездом по Голландии очень удобно и совсем не дорого. Карта железных дорог Нидерландов показывает, насколько филигранно изрезана эта страна железнодорожными путями.

Что примечательно, — заранее билет не покупается. Голландские жд действуют по принципу — “купил билет на вокзале” — “в тот же день сел на поезд”. Цены на билеты фиксированны и рассчитываются из количества километров, которое вам нужно преодолеть.

Расписание поездов, следующих по Голландии, можно посмотреть на официальном сайте железных дорог Голландии.

Чтобы сориентироваться по ценам на самые популярные направления и в различные по удаленности города Голландии, вы можете воспользоваться нашей таблицей:

НаправлениеРасстояние между городамиПриблизительная стоимость билетов
Амстердам (Центральный вокзал) — Гронинген (Groningen) 182 км 24,70 евро
Амстердам (Центральный вокзал) — Леуварден (Leeuwarden) 141 км 24,50 евро
Амстердам (Центральный вокзал) — Зволле (Zwolle) 111 км 17,70 евро
Амстердам (Центральный вокзал) — Амерсфорт (Amersfoort) 51 км 8,20 евро
Амстердам (Центральный вокзал) — Гаага (Den Haag HS) 63,5 км 11 евро
Амстердам (Центральный вокзал) — Арнем (Arnhem) 99 км 16,10 евро
Амстердам (Центральный вокзал) — Эйндховен (Eindhoven) 124 км 18,70 евро
Амстердам (Центральный вокзал) — Маастрихт (Maastricht) 211 км 24,70 евро
Амстердам (Центральный вокзал) — Тилбург (Tilburg) 111 км 17,50 евро
Амстердам (Центральный вокзал) — Венло (Venlo) 183 км 22,50 евро

Если вы хотите купить билет онлайн и расплатиться своей Visa или MasterCard, вы можете воспользоваться международным сайтом по покупке билетов на поезда Европы. Интерфейс на английском, но все просто и понятно.

  • Сайт принимает Visa и MasterCard.
  • Цена билета будет такой же, как и на сайте железных дорог Нидерландов.
  • Не забудьте скачать билет в формате pdf и распечатать с собой в дорогу.

Время действия билетов

Билеты в одну сторону действительны в течение одного дня с момента покупки. То есть если вы купили билет 25 сентября, ездить по нему вы можете до 23:59 того же дня. Начиная с 26 сентября билет считается недействительным.

Перед посадкой на поезд не забудьте прокомпостировать билет в желтом терминале. Они стоят повсюду на платформе.

Билеты туда-обратно стоят в два раза дороже, и они тоже действительны только в течение дня.

Если вы хотите поехать в какой-то город Голландии с ночевкой, покупайте два билета в одну сторону.

Дети до 4-х лет путешествуют бесплатно.

Для детей от 4-х до 11-ти лет можно купить билет за 2.50 евро, который действителен в течение дня, если их сопровождает взрослый с полноценным билетом.

Где еще можно купить билет на поезд по Голландии

Стоит знать, что покупать билет на станции в специальных терминалах не стоит.

Эти терминалы не принимают банковские карты, а также бумажные деньги. Поэтому если у вас нет с собой мешка мелочи, вряд ли вам удастся купить там билет. Если, наоборот, вы хотите избавить ваши карманы от лишней тяжести, терминалы самоообслуживания вам в этом могут помочь. Их можно легко найти на любой станции, в том числе на Центральном железнодорожном вокзале Амстердама.

Билет также можно купить “у живого человека” в кассе на вокзале или на любой станции.

Стоит иметь в виду, что при покупке билета в кассе взимается комиссия в размере 0.50 евро за билет. И оплатить можно только наличными. Банковские карты не принимаются.

Поэтому, если вам принципиально оплатить картой, лучше купить и распечатать билет заранее на сайте raileurope.

Если вы путешествуете по Голландии и планируете заехать в Амстердам, тогда возьмите с собой в дорогу информацию о транспорте в Амстердаме.

Источник: http://tripsmile.ru/poezda/88-poezda-gollandii-niderlandov

Железные дороги Голландии: бронирование и покупка билетов, советы, полезная информация

http://www.ns.nl

Лично на мой взгляд, заранее покупать железнодорожные билеты в Голландии нет никакой надобности, и оттого сайт железных дорог Королевства Нидерланды следует использовать в основном для ознакомления с расписанием поездов, схемой движения и так далее. Соответственно, надо сосредоточиться именно на этих вопросах, что мы сейчас и сделаем.

Местное железнодорожное сообщение в основном замыкается на столицу, и хотя есть множество разных веток, тянущихся до самых дальних концов периферии, основной путь пролегает по маршруту Амстердам — аэропорт Скипхол — Дельфт — Гаага — Роттердам и далее в Бельгию и Францию.

Таким образом, путешественник, намеренный отправиться куда-нибудь из главного аэропорта страны, не испытает ни малейших затруднений: если уж в самые ближайшие минуты ему не подадут скоростной поезд, то уж на электричку он вполне вправе рассчитывать.

Исключением в этом ряду являются только составы «Thalys», на которые не распространяется действие местных билетов.

По прибытии на вокзал, следует перво-наперво обратить внимание на расписание ближайших поездов: рейсы довольно регулярны, но вот, скажем, пропустив очередной заезд, например, в Заансе-Сханс, придётся потом полчаса ждать следующего. Стало быть, нужно понимать, что в ряде случаев промедление, что называется, смерти подобно, и садиться в поезд даже не имея билета — в этом случае придётся сразу идти искать проводника, который продаст искомый проездной.

Расписание голландских железных дороге обычно делится по направлениям, и для начала необходимо найти тот сегмент, что касается именно вас: щиты с поездами до Эйндховена будет совершенно бесполезны, если планируется поездка в Лейден.

