Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Куда поехать:

Туристские формальности: визовые формальности, таможенно-тарифное регулирование - Шенгенское соглашение

Шенгенское соглашение

 

Свобода передвижения людей связана прежде всего с правила­ми пересечения государственных границ. Эта проблема в силу многих причин долго не находила общего решения в Европе. Только к середине 1980-х годов наметился заметный прогресс.

Уже в 1970-е годы между странами Европейского союза проис­ходил довольно беспрепятственный обмен товарами и услугами. Передвижение людей контролировалось с нормативно-правовой точки зрения, т.е. для путешествия по странам региона ЕС граж­данину необходимо было предъявить заграничный паспорт. Но на практике требования были значительно мягче, и уже в то время для пересечения границ внутри стран ЕС гражданам ФРГ, Фран­ции или Нидерландов было достаточно предъявить только нацио­нальный паспорт.

В середине 1980-х годов по решению этого вопроса начались переговоры между правительствами стран ЕС.

После длительных политических дискуссий 13 июня 1984 г. во­прос о создании зоны свободного передвижения людей, капита­лов, товаров и услуг был практически решен. Первым шагом к этому соглашению была подписанная канцлером ФРГ Г.Колем и президентом Франции Ф. Миттераном так называемая Саарбрюк- ская конвенция, которая регламентировала пограничный и тамо­женный контроль между двумя странами.

Через год в замке Шенген, расположенном в пригороде Люк­сембурга, 14 июня 1985 г. Германия, Франция, Бельгия, Нидер­ланды и Люксембург на основе Саарбрюкской конвенции подписали Шенгенское соглашение (названо по месту подписания), которое стало крупнейшим соглашением с момента основания Европей­ского экономического сообщества.

Главная цель этого Соглашения — взаимная готовность сначала облегчить гражданам прохождение паспортного и таможенного кон-

I роля на границах между этими государствами, а затем вообще отменить такой контроль. Чтобы новым порядком не воспользова­лись лица преступного мира, стороны согласовали перечень не­обходимых мер безопасности. С их принятием сохранялся и, более того, усиливался контроль на внешних границах.

В 1990-е годы руководители стран ЕС признали, что решение иммиграционных проблем зависит главным образом не от мер полицейского характера, а от согласованных и продуманных дей­ствий в области экономической и социальной политики.

В целях эффективного решения проблемы регулирования воз­можных иммиграционых потоков развитые государства Западной Европы разработали соответствующую политическую концепцию, м также комплекс конкретных мер, которые были закреплены в Шенгенском соглашении.

Первое Шенгенское соглашение не было реализовано в наме­ченные сроки, поэтому через 5 лет, 19 июня 1990 г. было подпи­сано новое Шенгенское соглашение (Шенген-2), хотя формально тго практическое применение первого Шенгенского соглашения. Выл принят окончательный Устав Шенгенского соглашения, включающий 192 пункта. Шенген-2 решал главным образом во­просы бесконтрольного пересечения внутренних границ едино­го внутреннего рынка и осуществления контроля при пересече­нии внешних границ, когда паспортная проверка проводится всего один раз.

Определился статус лиц, прибывающих из третьих стран. Для них установлены краткосрочные и долгосрочные визы, предус­мотрены условия передвижения в рамках стран — участниц Со­глашения, отработан порядок рассмотрения заявлений о предо­ставлении убежища.

В Шенгене-2 подробно регулируются вопросы полицейского сотрудничества, оказания правовой помощи в уголовном произ­водстве и при выдаче преступников, в совместной борьбе против распространения наркотиков.

Среди положений Шенгенского соглашения об­ращают на себя внимание:

- взаимное признание виз, выдаваемых странами-участницами;

- введение единой визы, действующей на территории стран- участниц;

-рассмотрение и решение вопроса о предоставлении убежища в каждом случае только одним государством;

- полицейское сотрудничество;

- иммиграционная политика и политика, касающаяся граждан третьих стран;

-таможенное сотрудничество.

Предпосылкой к введению единой визы в страны действия Шен­генского договора, которая признавалась бы действительной все­ми странами — участницами Соглашения, стало принятие ряда юридических документов, определяющих порядок въезда граждан третьих стран на территорию стран ЕС, это:

-единый список, насчитывающий в настоящее время 110 стран, гражданам которых необходимо получить визу для въезда в любую страну — участницу Соглашения;

- единый список лиц, въезд которых в страны Европейского союза нежелателен;

- общие для стран ЕС критерии, по которым ходатайствующим будет предоставляться виза для въезда на территорию действия Шенгенского соглашения или общий для всех стран перечень при­чин, которые могут служить предлогом для отказа в выдаче визы.

Следующие 5 лет были посвящены решению ряда проблем ре­ализации Шенгенского соглашения. В первую очередь речь шла о создании единой компьютерной базы данных с информацией о гражданах государств, не входящих в зону безвизового обмена, которые посещают страны ЕС, а также об обеспечении доступа к этой информации консульских отделов стран — участниц Шен­генского соглашения.

