Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Куда поехать:

Всё о Нью-Йорке: достопримечательности - Средний город - центр острова

Средний город - центр острова

 

Давайте вернемся к центру острова по Восточной 42‑й улице.

Вскоре мы приблизимся к месту, где сосредоточены несколько потрясающих зданий.

Первым из них на нашем пути встретится «Крайслер билдинг» (Chrysler Building), находящийся по адресу: Лексингтон‑авеню, 405 (405 Lexington Avenue). Его как головной офис автомобилестроительной компании возвел в 1928–1930 годах в стиле ар деко замечательный архитектор Уильям Ван Ален. Башня высотой 319 метров насчитывает 77 этажей и около 5 тыс. окон. На ее сооружение ушло почти 4 млн кирпичей и без малого 30 тыс. тонн стали. Спираль здания по желанию заказчика напоминает решетку автомобильного радиатора. Стенные уступы декорированы крылатыми крышками радиаторов, колесами и стилизованными автомобилями. Составляющие орнамент горгульи повторяют верхнюю часть одной из моделей «Крайслера». Сверкающая спиральная корона здания с самого начала стала одним из ярчайших символов Нью‑Йорка.

Дальше, по адресу: Восточная 42‑я улица, 122 (122 East 42nd Street), находится «Чейнин билдинг» (Chanin Building). Его по заказу одного из крупнейших нью‑йоркских торговцев недвижимостью построила в 1927–1929 годах фирма «Слоан и Робертсон». Наружный орнамент и декор главного холла создали известные скульпторы Рене Шамбеллан и Жак Л. Деламарр. Это здание считалось одним из лучших творений в стиле ар деко. Оно открыто для осмотра в рабочее время.

clip_image021

Стеклянные небоскребы рядом со штаб‑квартирой ООН

Рядом, по адресу: Восточная 42‑я улица, 110 (110 East 42nd Street), находится здание «Хоум сейвингс оф Америка» (Home Savings of America). Его по заказу «Сберегательного банка на Бауэри» в 1923 году создали для размещения головного офиса зодчие фирмы «Йорк и Сойер», которые считались лучшими банковскими архитекторами того времени. Массивное здание возведено в стиле романской базилики.

Законченный в 1931 году «Эмпайр стейт билдинг» высотой 381 метр установил рекорд продолжительности обладания титулом самого высокого здания мира, сохраняя его на протяжении более чем четырех десятилетий – до 1972 года.

Когда мы дойдем до пересечения Восточной 42‑й улицы с Парк‑авеню (East 42nd Street at Park Avenue), по правую руку окажется главный вход в здание Центрального железнодорожного вокзала (Grand Central Terminal). Его украшенный колоннами великолепный фасад со стороны 42‑й улицы венчают скульптуры Меркурия, Геркулеса и Минервы. Семейство железнодорожных магнатов Вандербильтов привлекло к созданию вокзала две архитектурных компании: фирма «Рид и Стем» несла основную ответственность за функциональные аспекты проекта, фирма «Уоррен и Уэтмор» – за эстетические. Здание, сооруженное в 1903–1913 годах по образцу грандиозных терм Древнего Рима, оснащено стальным каркасом, который облицован мрамором и гипсом. Главный зал представляет собой весьма обширную пешеходную зону, накрытую сводчатым потолком; над ней с каждой стороны возвышаются по три 23‑метровых окна. Его украшением являются две величественных сдвоенных лестницы, которые выполнены в подражание парадной лестнице парижской Оперы. Зал Вандербильта также весьма привлекателен в архитектурном отношении, а вдобавок декорирован позолоченными канделябрами и розовым мрамором. В целом Центральный железнодорожный вокзал Нью‑Йорка является одним из самых выдающихся архитектурных шедевров стиля бо ар, символом триумфа инженерной мысли и искусства зодчества.

clip_image022

«Крайслер билдинг» (в центре) гордо возносится ввысь

К северу от Центрального железнодорожного вокзала, по адресу: Парк‑авеню, 200 (200 Park Avenue), взметается в небо «“Метлайф” билдинг» (MetLife Building). Это 59‑этажное здание высотой 246 метров было воздвигнуто в 1963 году по заказу первого владельца – компании «Пан‑Ам» – фирмой «Эмери Рот и сыновья». Консультантами по проекту выступали архитекторы Вальтер Гропиус и Пьетро Беллуски. Многие специалисты считают, что это здание испортило вид Парк‑авеню; как бы то ни было, его появление коренным образом изменило облик этого проспекта. Пышностью отличается интерьер здания, которое в 1981 году купила организация «Метрополитен лайф», давшая ему новое имя. Оно открыто для посещения в рабочее время.