Найдя расписание и сориентировавшись в нём, надо будет озаботиться билетами. Для этого есть две возможности — идти в кассы или воспользоваться билетными автоматами. В обоих случаях есть свои плюсы и свои минусы.

Билетные кассы есть на всех крупных станциях Нидерландов, и тамошний персонал как правило вполне сносно говорит на английском языке.

Для простоты общения я всё же предложил бы заранее написать на бумажке номер поезда, время его отправления и стоимость билета, чтобы не путаться в объяснениях. Другое дело, что к сумме оплаты придётся прибавить пол-евро сбора за обслуживание.

И вторым, куда более крупным минусом, являются перманентные очереди перед кассовыми окнами, особенно в Скипхоле — там можно без труда потерять минут пятнадцать-двадцать.

Несколько проще в этом плане с билетными автоматами, коих стоит на крупных станциях видимо-невидимо. Однако, и тут есть подводные камни, и первый из них заключается в необходимости вести оплату либо кредитными картами, либо монетками.

Почему голландцы не могут по примеру немецких соседей обделать дело с приёмом банкнот, я лично в толк не возьму.

Тем не менее, факт остаётся фактом, и если у вас нет под рукой банковской карточки, придётся изыскивать горку мелочи, скажем, в 15 евро, если вам захочется проехать, для примера, из аэропорта в Утрехт и обратно.

Более того, ряд автоматов и монетки не принимает. и потому прежде чем пристраиваться к одному такому сине-жёлтому красавцу, внимательно посмотрите на соответствующие значки.

Читайте также:  Виза в грецию для россиян в 2019 году

Начиная работу с автоматом, лучше всего сразу перейти на английский, нажав на изображение значка, расположенное внизу слева.

Выбор станций осуществляется либо элементарным набором названия по буквам, либо с помощью меню из наиболее популярных в данном регионе направлений; от города к городу этот состав меняется.

Поняв, откуда и куда мы едем, можно бодро оформить остальные опции, как-то второй класс поезда, полная цена «Full fare» и так далее. Тут следует иметь в виду, что опция «Day Return», выбираемая тогда, когда планируется короткий набег с возвращением в тот же день, позволяет немного сэкономить, процентов примерно десять от стоимости билета.

Наконец, важно указать количество приобретаемых билетов, после чего можно перейти непосредственно к оплате.

Оплата, как я уже сказал выше, осуществляется в ряде случаев монетами, но есть такие автоматы, которые работают исключительно с банковскими картами. Кроме того, надо иметь в виду, что за оплату кредитной картой взимается дополнительный налог в 1 евро. Словом, куда ни кинь — всюду клин, и в кассе, и в автомате.

Стоит в заключение добавить, что различные маршруты проезда в Нидерландах стоят по-разному. Например, поездка из Скипхола в Харлем обойдётся в одну сумму, если делать пересадку на вокзале Amsterdam Sloterdijk, и совсем в другую если планируется визит на  Amsterdam Centraal — проезд идёт через разные в данном случае зоны, и второй вариант будет оттого стоить дороже.

Источник: http://www.vazlav.info/practice/practice_rail_holland.htm

Передвижение по Голландии на поезде

Изучайте Голландию, путешествуя на комфортабельном поезде. Великолепная железнодорожная сеть, в состав которой входит около 400 станций, беспрепятственно доставит вас из пункта A в пункт B.

  • Изучайте Голландию и путешествуйте поездом.
  • Узнайте больше об инфраструктуре станций и расписании движения поездов.
  • Используйте анонимныечип-карты OV для передвижения по Голландии на поезде.
  • Путешествуйте по Голландии на велосипеде и на поезде.

Железная дорога — это удобный способ объехать всю Голландию. В стране развита обширная железнодорожная сеть, а поезда современны и в высшей степени комфортабельны.

Поскольку Голландия относительно небольшая страна, вы можете доехать от Амстердама до Утрехта за 30 минут, а от Гааги до Центрального вокзала Амстердама — всего лишь за 50 минут.

И даже поездка в самую северную часть Голландии (Гронинген) и в самую южную часть (Маастрихт) от Центрального вокзала Амстердама занимает всего лишь 2 часа. Другими словами, путешествие на поезде — это идеальный способ открыть для себя множество красивых мест Голландии!

Путешествие на поезде

Вы можете использовать одноразовую чип-карту или OV (смарт-карту) для поездок на поезде по Голландии. Одноразовая чип-карта идеально подходит для случайных (нерегулярных) путешествий. Вы можете приобрести её в автоматах по продаже билетов NS или на стойках обслуживания. Одноразовая  чип-карта всегда стоит 1 евро в один конец.

Вам не нужно пополнять средства на карте, но необходимо пройти регистрацию на входе и выходе. 
Если в период нахождения в Голландии вы планируете пользоваться поездом достаточно часто, мы рекомендуем приобрести «анонимную чип-карту OV». Вы можете купить их в автоматах по продаже билетов NS или на стойках обслуживания.

Стоимость анонимной чип-карты OV – 7,50 евро (такую карту можно использовать для поездок на автобусе, трамвае, метро и пароме). До поездки вам необходимо пополнить свою анонимную чип-карту OV, что можно сделать в автомате по продаже билетов.

Если вы хотите путешествовать поездом, сумма на вашей чип-карте OV должна быть не менее 20 евро! При посадке и на выходе вы должны всегда проходить регистрацию. Ищите на станции стойки для чип-карт OV.

Путешествие 1 или 2 классом

Фактически в каждом поезде NS предусмотрены места 1 и 2 класса (отметка класса расположена внутри и снаружи поезда). Если вы покупаете анонимную чип-карту OV, то, как правило, вам будет предоставлено место во 2 классе.