О Шенгенских соглашениях можно сказать, что они легче под­писывались, чем начали выполняться. Достаточно напомнить, что их вступление в силу неоднократно откладывалось. Даже в начале 1994 г. Исполнительный комитет Шенгенских стран (Исполком) принял решение об очередной отсрочке, мотивируя ее тем, что компьютерная база Шенгенской информационной системы еще не отлажена и, как показали проверки, нередко дает сбои.

Соглашение вызвало большой интерес со стороны других ев­ропейских государств. Его привлекательность заключалась не только в отмене пограничных формальностей для людей, но и значи­тельно упрощало многие процедуры и правила, действовавшие в процессе осуществления практически всех свобод единого внут­реннего рынка (передвижение товаров, капиталов и т.д.).

Не случайно круг участников Шенгенского соглашения посте­пенно расширялся. К нему присоединились: Италия (1990), Ис­пания и Португалия (1991), Греция (1992), Австрия (1995). Одна­ко не все страны сразу могли полностью удовлетворить требова­ниям ЕС. Испания и Португалия сразу же, в 1991 г., стали пол­ноправными участниками Соглашения и полностью приняли все его положения. Италия только в середине 1996 г. стала изменять внутреннее законодательство в соответствии с требованиями Со­глашения и полностью присоединилась к нему только к 1997 г. Греция и Австрия не сразу смогли удовлетворить требования Шен- гена.

Некоторые страны заняли выжидательную, а то и открыто от­рицательную позицию. Не желала вступать в Соглашение Вели­кобритания, настаивая на сохранении полного своего контроля за пересечением национальных границ. Ирландия была вынужде­на последовать решениям Лондона, иначе ее граждане лишились бы существующих льгот при поездках в Великобританию. До на­стоящего времени эти две страны так и не присоединились к Шенгенскому соглашению.

О своем присоединении к Шенгенскому соглашению заявили Дания, Финляндия и Швеция. Препятствием для этих стран была необходимость урегулировать вопросы, связанные с их участием в безвизовом порядке пересечения границ, действующем в Скан­динавии 40 лет. До последнего времени получалось так, что если бы скандинавская «тройка» вступила в Шенгенское соглашение, то через государства, не являющиеся членами Европейского со­юза и Шенгенского соглашения, можно было бы беспрепятствен­но проникать на территорию единого внутреннего рынка. Иначе говоря, возникла бы опасность осложнений, порождаемых сосу­ществованием двух различных правовых режимов. Выход был най­ден, когда к Шенгенскому соглашению в марте 2001 г. присоеди­нились все пять скандинавских стран: Дания, Финляндия, Шве­ция, Норвегия и Исландия.

Новым шагом в развитии Шенгенского процесса явилось при­нятое 12 декабря 1998 г. решение Исполкома об отмене с 1 марта 1999 г. визового режима в отношении граждан Эстонии, Латвии и Литвы. Это решение свидетельствует о желании европейских стран быстрее интегрировать прибалтийские государства в Евросоюз. Выли заключены двусторонние соглашения о безвизовых поезд­ках, действия которых не распространяются на лица, не обладаю­щие гражданством прибалтийских государств. Для них сохранился визовый режим. Государства — участники Шенгенского соглаше­ния обратились к прибалтам с призывом присоединиться к Кон­венции ООН о правовом статусе лиц без гражданства от 28.09.54 г. (Женевская конвенция о статусе беженцев от 28.07.1951 г.) с тем, чтобы все проживающие на их территории могли в будущем пользо­ваться правом безвизового въезда.

В настоящее время в Шенгенское визовое простран­ство входят следующие страны: Австрия, Бельгия, Греция, Италия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Германия, Фран­ция, Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Исландия, Порту­галия. Льготный безвизовый порядок въезда в страны Шенгенского соглашения предоставлен Венгрии, Польше, Словакии, Чехии, Лат­вии, Литве, Эстонии. Их граждане могут въезжать в страны Шен­генского соглашения без визы, только со своим национальным паспортом.

Свободу передвижения людей и товаров в рамках Шенгенского соглашения довольно скоро уравновесила суровая реальность под названием «компенсирующие меры». Пришлось резко усилить ох­рану внешних границ, наладить информационный обмен и со­трудничество правоохранительных органов, принять меры по борь­бе с транспортировкой наркотиков и оружия. Затем на первый план вышла борьба с нелегальной иммиграций. В связи с этим серьезная ситуация сложилась в Италии, Испании и Греции. Не­легальные иммигранты, проникающие во многие европейские страны из Албании, бывшей Югославии, Северной Африки, Ук­раины и Белоруссии, исчисляются сотнями тысяч. Политологи полагают, что свобода передвижения может разрушить правовое поле Европы. Это порой побуждает чиновников, ответственных за контроль над въездом в Европу, принимать жесткие меры по от­ношению к иностранцам, въезжающим на территорию стран Шенгенского соглашения.