По соседству с «“Метлайф” билдинг», по адресу: Парк‑авеню, 230 (230 Park Avenue), стоит еще одно офисное здание – «Хелмсли билдинг» (Helmsley Building). Оно было построено в 1929 году в стиле ар деко участвовавшей ранее в создании Центрального железнодорожного вокзала Нью‑Йорка фирмой «Уоррен и Уэтмор». Сначала в этом здании размещалась штаб‑квартира Центральной железнодорожной компании Нью‑Йорка. Сейчас оно принадлежит Леоне Хелмсли – вдове миллиардера Гарри Хелмсли, которая в ходе реставрации «Хелмсли билдинга» придала ему слепящий блеск, многими, впрочем, расцениваемый как проявление безвкусицы.

Не станем менять избранное направление и, двинувшись вверх по Парк‑авеню, вскоре попадем в Верхний Мидтаун (upper Midtown). Этот округ с давних пор считается местом концентрации нью‑йоркского житейского шика. И первым символом такого рода, который встретится на нашем пути, будет величественный горный хребет комплекса «Уолдорф‑Астория» (Waldorf‑Astoria), находящегося по адресу: Парк‑авеню, 301 (301 Park Avenue). Он занимает целый квартал (микрорайон)! Эта громада была сооружена в 1929–1931 годах архитекторами фирмы «Шульце и Уивер», лидировавшей тогда в сфере гостиничного строительства, в стиле ар деко. Вонзающиеся в небо башни‑близнецы взметнулись ввысь на 190 с половиной метров. В отеле насчитывается 2200 роскошных номеров. В башнях размещаются частные апартаменты, к которым ведет отдельный вход с 50‑й улицы. Длинный список VIP‑постояльцев «Уолдорф‑Астория» включает, к примеру, всех без исключения президентов США, правивших с момента ввода отеля в строй.

Количество незаурядных памятников зодчества Верхнего Мидтауна настолько велико, что мы лишь упомянем находящиеся в окрестностях Парк‑авеню церковь Св. Варфоломея (St Bartholomew’s Church), которая оживила прилегающий район своей византийской архитектурой с резными украшениями (ее адрес: Восточная 50‑я улица, 109 (109 East 50th Street)), и ориентированный на эффектное сочетание с этой церковью небоскреб «“Дженерал электрик” билдинг» (General Electric Building), чьим незабываемым отличительным признаком является игольчатая корона на макушке (он расположен по адресу: Лексингтон‑авеню, 570 (570 Lexington Avenue)).

А вот «“Сиграм” билдинг» (Seagram Building), находящийся по адресу: Парк‑авеню, 375 (375 Park Avenue), несомненно, заслуживает более подробного описания. Проект этого офисного здания в «интернациональном стиле», построенного в 1958 году, создал выдающийся немецкий и американский архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969). В 1920‑х годах в Германии он был одним из лидеров функционализма. С 1938 года жил в США, где развивал идею совершенной «универсальной формы». Мис ван дер Роэ создал тип здания‑параллелепипеда со стальным каркасом, нерасчлененным внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен, образцом которого как раз и стал «“Сиграм” билдинг». В нем зодчий воплотил мудрость своих глубоких афоризмов вроде «структура духовна» или «меньше значит больше». «“Сиграм” билдинг» стал парадигмальным для офисной архитектуры 1960‑х годов. Он считается вершиной «интернационального стиля». Под стать изощренному наружному оформлению здания также его интерьер, созданный Филипом Джонсоном. Им стоит полюбоваться. Для осмотра здание открыто с понедельника по пятницу с 9:00 до 17:00.

Подобно «“Сиграм” билдингу» в 1960‑е годы, парадигмальное значение для офисной архитектуры 50‑х годов прошлого века имело расположенное неподалеку, по адресу: Парк‑авеню, 390 (390 Park Avenue), здание «Ливер хаус» (Lever House). Оно было построено в том же «интернациональном стиле» по проекту, разработанному фирмой «Скидмор, Оуингс и Меррилл», в 1948–1952 годах. Руководил подготовкой проекта известный архитектор Гордон Буншафт. Сооружение представляет собой два прямоугольника из стали и стекла, один из которых лежит горизонтально, а другой установлен над ним вертикально. «Ливер хаус» оставляет ощущение «легкости», изящества. Его появление знаменовало конец эры массивных, «тяжеловесных» небоскребов. Можно сказать, что это здание стало отправной точкой развития новой архитектуры, по крайней мере – одной из них, причем для Нью‑Йорка, пожалуй, важнейшей.