Если вы желаете получить больше комфорта и пространства, вы можете выбрать 1 класс, при этом придётся доплатить за билет. Вы можете поменять класс на своей чип-карте OV в автомате по продаже билетов NS.

На экране нужно выбрать «Change class» («Изменить класс») и затем «1st class today» («1 класс сегодня»). Поднесите свою анонимную чип-карту OV к считывателю билетов. Измененный класс будет действовать до 4 утра.

 
Если вы покупаете одноразовую чип-карту или электронный билет, вы можете выбрать 1 или 2 класс в момент приобретения билета. Более подробную информацию о билетах 1 класса и порядке смены классов можно получить на стойке обслуживания или на стойке информации.   

Станции

В Голландии около 400 станций. Есть исторические станции, такие как Харлем, небольшие станции, как  Сустдейк, и большие станции, как Амстердам и Утрехт.

Инфраструктура на разных  станциях отличается, но на каждой станции есть автомат по продаже билетов NS, в котором вы можете приобрести билет. На более крупных станциях также есть стойка обслуживания и стойка информации, где вам ответят на любой вопрос и помогут советом.

На стойке обслуживания также продаются билеты. Кроме того, на более крупных станциях работают магазины продуктов, цветов, книг, духов и одежды. 

График движения поездов

На каждой станции есть жёлтые знаки, которые сообщают о движении поездов с раннего утра и до позднего вечера. Они покажут вам время и место отправки вашего поезда.

Знаки отправления также находятся на платформе, они сообщают время отправления следующего поезда и станции, на которых предусмотрены остановки.

О любых изменениях объявляют по громкоговорителю и с помощью знаков отправления на соответствующей платформе. Всегда держите знаки отправления в поле зрения!  

 Ночные поезда

Если вы хотите отправиться домой на поезде ночью, вы можете воспользоваться ночным поездом. Они обслуживают несколько маршрутов и курсируют после последнего регулярного поезда до раннего утра.

Интервал движения таких поездов составляет один час, а билеты доступны по обычной цене. Обратите внимание, что ночные поезда доступны каждую ночь только в районе Рандстад, в других же районах они доступны, как правило, только по выходным.

Ночные поезда также курсируют до амстердамского аэропорта «Схипхол» и аэропорта Эйндховена.  

Провоз велосипеда в поезде

Вы можете провозить свой велосипед в поезде, но не в час пик (т.е. с 9:00 до 16:30 и после 18:00). Вам необходимо купить билет одного дня на провоз велосипеда в автомате по продаже билетов NS; стоимость билета составляет 6 евро.

Ваш велосипед будет перевозиться в специально предназначенной для этого зоне поезда, которую можно определить по значку велосипеда на поезде.

Более подробную информацию о провозе велосипеда в поезде можно получить на стойке информации NS и на стойке обслуживания.

Загрузите информационную брошюру о поездках железнодорожным транспортом в Голландии здесь.

Источник: https://www.holland.com/ru/tourism/plan-your-holiday/getting-around-in-holland/public-transport/travel-by-train-ru.htm

Как купить билет на поезд в Голландии?

Электрички в Голландии — столь же привычный вид транспорта, как трамвай или велосипед. Маршрутная сеть охватывает едва ли не все города и деревни, а ближайший поезд в любую сторону уходит через 5 минут. Как ты понимаешь, такие железные дороги — настоящий подарок для туриста.

Правда, и у голландских железных дорог есть свои тонкости и нюансы. Связанные, в первую очередь, с покупкой билетов и провозом велосипедов. Об этом мы сегодня и поговорим.

Есть несколько способов облегчить свой кошелек и обезопасить себя от контролера. У каждого из них свои достоинства и недостатки, их мы и разберем подробно.

OV-chipkaart

Бесконтактная многоразовая карта. Действует во всех видах общественного транспорта — поездах, трамваях, автобусах и т. д. Самый выгодный для местных жителей и самый сложный для туристов механизм оплаты проезда.

Действует OV-chipkaart следующим образом. На карту вносятся деньги, а затем, при посадке и высадке из транспорта, пассажир прикладывает её к валидатору. Таким образом с карточки списывается плата за проезд, без каких-либо дополнительных комиссий и платежей.

Есть и недостатки. Во-первых, сама карта стоит 7,5 евро. Во-вторых, для использования её в поездах необходим депозит в размере 20 евро. Эдакая «несгораемая» сумма, которая постоянно должна быть на карте.

В-третьих, сама процедура check-in/check-out может показаться на первый взгляд сложной и ответственной: «забывчивость» на посадке грозит штрафом за безбилетный проезд, рассеянность на выходе «съест» всё, что было на карте.

В-четвертых, использовать одну карточку вдвоем или втроем нельзя.

Вывод: OV-chipkaart пригодится местным жителям или туристам, которые приехали в Нидерланды минимум на 10-15 дней и планируют активно путешествовать по стране.

Разовый бумажный билет

По сравнению с картой кажется чем-то близким, родным и понятным. Купил — и езжай. Но, как и в случае с OV-chipkaart, есть свои особенности:
— купить билет можно только в кассе, или в терминале самообслуживания.

Найти кассу на многих вокзалах не так-то просто, а терминал принимает только банковские карточки, или монетки.

Бумажными деньгами оплатить билет в терминале нельзя;
— за карту взимается дополнительная плата — 1 евро; то есть, если на сайте, или при оплате OV-chipkaart проезд стоит 5 евро (или 50 — неважно), то за бумажный билетик из автомата придется заплатить 5+1 = 6 евро (или 51).

— при оплате билета картами MasterCard или Visa взимается дополнительная комиссия — 0,50 евро за заказ. В одном заказе может быть не более 4 билетов. То есть переплата, например, за 7 билетов, составит 7 * 1 евро (плата за карточку билета) + 2 * 0,50 евро (комиссия) = 8 евро, по сравнению с ценой на сайте или при оплате OV-chipkaart.