Необходимо отметить, что отдельные страны ЕС подписали договоры о безвизовом въезде с третьими странами, с которыми имеется традиционный широкий обмен. Например, между Ита­лией и некоторыми африканскими странами, Бельгией и Заи­ром, Австрией и Венгрией. Из-за исторически сложившихся свя­зей выходцам из стран Латинской Америки не нужна въездная виза в Испанию, однако страны ЕС настаивают на изменении та­кой визовой практики, так как она обеспечивает свободу дей­ствий в Европе колумбийским и другим латиноамериканским тор­говцам наркотиками. Граждане Португалии пользуются правом двойного гражданства с Бразилией и наоборот. Большое количе­ство иммигрантов прибывает в Великобританию с индийского суб­континента, а во Францию — из Северной Африки.

По мнению экспертов стран ЕС введение унифицированных въездных предписаний является единственным эффективным и универсальным способом регулирования потока беженцев и им­мигрантов.

В июле 1995 г. все государства — члены ЕС подписали конвен­цию о создании Европейского полицейского ведомства — Евро- пола. Это пока еще информационная система, предназначение которой — сбор и обработка сведений о террористах, их дея­тельности и о транспортировке наркотиков. Деятельность Евро- пола призвана, прежде всего, контролировать и решать пробле­мы, порождаемые открытыми границами в рамках Шенгенских соглашений.

Шенгенское соглашение специально оговаривает, что в случае угрозы общественному порядку внутренние границы государств — участников Шенгенского соглашения могут восстанавливаться на ограниченный период по решению правительства. В таком случае другие страны об этом извещаются заранее. Пограничная служба тем самым получает возможность проверять при переходе грани­цы удостоверения личности или загранпаспорта.

В соответствии с Соглашением каждая страна Шенгенской группы «после введения единой внешней границы Сообщества осущест­вляет пограничный контроль в соответствии с едиными принципа­ми и нормами, но при этом в рамках национальной компетенции и с учетом интересов всех стран-участниц». Контроль внешних гра­ниц должен быть усилен настолько, чтобы быть эффективным и не вызывать сомнений ни у одной из заинтересованных стран. Для этого соответствующие рабочие группы изучают механизм вложения финансовых средств каждым партнером на укрепление внешних границ. Разработан целый ряд юридических документов и различ­ных административно-технических нормативов, которые смогут обеспечить единый подход к осуществлению пограничного и тамо­женного контроля в отношении граждан третьих стран.

Не все в реализации Шенгенского соглашения проходило гладко. Возникали многочисленные проблемы. В частности, несмотря на высокую степень защиты — за все время существования дизайн визовой этикетки несколько раз менялся, одновременно совер­шенствовались средства защиты от подделок, — отмечались слу­чаи подделки бланков шенгенских виз. Чаще всего речь шла о са­мостоятельном исправлении сроков действия документа.

В настоящее время активно обсуждается вопрос о введении еди­ной европейской визы, с помощью которой Европа планирует бо­роться с нелегальной иммиграцией. Общеевропейский план борь­бы с нелегальной иммиграцией, предложенный всем странам ЕС, в частности предусматривает создание единой европейской консуль­ской службы и единой европейской туристской визы. Авторство по новым инициативам принадлежит Испании — стране, известной своим жестким иммиграционным законодательством, — и состоит в следующем: поскольку граждане третьих стран, получив отказ в шенгенской визе одной из стран ЕС, обращаются в консульство другой, но в конце концов попадают в страну, где их по той или иной причине не хотят видеть, постольку планируется не только облегчить режим депортации таких иммигрантов, но и ввести санк­ции против стран, не являющихся членами ЕС, которые не прини­мают мер по пресечению незаконного выезда их граждан в Европу.

Создан единый автоматизированный банк данных полицейских органов — Шенгенская информационная система (ШИС), располо­женная в г. Страсбурге. Система охватила полицейские органы всех стран Европейского союза, примкнувших к Шенгенскому согла­шению.

В банк данных стали вводиться сведения о лицах, выдачу кото­рых запрашивали страны—участницы соглашения; о лицах, по­дозреваемых в совершении особо опасных преступлений; о доку­ментации и иных предметах, являющихся уликами в расследуе­мых делах, связанных с серьезными уголовными преступления­ми, и др. Составной частью полицейского сотрудничества стала возможность преследовать преступников на территории других стран — участниц Соглашения, что в отдельных случаях требует присутствия должностных лиц государства, на территории кото­рого осуществляется арест.

В Российской Федерации консульства стран, входящих в Шен­генское соглашение, часто сталкиваются с предоставлением не­достоверных сведений заявителя о себе и о целях поездки. Однако любое нарушение условий Шенгенского соглашения, в том числе и представление заведомо ложных сведений, влечет за собой от­каз в выдаче разрешения на въезд на территорию одного из госу­дарств Шенгенской зоны и автоматически закрывает туристу до­рогу практически во все государства Евросоюза.

В ближайшие годы предполагается расширить число стран, вхо­дящих в Шенгенское соглашение. Одним из основных претенден­тов является Кипр. На очереди — Польша, Латвия, Хорватия.