Оценка эффективности экскурсионного менеджмента
Понятие «конкурентоспособность фирмы» включает большой комплекс экономических характеристик, определяющих ее положение на туристском рынке. Этот комплекс может включать характеристики туристско-экскурсионного продукта, а также факторы, определяющие экономические условия его производства и продажи.
Конкурентоспособность продукта и конкурентоспособность фирмы – туроператора находятся в прямой зависимости. Возможность фирмы конкурировать на туристском рынке зависит от конкурентоспособности ее продукта и экономических методов деятельности.
Так как экскурсионная фирма является и производителем, и исполнителем туристско-экскурсионных услуг, на ее конкурентоспособность большое воздействие оказывают:
1. Качество предоставления и изготовления экскурсионных услуг
2. Комплексные условия: возможность фирмы предоставлять потребителям скидки (социальный сегмент рынка)
3. Организация сбытовой сети (доступность широкому кругу потребителей, презентация нового продукта, активное участие в проведении общественных мероприятий, в выставках и ярмарках, эффективность рекламных кампаний, воздействие средствами паблик рилейшнз)
4. Благоприятный имидж фирмы (ее надежность, авторитет, информированность потенциальных покупателей об ассортименте продукции, воздействие товарного знака на привлечение внимания покупателей к ее продукции, выяснение мнения потребителей путем опроса)
5. Воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение фирмы на рынке.
Конкурентные позиции фирмы на рынке зависят также от той поддержки и того содействия, которые фирма получает со стороны правительственных, государственных и местных органов управления.
Повысить конкурентоспособность фирмы и ее продукта можно:
· обеспечив технико – экономические и качественные показатели, создающие приоритетность продукции фирмы на рынке;
· изменив качество продукта с учетом запросов и требований потребителя и повысив внимание к качеству исполнения услуг;
· выявив и обеспечив преимущества продукта по сравнению с аналогичным продуктом фирм – конкурентов;
· изучив мероприятия конкурентов по совершенствованию аналогичных услуг и разработав меры, дающие преимущества;
· определив возможные модификации экскурсионных услуг путем повышения качественных характеристик;
· использовав ценовые факторы повышения конкурентоспособности экскурсий, в том числе применяемых фирмами – конкурентами (скидки с цены, гарантии);
· применив дифференциацию услуг, обеспечивающее устойчивое предпочтение покупателей. Значение ценовой конкуренции в этих условиях снижается, так как потребители руководствуются своими предпочтениями.
Таким образом, оценка конкурентоспособности туристско-экскурсионной фирмы на рынке или сегменте рынка основывается на тщательном анализе технологических, производственных, сбытовых, а также исполнительских возможностей фирмы и призвана определить потенциальные возможности фирмы и мероприятия, которые она должна предпринять для обеспечения своих позиций на туристском рынке.
Во всех своих решениях менеджеры экскурсионной сферы деятельности должны руководствоваться не только экономическими, но и социальными соображениями. Существование и престиж менеджмента обосновываются как экономическими результатами деятельности фирмы, так и социальным характером экскурсионных услуг. Любое действие, предпринимаемое менеджером, - это мероприятие экономического характера, в котором большое значение имеет экономический фактор, хотя «эффективность менеджмента и деятельности менеджеров можно измерять лишь с помощью показателей успехов, экономических результатов».
Важным условием, определяющим успех экскурсионной деятельности является функционирование системы управления. На начальном этапе осуществления процесса управления необходимы следующие условия:
1) методическое обеспечение (цели деятельности экскурсионной организации, концепции, методы, структура и принципы управления, а также стиль руководства);
2) кадровое обеспечение (обеспечение управленческими кадрами, уровня квалификации кадров и эффективности кадровой политики);
3) информационное обеспечение (развитие нормативной базы данных, технологии обработки информации, повышение оснащенности техническими средствами).
В процессе развития управленческой деятельности происходят: повышение оперативности и развитие функций управления производством; регламентация и автоматизация процесса управления, а также снижение расходов на управление.
Результаты функционирования и эффективности системы управления ведут:
· к развитию производства: повышению конкурентоспособности, расширению ассортимента слуг, росту производительности труда, увеличению прибыльности;
· социальному развитию коллектива: повышению заработной платы, росту выплат работникам из фонда потребления, обеспечению стабильности персонала;
· обеспечению личной безопасности экскурсантов, сохранности их имущества, ненанесению ущерба окружающей природной среде.
После определения уровня развития системы управления и влияния ее на конечные результаты деятельности фирмы в целом намечаются мероприятия по ее совершенствованию, а в конечном итоге – по повышению эффективности работы этой фирмы. Оценке подвергаются все элементы и блоки процесса управления как части общей системы.
Объектами оценки могут стать организации, фирмы любых организационно – правовых форм, осуществляющие как коммерческую, так и некоммерческую деятельность не менее одного года. Для новой организации можно провести оценку по полугодиям, сравнив результаты завершившегося полугодия и предыдущего.
По результатам оценки формируется план организационно – технических мероприятий по совершенствованию системы управления.