Вывод: бумажный билет — сравнительно простой и быстрый способ оплаты проезда. Не самый дешевый, но доступный для понимания. Подойдет туристам, которые планируют 1-2 поездки по стране.

Электронный билет

Сайт голландских железных дорог позволяет построить маршрут поездки, узнать расписание поездов, платформу, с которой уходит и куда приходит поезд, станции пересадки и, конечно, стоимость проезда. Сайт позволяет всё, кроме одного: на нем невозможно купить билет.

Вернее, не так. Купить билет можно, но только в том случае, если у тебя есть банковская карта, привязанная к счету в голландском банке. Для чего это сделано, объяснить не могу, лучше расскажу о том, где всё-таки можно купить билет.

Купить без комиссии билеты на голландскую железную дорогу можно… на сайте бельгийских железных дорог! Выбирай дату, прокладывай маршрут, оплачивай картой — и вперед. Всё, что тебе нужно — распечатать квитанцию и, при необходимости, предъявить её контролеру в поезде. Никаких переплат, никаких check-in/check-out. Всё логично и просто.

Вывод: электронный билет — лучший выбор для путешественников, которые имеют чёткое представление о маршруте своего путешествия.

Правила провоза велосипедов в поездах

Комбинация «велосипед+поезд» – пожалуй, лучший способ увидеть Голландию. В вагонах есть специальные площадки для перевозки велосипедов, а вокзалы организованы таким образом, чтобы путешествовать было удобно как с велосипедом, так и без него.

Правила провоза велосипедов в электричках довольно просты:
а) на велосипед необходимо приобрести отдельный билет.

Стоит он 6€ вне зависимости от расстояния и направления;
б) перевозка велосипедов в поезде запрещена в «часы пик»: с 6:30 до 9:00 утра и с 16:30 до 18:00 вечера.

в) перевозка велосипедов разрешена на специально оборудованных площадках в вагонах, отмеченных знаком «велосипед».

Разумеется, эти правила могут быть полезны лишь тем путешественникам, кто прибыл в Голландию со своим велосипедом, или взял его напрокат на весь срок пребывания в стране. Всем остальным будет интересна следующая штука.

Читайте также:  Аэропорт сочи (адлер): как добраться

Прокат велосипедов на вокзалах Нидерландов

На каждой крупной, или сравнительно крупной железнодорожной станции Нидерландов можно взять велосипед в прокат. Цены весьма доступны (такие же, как в городе, или ниже), дополнительных обременений вроде обязательных страховок, как правило, нет.

Режим работы обычно совпадает с режимом вокзала: открываются конторы около 6:00 утра, закрываются после полуночи. Узнать о том, есть ли велопрокат на интересной тебе станции, можно на официальном сайте голландских железных дорог.

На мой взгляд, именно к этой системе стоит приглядеться, если планируешь выбраться на денек-другой в тот или иной регион Голландии.

Вот, пожалуй, и всё на сегодня. Надеюсь, Я ответил на твои вопросы, и теперь ты знаешь, как купить билет на поезд в Голландии, можно ли путешествовать с велосипедом и почему к описанию станций стоит внимательно присмотреться. Если остались вопросы — задавай их в нашем сообществе вконтакте, ну и не забудь поделиться статьей в социальных сетях. Нам будет чрезвычайно приятно.

Источник: http://dreamandgo.ru/kak-kupit-bilet-na-poezd-v-gollandii/

Железнодорожный транспорт в Нидерландах – Арриво

Железная дорога в Голландии является удобным, относительно экономичным и комфортным способом передвижения, как между крупными городами, так и в самые отдаленные точки страны.

Официальный сайт железных дорог в Нидерландах:

Поезда между крупными городами ходят каждые 15-30 минут.

Некоторые поезда идут с пересадкой, о которой будет написано в билете, уточнить станцию, где будет осуществлена пересадка можно у контролера.

Информация о билетах

На всех станциях есть подробное расписание поездов по всем направлениям. Билеты на поезда в Голландии можно купить в день поездки в кассах вокзала или в автомате. Очередь в кассу в крупных городах может занять 15 минут.

Для удобства покупки билета можно написать на бумажке названия начала и конца маршрута, количество пассажиров и класс вагона, а также время отбытия. Купить билеты в автомате можно без очереди, но обратите внимание, что автоматы принимают кредитные карты (только Maestro) и монеты.

Цены

Маршрут Цена
1 класс 2 класс
Амстердам – Роттердам 12 € 19 €
Амстердам – Гронинген 26 € 42 €
Амстердам – Гаага 11 € 18 €
Амстердам – Утрехт 7 € 12 €
Амстердам – Гарлем 4 € 7 €
Дневной проездной 39 € 62 €

Летом (1 июля – 9 сентября) можно купить билет Zomertoer, по которому можно неограниченное количество раз ездить любые три дня из десяти (не обязательно подряд). Билет стоит 49 € на одного и 69 на двоих.

В выходные можно приобрести льготный билет weekend retour, позволяющий путешествовать с неограниченным количеством пересадок.

Типы поездов и вагонов

Поезда

Скорые поезда (идут с остановками в крупных городах или без остановок): InterCity (IC) и Sneltrein.

Региональные поезда (идут со всеми остановками): Stoptrein.

Вагоны

Вагоны делятся на 1 и 2 классы.

Различие между классами незначительное. В 1 классе более современные кресла с хорошей обивкой.

Во всех вагонах (не зависимо от класса) есть туалеты, пользоваться ими можно только в движении, на остановках они закрываются.