clip_image023

Над соседними возвышается светлое здание «“Ситигруп” центра»

Как и два соседних в начале и конце 1950‑х годов, громкую сенсацию в 1978 году произвело здание «“Ситигруп” центра» (Citigroup Center), находящееся по адресу: Восточная 53‑я улица, 153 (153 East 53rd Street). Его новаторский проект разработала фирма «Хью Стаббинс ассошиитс». Строительство начиная с 1972 года осуществляла уже известная читателям компания «Эмери Рот и сыновья».

«“Ситигруп” центр» представляет собой еще один парадигмальный шедевр «интернационального стиля». Эта башня из стекла, алюминия и бетона, которая «на голову» выше окрестных домов, водружена на десятиэтажные опоры. Необычность дизайна подчеркивает срезанная под острым углом верхушка. Сегодня это 900‑футовое здание по высоте занимает четвертое место в Нью‑Йорке и десятое в мире. Прекрасен его интерьер. Особый интерес вызывает часовня, оформленная замечательным скульптором Луизой Невельсон. Здание открыто для осмотра ежедневно с 7:00 до 23:00. А во встроенной в основание башни лютеранской церкви Св. Петра, помимо традиционных, по воскресеньям с 17:00 проводится служба под джаз.

Последней из достопримечательностей этой части Верхнего Мидтауна опишем Центральную синагогу (Central Synagogue), расположенную по адресу: Лексингтон‑авеню, 652 (652 Lexington Avenue). Она была построена в 1872 году по проекту знаменитого архитектора Генри Фернбаха в неомавританском стиле. Реставрацию после пожара 1998 года осуществила фирма «Харди Хольцман Пфайффер ассошиитс». Оконные арки в форме подковы выполнены в испанском стиле. Оформление интерьера навеяно мотивами, которые почерпнуты в залах дворца‑замка Альгамбра, находящегося в Гранаде. Центральная синагога Нью‑Йорка открыта для осмотра по вторникам и средам с 12:00 до 14:00.

clip_image024

Центральная синагога

Другая магистраль, на и в окрестностях которой располагается большое число достопримечательностей Верхнего Мидтауна, – Пятая авеню – протянулась к западу от Парк‑авеню и Лексингтон‑авеню. Двигаясь в ее направлении, полюбуемся объектом, который в едином комплексе объединяет сразу два незаурядных памятника архитектуры разных периодов: «Дома Вилларда» (Villard Houses) и Нью‑Йоркский отель «Палас» (New York Palace Hotel). Он находится по адресу: Мэдисон‑авеню у 451–457 (451–457 Madison Avenue). «Дома Вилларда» – это шесть четырехэтажных особняков в неоренессансном стиле, построенных по заказу эмигранта из Баварии, бизнесмена и газетного издателя Генри Вилларда в 1884 году из коричневого камня. Их соорудила ведущая нью‑йоркская архитектурная фирма «Макким, Мид и Уайт». В конце 1970‑х годов по определенным причинам над этими привлекательными зданиями нависла угроза сноса. Однако проблема была решена благодаря тому, что гостиничная сеть «Хелмсли» приобрела права на строительство на этом месте 51‑этажного отеля. Его возвела в 1980 году фирма «Эмери Рот и сыновья». Сейчас в здании размещается нью‑йоркский отель «Палас». «Дома Вилларда» органически вошли в состав нового комплекса, один из них служит главным входом в отель. Здания открыты для осмотра шесть дней в неделю, начиная с 10:00: с понедельника по четверг – до 19:00, по пятницам – до 18:00, по субботам – до 17:30.

Далее на нашем маршруте, по адресу: угол Пятой авеню и Восточной 50‑й улицы (Fifth Avenue at East 50th Street), находится кафедральный собор Св. Патрика (Saint Patrick’s Cathedral). Проект создал в 1851 году выдающийся архитектор Джеймс Ренвик – младший. Строительство велось с 1858 по 1878 год. В 1879 году собор был освящен. Башни достроены позднее – в 1888 году; их шпили возносятся ввысь на 101 метр. Прекрасное здание в неоготическом стиле стало самым большим католическим собором США. Впечатляет его интерьер, украшенный, помимо прочего, многочисленными незаурядными произведениями скульптуры. Собор открыт для посещения ежедневно с 7:30 до 20:30.

