Спонсоры

Спонсоры

Видео Гиды

Куда поехать:

Города Азии: седая древность и супермодернизм - Мифы и факты

Мифы и факты

 

Золотой храм был построен в 1589 году во время правления гуру Арджана Дева Джиа. Большая часть строительства велась под надзором императора сикхов Ранджит Сингха. Глава сикхской империи Пенджаб жертвовал значительную часть своего богатства и строительных материалов на строительство великолепного сооружения. Только на облицовку здания медными плитами, покрытых позолотой использовано 100 кг золота.

Сразу поражает живописный фон священного храма. Расположенный в самом центре озера, он отражается миллионом сверкающий золотом бликов на воде. Озеро называется Амрита Сарае - «Озеро бессмертия». Его вода считается целительной.

Существует легенда о гордой принцессе, которая не хотела выходить замуж за выбранного отцом жениха, и тогда тот, в наказание, поклялся отдать ее за первого встреченного на дороге мужчину. Им оказался нищий бродяга, весь покрытый язвами. Девушка привела его к священному озеру, а сама убежала, не желая быть замеченной рядом с бродягой. Когда девушка вернулась, сидел красивый мужчина на том месте, где она оставила своего больного мужа. Она обвинила его в убийстве. Но тут увидела, как пара черных лебедей села на воду, а затем взлетела вверх уже с белым оперением. После этого девушка поверила в чудесное выздоровление своего мужа.

Окруженный со всех сторон водой, храм можно достичь по единственному длинному мосту, вход на который ограничен охраняемыми воротами. В здании четыре входа со всех сторон света, как символ того, что оно открыто для путников любой расы и вероисповедания. Первый гуру Нанак проповедовал братство и равенство, а гуру в его учении рассматривается как посредник мудрости.

Любой человек может войти в Золотой храм, хотя посетители должны соблюдать некоторые религиозные традиции и одеваться соответствующим образом. В знак уважения, голова должна быть покрыта, а обувь следует снять у входа. Там же туристам выдают платки, предусмотренные для этой цели.

Внутри интерьер украшают различные святыни сикхских Гуру. Существует также центральный музей, где на мемориальных досках записаны исторические события и памятные даты, важные для веры сикхов. В дань уважения солдатам-сикхам, погибшим за независимость Индии во время Первой мировой войны, установлены памятники.

В Золотом храме в Амритсар хранится Гуру Грантх-Сахиб, священная книга - сборник религиозных стихов и гимнов, созданные десятью сикхийскими гуру, а также мусульманскими и индуистскими священнослужителями. Гимны поют в храме в течение всего дня, заполняя залы дворца очаровательными звуками флейт, скрипок и барабанов.

Здесь же расположено здание Акал Тахт, место жительства главы сикхской религии.

Многие приходят к Золотому храму в Амритсар в поисках духовного просветления. Рядом с основным зданием находятся общежития и столовые для посетителей. Всем приходящим, независимо от национальной и религиозной принадлежности, бесплатно предоставляется еда и ночлег.

Не менее фантастичная достопримечательность Индии – пещерные храмы Эллоры. Самый известный из них - храм Кайлаш, вырезанный из цельного камня в виде обители Шивы - священной горы Кайлаш в Тибете. Самыми древними и одними из наиболее важных священных мест буддизма являются пещеры Аджанты.

В глубине скалистой пустыни Иордании спрятан город розовых скал - Петра, который создали руки древнего народа набатеев тысячи лет назад.

Этот древний чудо-город простирается вдоль извилистой долины, образовавшейся среди скал, на месте, бывшем в глубокой древности руслом реки. Вытесанные в скалах ступеньки ведут к неисчислимому количеству сооружений - монументов, некрополей, водохранилищ, алтарей. До наших дней сохранилось более восьмисот памятников Петры.

Археологам удалось установить, что, помимо вытесанных в скалах некрополей, в пору своего расцвета Петра могла по праву гордиться богатейшими жилищами своих обитателей, пышными садами, храмами и скульптурами, созданными вполне традиционно и располагавшимися в «нижнем городе», в отличие от «верхнего» - скального, почти целиком подчиненного ритуальным целям. Это, кстати, развеяло еще один миф о Петре как о «городе мертвых», городе без населения, колоссальном мавзолее. Хотя достаточно было просто взглянуть на него со стороны, поднявшись на один из близлежащих холмов, чтобы убедиться, что это невозможно. Не мог быть город с театром, стадионом, банями, храмами, канализационной системой, тянувшейся на километры, «мертвым». Скрытая от врагов отвесными скалами, с постоянно функционировавшим водоснабжением, Петра была своеобразным живым микрокосмосом в самом сердце пустыни.

Набатеи - народ арамейского происхождения, населявший северную часть Аравийского полуострова. Набатейская государственность сложилась под влиянием греков, которые активно селились в Сирии, Иудее, Египте - тех областях, которые непосредственно примыкали к Аравии. Отношения с греками не всегда были мирными - первое историческое упоминание набатеев датируется 312 г. до н.э., когда этот семитский народ оказал ожесточенное сопротивление ливанским грекам, за которыми стояли диадохи Александра Великого. Борьба шла за Петру (в переводе – «Скала») важнейший перевалочный торговый центр из Красного моря. В результате этой войны сложилось так называемое Набатейское царство со столицей в той самой Петре. Территория царства включала в себя территорию современных Иордании, частично Израиля и Египта, а именно Синайский полуостров, Палестину, восточную часть Красного моря, на севере простиралась до границы с Сирией по линии Тир - Дамаск (смотри карту )

Географическое положение Царства набатеев было настолько удачным, что их независимость была лишь вопросом времени. На карте красной чертой обведена его примерная территория. Краеугольным камнем процветания этой земли была посредническая торговля между странами из дальней Азии - Китаем, Индией, Индокитаем и набирающей силу сверхдержавой запада - Римской Республикой (позднее - Империей). Этот путь товаров был таков: морским путем до порта Аила в Красном море, откуда до столицы Набатейского царства Петры. Эта дорога была очевидно наиболее интересной для торговцев, так как они платили таможенный сбор только один раз - набатеям в Петре, перегружали товар в Газе (Gaza) или Риноколуре (Rhinocolura) на берегу Средиземного моря и доставляли его далее по всему западному миру. Набатеи брали portarium в размере 25%. И это было по-божески. Царство процветало, купаясь в роскоши.