Советы

  • Объявления в поездах и на вокзале делают на голландском языке, поэтому рекомендуем следить за табло и внимательно читать информацию в билете.
  • В кассах вокзалов обычно понимают на английском.
  • В поезд можно проносить велосипед за дополнительные 5 €. Для этого надо найти вагон, на котором нарисован велосипед, в нем есть специальные держатели.
  • Практически на каждой станции можно арендовать велосипед.
  • Покупка билета заранее не снижает цену.
  • Билеты с 40 % скидкой действуют только при наличии дополнительной дисконтной карты, которую может купить местный житель.
  • Билет, купленный в вагоне, будет стоить на 35 € штрафа дороже.

Источник: http://www.arrivo.ru/niderlandy/zheleznodorozhnyiy-transport-v-niderlandah.html

Что не так с РЖД по сравнению с европейскими железными дорогами

?Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
2018-02-06 15:36:00Аркадий Гершман
gre4ark
2018-02-06 15:36:00

Поезда – самый эффективный вид общественного транспорта для агломераций: обособление + большое расстояние между станциями (около 2 км) + длинные составы = быстрый способ добираться из одного конца города в другой. Даже метрополитены менее эффективны из-за меньшего расстояния между станциями – поезда просто не успевают разогнаться.

Высокоскоростные поезда позволяют связывать города между собой, улучшая мобильность населения и давая толчок к развитию областей и страны в целом. Кроме того, поезда занимают меньше места и позволяют довозить людей прямо в центр города, что намного быстрее самолётов при относительно небольших расстояниях.

Сегодня в мире идёт не только трамвайный ренессанс с восстановлением путей на улицах, но и железнодорожный.

После экспериментов прошлого века вопросы мобильности населения были переосмыслены, а подвижной состав доработан – появились скоростные поезда, а сами железные дороги были сориентированы на перевозку людей, а не грузов.

В этом контексте интересно сравнить нашу железную дорогу и европейскую. Сразу хочу сделать ремарку, что в тему жд транспорта я погружен не очень сильно, поэтому возможны ошибки. Плюс я буду больше рассматривать опыт Западной Европы, потому что где-нибудь в Восточной всё может быть ещё хуже, а нам нужно перенимать только лучшее.

Станции и вокзалы
офис продаж в Пассау

Про вокзалы и станции я уже немного писал (раз, два, три). В Европе не стали создавать театры безопасности и тратить миллиарды на имитацию безопасности, хотя угрозы терактов у них очень даже реальны.

Вокзалы являются частью города, попасть в поезда можно без каких-либо унижений:

Расписание есть в печатном виде, но практически везде электронное табло. РЖД гордятся, что у них практически нет опозданий, но умалчивают, что это достигается за счёт черепашьей скорости поездов. То есть поезда могли бы ехать быстрее (намного быстрее), но легче увеличить время движения и подстраховаться от сбоев. В Европе поезда могут опоздать на 5 минут, но будут ехать быстро. Поэтому тут электронные табло как в аэропорту: время по расписанию и фактическое.

Турникетов на рейсах между Германией, Австрией и Чехией я не встретил, как и на пригородных поездах – упор делается на контролёров. Мужик с чемоданом через 15 минут после фото с улыбкой проверить мои билеты. Только платформа эта в Германии, проверит он их на территории Австрии, а покупал сами билеты я в Чехии.

Новые вокзалы полностью доступны для маломобильных и оборудованы всей возможной велоинфраструктурой. Фишка в том, что велосипед значительно расширяет доступность станций для людей с 300 метров до 3-5-7 километров с минимальными затратами, поэтому пересадку с одного вида транспорта на другой делают комфортной:Платформы разделены по секциям, чтобы можно было заранее встать у своего вагоны. Случаются ошибки, но система рабочая и удобная:

Обратите внимание на крышу станции – она заканчивается за краем платформы. У нас же РЖД часто обрезает навес заранее, из-за чего вода и снег падают на край и превращаются в лёд. Главное ведь безопасность, ага.

На станциях встречаются подъёмные устройства для колясочников, позади зона для курения в стороне от основной зоны ожидания:Павильоны зоны ожидания на случай непогоды:А это комната ожидания при кассах на станции в поле, тут я сидел два часа во время пересадки. Лампочка работает от детектора движения, поэтому книжку я читал во время ходьбы по кругу:

Поезда

Тут всего и много. Поезда и направления поделены между собой и имеют разный подвижной состав. Есть старенькие моторные вагоны типа Бзмот)Внутри есть автоматы для продажи билетов и велопарковки. Как я понимаю, компостеры и автоматы на случай запуска по городским маршрутам.

Конечно же туалет:Интернета и розеток нет, но этот вагон делался ещё до всех этих хипстерских штук.Аппарат новее:Это тупиковая ветка, куда поезда заходят каждые два часа. Электрифицировать такую нет смысла, а обслуживать направление как-то надо.Набор аналогичный: крепления, билетный автомат, компостер и туалет.Поезда линии городской электрички.

Такие вполне могут ходить в город другой страны:Ускоренные поезда:Здесь уже появляется разделение по классам и возможность забронировать конкретное место за доплату. Двери автоматические, сверху стоит датчик движения над ручкой:За январь я обошёл столько поездатых туалетов, что чувствую себя ревизором, только белых перчаток не хватает.

Веловагон:Как я говорил, совмещать велосипед и железную дорогу выгодно, но всегда есть возможность просто оставить велосипед на станции.Скоростные Сапсаны:Та самая бронь мест. В старых поездах вместо табло разъём для бумажек, куда вносят номер билета перед отправлением.В Австрии ещё покатался на частной жд компании.

У ребят цена ниже примерно в 5-10 раз, по сравнению с государственным оператором!

Двухэтажные новые поезда, всего 10 евро от Линца до Зальцбурга!