Двинемся вверх по Пятой авеню, которую на отрезке от 52‑й до 57‑й улицы обрамляют роскошные магазины: открывает их ряд «Картье», а завершают «Тиффани» и «Бергдорф Гудман». Первой выдающейся архитектурной достопримечательностью, которая встретится на нашем пути, будет церковь Св. Фомы (St Thomas’ Church), находящаяся по адресу: Западная 53‑я улица, 1, на углу с Пятой авеню (1 West 53rd Street at Fifth Avenue). Ее возвел в 1913 году в стиле французской готики зодчий Ральф Адамс Крам. Прекрасные панно внутри здания созданы архитектором Бертрамом Гудхъю и скульптором Ли Лаури. Церковь открыта для посещения ежедневно с 7:00 до 18:00.

Башни‑«близнецы» Всемирного торгового центра, строительство которых было окончено в 1972 году, первыми в мире перевалили за четырехсотметровую отметку, но пробыли самыми высокими зданиями планеты совсем недолго, уступив титул уже в 1974 году.

По адресу: Пятая авеню, 725 (725 Fifth Avenue) находится знаменитая башня Трампа (Trump Tower). Высота этого 68‑этажного здания из бронзы и стекла составляет 203 метра. Его проект создал известный архитектор Дер Скатт. Возведение в 1983 году осуществила фирма «Суонк Хейден Коннелл и партнеры». Этот жилой дом по праву считается шедевром «интернационального стиля». Кроме роскошных апартаментов, в нем размещаются шикарные офисы, а шесть этажей атриума заняты дорогими магазинами и кафе. Доступная для публики часть здания декорирована красным мрамором, изобилует фонтанами, водопадами и зеркалами. Оно открыто для осмотра ежедневно с 8:00 до 22:00.

clip_image025

Отель «Плаза» получил свое название от площади Гранд Арми‑плаза, на которой расположен

По соседству с башней Трампа, на Мэдисон‑авеню, 580 (580 Madison Avenue), находится здание «“ИБМ” билдинг» (IBM Building). Это офисное здание в «интернациональном стиле» построил в 1983 году архитектор Эдвард Ларраби Барнс. Оно представляет собой 43‑этажную пятигранную призму из полированного серо‑зеленого гранита. Внутри комплекса находится площадь Гарден‑плаза. Здесь установлена знаменитая авангардная скульптура Майкла Хайцера «Взлетающая масса». На Гарден‑плаза публика имеет доступ ежедневно с 8:00 до 22:00.

По диагонали от здания «“ИБМ” билдинг», по адресу: Восточная 57‑я улица, 41 (41 East 57th Street), расположен другой прекрасный дом – «Фуллер билдинг» (Fuller Building). Это офисное здание построено в 1928–1929 годах фирмой «Уолкер и Жиллетт» в стиле ар деко. Над входом размещены изящные белые часы с черными стрелками, а по обе стороны их – статуи работы скульптора Эли Надельмана. В интерьере здания особый интерес представляет пол, выложенный мозаичными панелями. Оно открыто для осмотра со вторника по субботу с 10:00 до 18:00.

clip_image026

Конная статуя генерала Шермана работы Огюста Сен‑Годена на площади Гранд Арми‑плаза

У северной границы Верхнего Мидтауна, на пересечении Пятой авеню и улицы с Южной стороны Центрального парка (Fifth Avenue and Central Park South), находится знаменитый отель «Плаза» (Plaza Hotel). Его в 1907 году возвел известный архитектор Генри Харденберг в стиле французского средневекового замка. В холле создано эффектное сочетание арок, колонн и беломраморных полов. По завершении строительства отель «Плаза» с 800 номерами, двухуровневым бальным залом, пятью мраморными лестницами и шикарными апартаментами в 14 и 17 комнат был объявлен «лучшей гостиницей мира». С тех пор его эффектный силуэт стал одним из символов изысканной роскоши Нью‑Йорка.

Свое знакомство с манхаттанским «средним городом» завершим прогулкой по расположенной в западной части острова местности, за которой закрепилось название Театрального квартала (Theater District). До определенного момента неформальная граница этого округа идет вверх по Пятой авеню, затем на Западной 51‑й улице сворачивает влево, образуя уступ, и до Центрального парка доходит уже по авеню Америк (Шестой авеню). Подобно Верхнему Мидтауну, эта местность изобилует памятниками архитектуры, и нам не остается ничего другого, как описать лишь самые выдающиеся из них.