Но растущая политическая и экономическая сила набатеев стала беспокоить Рим. И после смерти последнего набатейского царя Раббела II в 106 году н.э. римляне полностью утвердились в набатейском государстве, назвав его Аравийской Петреей. Петра, однако, сохранила относительную автономию, получив статус метрополиса.

Шли годы, проходили века, менялся мир. Вдоль побережья Аравийского Полуострова набирала силу морская торговля, В Сирии расцвел новый мощный коммерческий центр - Пальмира. Старые торговые пути были смещены, и неожиданно Петра оказалась не у дел. Коммерция становилась для набатеев все менее прибыльной, их столица хирела... И вот в IV веке н.э. город покинули его жители. Историки и археологи не могут назвать конкретную причину этого исхода. Археологи почти не находят при раскопках в Петре материальных ценностей И Монет, и это говорит о том, что набатеи покидали свою столицу неспешно и организованно. Больше об этом ничего не известно.

С этого момента цветущая прежде Петра оказалась «городом мертвых», затерянным в песках.

Город розовых скал стал известен современной цивилизации лишь в 1812 году, когда один неугомонный швейцарец, которому не было дела до прожектов Наполеона в Европе, отправился специально в палестинские края, чтобы посмотреть, что там находится.

Существуют две различные версии открытия этого удивительного творения. По одной, Иоганн Людвиг Буркхардт, как звали швейцарца, никакой Петры вовсе не искал, а искал он могилу пророка Аарона, которая находится на горе как раз на территории нынешней Иордании. С трудом уговорив проводника провести его кратчайшей дорогой к этой могиле, купол которой виден издалека, Буркхардт проехал по пути к своей цели через Петру и был ею совершенно заворожен. Он сделал массу рисунков, находясь в городе, и, приехав в Европу, открыл первую рекламную кампанию в честь Петры. По другой версии, Буркхардт слышал ранее о существовании этого странного, таинственного города в скалах. Но он знал также, что местные жители не то что бы неохотно допускают туда чужеземцев, но просто прячут город от глаз посторонних. Поэтому Буркхардт якобы придумал такую версию, что ему очень хочется попасть на гору, зная, что кратчайший путь к горе лежит как раз через Петру.

Говорят также, что до тех пор, пока в Петре не побывал швейцарский путешественник, бедуины, населявшие многочисленные пещеры в Петре, просто не пускали в свои владения посторонних, вероятно, опасаясь потерять свое сокровище из-за нашествия чужеземцев. Кстати, сами бедуины не могут сказать, в каком точно столетии их предки открыли Петру.

К городу ведет «тайный путь» - ущелье Сик. Проход через Сик, который мы совершили рано утром, стал для нашей туристической группы одним из самых сильных переживаний. Узкий, не более пяти метров шириной, извилистый, длиной около полутора километров проход с двух сторон закрывают отвесные скалы песчаника, удивительных розовых оттенков, подсвеченные утренними лучами Солнца, достигающие 90 метров в высоту. Стены Сика испещрены письменами - здесь можно увидеть надписи на всех Древних языках Старого Света. Их оставляли купцы, посещавшие Петру в пору ее расцвета.

Снизу видна лишь узенькая полоска неба. Гид не предвосхищает событий, держа в тайне момент появления Петры. И в конце ущелья мы оказываемся захваченными небывалым зрелищем – взору открывается главный памятник Петры, Казнат эль Фарун –«Сокровищница Фараона». Это один из ярчайших примеров набатейского искусства резьбы по камню. Богато украшенный резными изображениями, сорокаметровый фасад увенчан огромной урной - древним символом богатства. Легенда гласит, фараону, бросившемуся вдогонку за ушедшими из Египта евреями, оказались помехой его сокровища. Тогда он, призвав на помощь колдуна, в мгновение ока построил для них хранилище. В эту легенду так долго верили, что множество охотников за богатствами фараона пытались добраться до урны. О том, что с ними стало, предание молчит, но были люди, утверждавшие, что эта самая урна доверху заполнена телами погибших охотников за сокровищами На самом деле, никто не может точно сказать, для чего предназначалось это грандиозное сооружение. Большинство ученых считают, что это - усыпальница одного из набатейских царей. Есть также мнение, что здесь набатеи проводили свои религиозные ритуалы. Местные жители утверждают, что водосток, проложенный в сокровищнице, предназначался не для воды, а для крови. Ведь о религии набатеев почти ничего не известно, и вполне возможно, что они практиковали кровавые жертвоприношения.

Несмотря на два крупных землетрясения, случившихся в Петре еще в древности, многое из созданного набатеями сохранилось. Взору современных туристов Петры предстает зрелище небывалой красоты. Кажется, что резные фасады, будто оживающие прямо в скалах, отражают архитектурные стили всех соседей Набатейского царства, и в то же время они неповторимы. Глядя на монументы, скульптуры, колонны, арки и амфитеатр, также вытесанный из цельной скалы, в котором помещалось до 3 тыс.человек все больше начинаешь верить в колдовские чары, создавшие этот город.