Время чмырить меня за старый компьютер:Кофейня при поезде:На экране как раз наше опоздание на три минуты:Компания запомнится мне двумя вещами: у них вечно что-то сломано, но об этом прямо пишут… и тут есть разделение на мужской и женский туалеты:В Европе, как я понял, не стали делать высокие платформы для создания безбарьерной среды. Раньше справлялись просто лестницами, а сейчас есть возможность создавать низкопольные поезда:Тут надо считать экономику и варианты, но у нас промышленность делает вагоны только под высокую платформу, из-за чего по всей стране приходится брать штурмом поезда. Только в Москве, Петербурге и Владивостоке все станции с высокими платформами и безбрарьерной средой.

При чём тут РЖД

Приятно смотреть на быстрые поезда, современные вокзалы и быстро ехать с красивым видом за окном, только у нас этого нет. Даже банальный единый городской билет на электричку в черте города невозможно внедрить из-за тупого законодательного разделения.Дело в том, что у РЖД в приоритете вагоны с углём, а не люди.

Грузовые поезда можно разогнать хоть до 250 км/ч, только для этого потребуется в 20 раз более дорогой подвижной состав, увеличатся энергетические затраты, потребуются миллиарды в развитие инфраструктуры. В результате уголь в процессе транспортировки будет дорожать в несколько раз. Вот и получается, что пассажирские поезда едут медленно из-за подстраивания под медленные грузилы.

В общем, мобильность населения тормозится экономически обоснованной скоростью товарников.

Строить дополнительные пути очень дорого, а при увеличении скорости пассажирских поездов растёт съём товарных и в целом снижается пропускная способность. Плюс повышаются требования к путям, что не совместимо с пропуском дешёвого грузового подвижного состава.

Отсюда растут уши уродских вокзалов, досмотровых зон, неудобных турникетов и билетов, заборов и прочих вещей – люди дешевле угля.

Пока не будет принято решения о смене приоритетов хотя бы в крупных городах и в плотных областях, железнодорожные пути так и будут оставаться нереализованным потенциалом.

Уголь даёт рабочие места и тепло, но пробки и плохое сообщение сдерживают экономический рост и вредят той же экологии.

Даже Москве для решения своих транспортных проблем с помощью уже существующих путей пришлось идти к президенту за одобрением, что невозможно представить для какого-нибудь Краснодара или Владивостока.

Поделиться записью:

А ещё можно подписаться в…Посты по теме:

Поездатый пост гнева

Израильская железная дорога

Источник: https://gre4ark.livejournal.com/516823.html

Голландия — на поезде. Часть четвертая

В Голландии, как и во многих странах Европы, поездами пользуются постоянно. Для местных это часть повседневной жизни. Для иностранцев — отличная возможность посмотреть страну. Я расскажу о четырех городах, в которые примчали нас поезда: о Гааге, Делфте, Роттердаме и Утрехте. А во время остановок мы будем разглядывать перроны, пассажиров и вагоны.

Четыре жителя «кольцевого города»

Названные выше города входят в агломерат Randstad («кольцевой город»). Сюда же входит и Амстердам. Конечно, объехали мы их не за один день, а за четыре.

И всякий раз отправным пунктом был Лейден, он тоже часть Randstad. Лейден сравнительно небольшой городок.

Читайте также:  Как дешево отдохнуть в дубае — 10 секретов

От него на поезде 35 минут до Амстердама, 15 минут до аэропорта Схипхола, 15 минут до Гааги, 35 минут до Роттердама и 45 минут до Утрехта. Поехали?

© Фото : из личного архива автора

Роттердамский вокзал.

Только для начала еще пару слов об агломератах. Голландия — это не страна «одного города», где вся жизнь сосредоточена лишь в столице. Люди перемещаются по всей территории Нидерландов, в зависимости от того, где живут, где работают или учатся.

Конечно, голландцы стараются жить и работать в одном агломерате — так, многие, особенно семейные, обитают в более спокойных, маленьких его городах, а работают в больших. То есть это все равно что перемещаться по одному мегаполису.

Но очень часто бывает и так, что по тем или иным причинам некоторые голландцы ежедневно проезжают чуть ли не полстраны до пункта назначения. Благо страна маленькая, а поезда быстрые. И их много.

Расписание

Население Голландии самое плотное в Западной Европе. В этой маленькой стране живет 17 миллионов человек. И оттого голландская железная дорога — одна из самых загруженных в мире. Поезда здесь ходят и ночью. В час пик поток людей на вокзалах огромен. И все куда-то спешат. Поначалу кажется, что понять что-либо в расписании просто невозможно.

На электронных табло столько информации и платформ на вокзалах (особенно в крупных городах) так много, что совершенно теряешься — куда бежать? И откуда все эти люди знают, куда бежать им? Но со временем привыкаешь, и уже не так страшно. Тем более что всегда можно обратиться к кому-то из сотрудников вокзала за помощью.

Пассажиры тоже подскажут, если вы спросите. Кроме того, можно, по примеру голландцев, пользоваться сайтами (или их приложениями для смартфонов), которые выстраивают маршруты и показывают расписание в режиме он-лайн (например, 9292.nl или ns.nl — на обоих сайтах есть переключатели на английский язык).

Именно с помощью сайта мы выстраиваем наш маршрут и отправляемся в Гаагу.

Гаага — королевское гнездо

Гааге присущ неуловимый шик. Не кричащий. А добротный, респектабельный. Старинные дома, мощеные улочки, по которым размеренно течет жизнь, тихие ресторанчики, освещенные гирляндами с изображениями короны. Повсюду царит какое-то чинное спокойствие.

Гаага — неофициальная столица Нидерландов и один из важнейших по значимости город. Здесь находится резиденция монарха, парламента, госаппарата и международных правовых органов, располагаются посольства и консульства. Так что иностранцев в Гааге очень много.

Однако это не только дипломаты, правозащитники и местные жители-эмигранты, но и туристы.

© Фото : из личного архива автора

Станция города Гаага из окна поезда.

Чем же сдержанная Гаага привлекает к себе после шумного Амстердама? Дело в том, что в городе находится один из самых посещаемых музеев страны — Королевская галерея Mauritshuis (Дом Морица).

В небольшую, но драгоценную коллекцию полотен входят такие шедевры, как «Урок анатомии доктора Тульпа» Рембрандта, «Автопортрет» того же Рембрандта и голландская Мона Лиза — «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера.

Но о ней мы поговорим позже, когда доберемся до Делфта, в котором Вермеер и жил.

В Гааге также расположен парк Madurodam — своего рода миниатюрная Голландия, — где собраны копии самых важных зданий, объектов и достопримечательностей страны в масштабе 1:25. Кстати, Madurodam имеет статус города — и это самый маленький город, в котором мне довелось побывать.

Madurodam отображает реальность Нидерландов: все слаженно работает в этом лилипутском игрушечном городе-стране, как хорошо смазанный часовой механизм — по автомагистралям ездят машины, вдоль каналов плывут баржи из порта, даже самолеты голландской авиакомпании KLM движутся по взлетной полосе у здания аэропорта. Madurodam — дорогой город. Стоимость одного объекта в нем может достигить 100 тысяч евро. Немалых средств требует и содержание самого парка — миниатюрные здания, как и настоящие, подвержены разрушительному влиянию ветров и осадков, а иногда — шаловливых детей.

© Фото : из личного архива автора

Гаагский парк миниатюр Мадюродам.

В королевском гнезде расположено огромное количество модных бутиков одежды, которые регулярно предлагают скидки. И мы ходим вдоль сияющих торговых рядов, пока те не гасят свои огни. Время позднее, Гааге пора спать.

Билеты

Билеты в Голландии довольно дорогие. Продаются они на вокзалах в кассах и в автоматах. Справиться с автоматом несложно. Можно переключить язык на английский и следовать инструкциям или попросить о помощи кого-то из сотрудников.

Если все же не хочется связываться с автоматом, то можно обратиться в кассу. Стоимость проезда будет зависеть от расстояния. Если покупать билет сразу в оба конца, то он обойдется дешевле. Есть и единая транспортная карта — OV chipkaart (стоит она порядка 7-8 евро).

Ее можно использовать и в поездах, и в автобусах, и в трамваях, и в метро — очень удобно! На такой карте должен быть необходимый денежный минимум. Пополнить ее можно в тех же автоматах или в кассе.

Перед тем как отправиться на платформу, карту нужно приложить к считывающему устройству (сделать check in) и, что самое главное, так же приложить ее к считывателю на выходе из вокзала (сделать check out).

Есть и множество других карт, с которыми можно дешевле путешествовать поездом по Голландии. Это и безлимитные двухдневные карты, и групповые билеты со скидкой. О них на хорошем английском подробно расскажут в пунктах информации, которые есть на каждом вокзале. Ну а у нас билеты куплены, и мы едем в Делфт.

Делфт — город с жемчужной сережкой

Делфт — это тот случай, когда влюбляешься с первого взгляда и навсегда. Между прочим, он — первая столица Нидерландов. Но те времена остались позади.

Сейчас Делфт маленький, очаровательный, уютный городок с сотней каналов и сотней крошечных кафе, из которых так вкусно пахнет кофе и свежими круассанами.

Здесь производится чудесный сине-белый фарфор — delfts blauw («делфтский голубой») — символ города и один из символов страны.

© Фото : из личного архива автора

Делфтский городской канал.

А еще Делфт — малая родина живописца Яна Вермеера, чью «Девушку с жемчужной сережкой» мы ранее встречали в Гааге. Художник здесь родился, прожил всю жизнь, здесь же и похоронен — в Старой церкви, в числе других известных жителей города. Есть еще и Новая церковь, в склепе которой покоятся члены королевской семьи.

© Фото : из личного архива автора

«Мастерская» Вермеера в Делфте, где родился и жил художник.

Вермеер же был выходцем из семьи предпринимателя-торговца. Вообще-то известно о нем мало, как и о его шедевре — до сих пор не выяснили, кем же была та девушка, что позировала мастеру. В городе есть небольшой Центр Вермеера. Оригиналов здесь нет, только репродукции, зато воссоздана обстановка рабочего кабинета художника.

И вот ты входишь в эту небольшую чистенькую мастерскую, проходишь мимо столика с кистями и красками к окну, чтобы рассмотреть витраж, и кажется, что еще немного и позади раздастся голос. «Замри, — скажет он. — А теперь поверни ко мне голову».

Голос действительно раздается… «Простите?» — «Мы закрываемся через двадцать минут», — повторяет музейный сотрудник на английском. Остается только покинуть центр и бродить по улицам, по которым когда-то бродил Вермеер. И та девушка. Имени которой мы, может, так и не узнаем.

Но становится темно, повсюду зажигаются фонари. И нам пора обратно на вокзал. Дальше на очереди Роттердам.

© Фото : из личного архива автора

Маленькие кафе в нидерландском Делфте.

Поезда

Они выкрашены в желто-синий цвет и выглядят довольно симпатично. Поезда бывают разных типов: есть те, что останавливаются на всех остановках (так называемые sprinter), есть междугородние экспресс-поезда (intercity), что пропускают мелкие станции. Эти экспрессы обычно двухэтажные.

Вагоны в любых поездах светлые, удобные, с большими окнами, высокими мягкими креслами, откидными столиками, ящиками для мусора, крючками для одежды и полками для ручной клади. В междугородних поездах есть туалеты. И wi-fi! Так что если ехать вам сравнительно далеко, у вас будут все условия, включая живописный пейзаж за окном.

Вечно зеленые поля, мирно пасущаяся на них живность.

Ну а мы уже на месте. Только что произошло? Кажется, машинист случайно нарушил пространственно-временной континуум и привез нас в будущее…

© Фото : из личного архива автора

Роттердамский вокзал.

Роттердам — отдельная планета

Уже на выходе из здания вокзала, которое само по себе — произведение современного искусства, мы чувствуем характер Роттердама и его энергию — простор, свободу, смелость, масштаб. Роттердам — самый нетипичный «голландец» страны.

Город современной архитектуры, крупнейший международный порт, центр машиностроения, крупнейший транспортный узел. Девиз «Окреп в борьбе» выбран не без основания. Роттердам не просто окреп в борьбе, он восстал из руин. Во время Второй мировой войны на центр сбросили без малого 97 тонн бомб. Спустя годы на пепелище вырос город-фантастика.

Вот уж где было разгуляться голландским архитекторам. И они породили великое множество современных проектов: огромные стеклянные небоскребы самых разных форм, экспериментальные дома, станции метро, больше похожие на космические корабли, торговые центры, парки, кафе, напоминающие декорации к фильмам о «далеком будущем».

Ну а самые известные постройки — Кубические дома, крытый рынок Markthal, мост Эразма — снискали всемирную известность.

© Фото : из личного архива автора

Кубические дома Роттердама, города-фантастики.

Чудом уцелевшие во время бомбардировки старые здания выглядят среди стеклянно-металлических гигантов как оставленные ребенком на рабочем столе отца игрушки. После всех этих маленьких сказочных домиков, тесных улочек и пасторальных пейзажей других голландских городов Роттердам кажется отдельной планетой — так велик контраст. И даже не верится, что нас сюда примчал поезд, а не ракета.

Город просто кружит голову. Хочется раскинуть руки и бежать по нему. Хочется переодеться во что-то ультрасовременное и гулять весь день. На самом деле так и получается: мы гуляем весь день и к вечеру просто падаем от усталости: все-таки Роттердам второй по величине город после Амстердама. Пора передохнуть, впереди еще одна станция — Утрехт. Но прежде — пара слов о городском транспорте.

Одна большая сеть

Линии транспорта плотно опутывают страну, как сеть. В больших городах, в которых есть метро, станции вокзалов связаны с ним. Так что можно легко пересесть с поезда сразу в вагон метро. Вагоны эти выглядят привычно — как и в других странах. Линии метро очень часто проложены не только под землей, но и над ней.

Точно так же можно пересесть на автобус или трамвай, остановки обычно располагаются недалеко от вокзалов. Местные жители же очень часто добираются до вокзалов на велосипедах, оставляют их на парковках и садятся в поезд.

Или, если у них велосипеды складные, заносят их в вагон, а на выходе с вокзала снова раскладывают и едут дальше.

Утрехт — вечный студент

К университетским городам я питаю определенную слабость. Здесь всегда царит особенная атмосфера. Как правило, «города-студенты» очень взрослые, но кровь в них всегда течет молодая. Вот и Утрехт считается одним из старейших городов Европы.

Но заполнен он студенческими заботами: лекции, сессии, вечеринки, бессонные ночи, много кофе, деканы, библиотеки, соседи по комнате, зачеты, семинары, практика, свидания, танцы, посиделки, постоянное недосыпание, подработка, новое кафе на углу, курсовые, диплом, уикенды, понедельники, пятницы…

© Фото : из личного архива автора

Вид из окна кафе на Утрехт.

Молодые люди повсюду. От их общего гула чувствуешь прилив сил. Хочется подсесть к какой-нибудь компании, что тесно расположилась за столиком кафе, и послушать, о чем они говорят, полистать парочку из тех книг, что лежат раскрытые перед ними, попробовать разобрать почерк в тетрадях с конспектами, что они держат в руках. Быть студентом очень здорово.

Жаль, что осознаешь это только после того, как закончишь университет. Кстати, в Утрехтском университете учатся не только голландцы, но и иностранцы — на самых популярных факультетах преподают на английском языке. Так, мне довелось общаться с девушкой, которая приехала в Утрехт на учебу из Франции и очень довольна своей голландской alma mater.

Мы гуляем по городу.

© Фото : из личного архива автора

Вид с моста на один из утрехтских каналов.

По сравнению с другими городами Голландии в старой архитектуре Утрехта чувствуется некое бургундское влияние Бельгии и Франции. Одна из достопримечательностей города и его символ — Domtoren — 112-метровая церковная башня собора Дом, самая высокая башня Голландии.

В ясную погоду с вершины ее можно увидеть Амстердам и Роттердам — привет соседям! Когда ходишь по Утрехту, башню видно отовсюду. И кажется, что она смотрит на тебя. Мы уже встречали Domtoren — в Гааге, в парке миниатюр.

Даже уменьшенная в 25 раз, миниатюра производит впечатление, что уж говорить об оригинале…

© Фото : из личного архива автора

Гордость Утрехта — Domtoren, самая высокая башня Голландии.

По Утрехту проходит «тропа славы» — улочка Vinkenburgstraat, вымощенная табличками с именами и отпечатками ладоней голландских кинозвезд. Каждую осень в городе проводится Национальный фестиваль голландского кино.

Пересчитав все пальцы на руках местных звезд, мы возвращаемся в центр. Здесь устроен каток с синтетическим льдом. Студенты катаются и визжат от удовольствия. В стороне стоит пожилая пара — по-моему, это первые местные старики, которых я встретила за все время, что мы здесь.

Они держатся за руки, смотрят на молодых и улыбаются. И я представляю, как лет пятьдесят назад они сами смеялись и сидели над книгами, не спали по ночам и ходили на танцы, писали диплом, прогуливали занятия и вот так же стояли, держась за руки. Утрехт темнеет, но не засыпает.

Города-студенты никогда не спят.

Начало: Голландия — пешком. Часть первая >>

Источник: https://ee.sputniknews.ru/tourism/20160401/952125.html

Ссылка на основную публикацию